Российско-японские отношения обсуждались на Ямале. В японском правительстве сейчас есть даже специальная должность: министр по делам сотрудничества с Россией в области экономики. Он и приехал на встречу с российскими чиновниками во главе с министром экономического развития Максимом Орешкиным.
– Ну, надо сказать, что это еще не окончательные переговоры, но уже непосредственно начавшиеся. Акцент ожидаемо сделали на энергетике. Здесь, в Сабетте, состоялась торжественная презентация нового проекта компании “Новатэк” – “Арктик СПГ 2”. Ожидаемо она началась с того, что японской делегации, а она была очень большая – это были представители и японского бизнеса, и японские чиновники, – им провели экскурсию по уже действующему предприятию “Ямал СПГ”. Экскурсию провели лично глава Минэкономразвития Максим Орешкин и глава “Новатэка” Леонид Михельсон. Делегация осмотрела центр управления заводом, побывала в порту, а уже после собралась на небольшое совещание, где обменялась мнениями по поводу того, что здесь увидели, и наметила точки дальнейшей дискуссии. Ну, в частности, это не только реализация сжиженного природного газа, который здесь добывают, но и развитие Северного морского пути. Давайте послушаем комментарий Максима Орешкина.
Максим ОРЕШКИН, министр экономического развития РФ: В планах экономического развития на ближайшие годы они занимают для страны очень важное значение. Это в том числе и развитие Северного морского пути как мощной транспортной артерии на ближайшее десятилетие как минимум, для Российской Федерации это очень важный проект. И здесь мы очень рады, что другой стратегический проект, который мы сейчас развиваем, торгово-экономические взаимоотношения с Японией. И эти проекты, они вписываются в те восемь направлений, одно из направлений – это энергетика, в те восемь направлений, который предложил премьер-министр Абэ.
– Ну, стоит отметить, что японцы здесь, на ямальской земле, гости лишь отчасти. Они были непосредственными участниками строительства того производства, которое здесь сейчас функционирует. В качестве подрядчиков здесь работали японские инженеры. И вот задача сегодняшней встречи уже привлечь японцев в качестве близких и непосредственных партнеров для реализации следующего проекта – “Арктик СПГ 2”. И судя по тому, что мы услышали в комментарии японского министра господина Сэко, текущая работа японскую сторону устраивает и, видимо, от дальнейшей работы ждут такого же продуктивного результата. Давайте послушаем выступление японской стороны.
Хиросигэ СЭКО, министр экономики, торговли и промышленности Японии, министр по делам сотрудничества с Россией в области экономики: “Ямал СПГ” является одним из важнейших проектов по плану сотрудничества между двумя нашими странами по восьми направлениям. Получился очень удачный союз богатых природных ресурсов России и японских технологий. Мы видим, как успешно работает этот комплекс.
– Ну, надо сказать, что Леонид Михельсон позже подробнее рассказал о параметрах работы текущего комплекса и, даже можно сказать, сделал новое заявление, в частности о том, что уже принято решение о запуске четвертой производственной линии “Ямал СПГ 2”. Я напомню, изначально планировалось, что будет их только три. И вот к 2019 году должна была закончиться полностью стройка, но, видимо, придется чуть-чуть сроки сдвинуть, раз решили еще расшириться. Более того, от Михельсона прозвучала такая идея: вообще в будущем создать на Камчатке отдельный самостоятельный СПГ-хаб, которого сейчас в России нет. И вот этот проект, если он будет реализован, способен отрасль просто изменить в корне.
Леонид МИХЕЛЬСОН, председатель правления ПАО “Новатэк”: Очень хорошая инвестиционная наша инициатива – сделать перевалку на Камчатке. Тоже мы ведем детальные переговоры с японскими компаниями о совместном строительстве такого хаба. Это даст и экономику логистике на СПГ, который будет производиться здесь, очень хорошую. И это создаст хаб, который изменит вообще представление о ямальском СПГ на азиатском рынке.
– Напомню, что подобную идею компания “Новатэк” еще не озвучивала, и многие, кто сегодня услышал об этом проекте от Леонида Михельсона, восприняли это как некое такое бизнес-резонерство. Тем не менее, как я уже сказал, подобный хаб способен в корне повлиять на отрасль, как минимум значительно снизить себестоимость топлива и в гораздо большей и качественной степени удовлетворять потребности азиатского рынка. Как известно, его энергетические запросы растут стабильно и постоянно.