Китаю, похоже, понравился план Владимира Путина о развитии российского экспорта.
– То есть ты имеешь в виду задачи, поставленные в майском указе, правильно? Что через шесть лет обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство и сфера услуг должны приносить России, если я не ошибаюсь, 20 процентов ВВП за счет экспорта.
– Да, Пекин даже хочет создать специальную Харбинскую экономическую зону, которая будет ориентирована исключительно на нашу страну. Причем китайцы в нее готовы основательно вложиться. Уже создан инвестиционный фонд в 5 миллиардов юаней – это почти 800 миллионов долларов.
– Надо сказать, что за развитие сотрудничества выступает не только Китай, но и многие другие страны. Например, Парагвай, Саудовская Аравия и Индия. Больше всего зарубежных партнеров интересуют поставки российского металла, химической, лесобумажной, сельскохозяйственной продукции и военной техники.
– Об иностранных вложениях в российские проекты глава Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев рассказал Владимиру Путину, а после встречи дал эксклюзивное интервью нашему специальному корреспонденту Олесе Гариповой.
– Доброе утро! Несколько дней назад вы встречались с президентом России Владимиром Путиным. О чем шла речь?
Кирилл ДМИТРИЕВ, генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций: Здравствуйте! Мы обсуждали, во-первых, результате деятельности РФПИ и о том, что уже 1,3 триллиона рублей проинвестированы вместе с нашими партнерами в российские компании, о том, что у нас работает в портфельных компаниях 700 тысяч человек и эти портфельные компании производят 5 процентов ВВП России. И это дает нам основу для того, чтобы также инвестировать вместе с нашими партнерами и также не только иностранными, но и российскими пенсионными фондами, российскими банками гораздо более масштабно в инфраструктуру России.
– Какие инфраструктурные проекты на сегодняшний день реализуются и с какими странами мы сотрудничаем?
Кирилл ДМИТРИЕВ: Во-первых, это очень много дорожных проектов, это инвестиции в ЦКАД-3-4, строительство дублера Кутузовского проспекта, дороги М4 и много других проектов. Здесь инвесторами являются и Объединенные Арабские Эмираты, и Саудовская Аравия, и китайские партнеры. А также мы активно инвестируем в аэропорты и в другие элементы инфраструктуры. Например, в аэропорт Пулково вместе с нами зашли 6 ведущих суверенных фондов мира.
– А технологиями готовы делиться наши партнеры?
Кирилл ДМИТРИЕВ: Да, безусловно, и мы видим, что важно привлекать не только средства, но и технологии, причем это не только высокие технологии в традиционном понимании. Вот мы много инвестируем и в интернет-технологии, и в искусственный интеллект, но даже технологии строительства, технологии логистики – безусловно, это то, что наши партнеры приносят, именно лучшие технологии в мире, а также мы можем применять лучшие технологии из России на территории стран-партнеров, куда мы тоже инвестируем.
– Какой эффект для нашей экономики мы получим благодаря реализации вот этих проектов?
Кирилл ДМИТРИЕВ: Мы считаем, что всего если проинвестировать 10 триллионов рублей в инфраструктуру и технологии России, это добавит 2 процента ВВП каждый год, это фактически удвоение темпов роста ВВП, что крайне важно. И мы считаем, вот эти 7 триллионов, которые мы готовы проинвестировать, а это средства как иностранных партнеров, так и российских пенсионных фондов, российских банков, они могут быть вложены с хорошей доходностью. Соответственно, и эти средства приумножатся, и, соответственно, ВВП вырастет на дополнительно 2 процента.
– А у частных инвесторов есть интерес к нашей инфраструктуре?
Кирилл ДМИТРИЕВ: Частные инвесторы интересуются. Здесь важна роль фонда развития, потому что понятно, в доходные проекты все инвесторы готовы вкладывать, но есть ряд проектов не очень доходных, и здесь фонд развития мог бы выдавать капитальный грант – это деньги от государства, которые бы позволяли инвесторам получать минимальную доходность, и тогда количество проектов, которые можно делать за счет частных средств, оно бы резко выросло, а наличие там частных инвесторов кратно повышало эффективность этих проектов, снижало издержки и позволяло их лучше контролировать.
– Если говорить о фонде инфраструктурных инвестиций, то из каких средств он будет финансироваться?
Кирилл ДМИТРИЕВ: Наше понимание в разговорах с Министерством финансов – это будут внутренние займы ОФЗ, при этом мы видим, что, благодаря очень четкой политике Минфина, у нас очень хорошие макроэкономические показатели, и нарастить этот внутренний долг и направить его в инфраструктурные проекты и потом получать средства за счет выросших налогов – это, безусловно, то, что необходимо делать.
– Какая роль РФПИ отводится в этой новой структуре?
Кирилл ДМИТРИЕВ: Очень важно, что мы уже показали инвесторам хорошую доходность, поэтому за нами стоят фонды, у которых триллионы под управлением, которые могут направлять часть средств в экономику России, и мы также видим возможность эти инфраструктурные проекты анализировать, определять, сколько необходимо дополнительных средств для государства, какой будет экономический эффект от этих проектов. И в среднем мы знаем, что рубль в инфраструктуру дает где-то 2,5 рубля роста ВВП, но мы хотим по каждому проекту также просчитывать и определять этот мультипликативный эффект инвестиций в инфраструктуру для экономики.
– Фонд создается на постоянной основе или это будет какой-то ограниченный срок?
Кирилл ДМИТРИЕВ: Мы считаем, что мы можем вместе с Министерством финансов, с Министерством экономического развития создать вот именно такую группу, которая бы приоритизировала инфраструктурные проекты, определяла, сколько можно привлечь частных средств и туда эти частные средства привлекала.
– Это проекты только федерального уровня или регионального в том числе?
Кирилл ДМИТРИЕВ: Региональные проекты для нас крайне важны. Например, в Московской области мы строим несколько платных переездов, которые сэкономят количество времени, которое в Подмосковье люди иногда проводят в пробках. И мы хотим это сделать федеральной программой. Мы также планируем активно работать с ведущими другими региональными программами, в том числе по строительству региональных дорог.
– На каких условиях иностранцы готовы инвестировать в нашу инфраструктуру?
Кирилл ДМИТРИЕВ: Ну для них, безусловно, важна предсказуемость условий, доходность проектов и чтобы эти условия не менялись. И здесь важна роль специнвестконтрактов, которые предложило государство, которое гарантирует инвесторам, что условия не будут меняться, и дает предсказуемость.
– Вы сказали о доходности. О каком проценте доходности идет речь?
Кирилл ДМИТРИЕВ: Они понимают, что вложения в инфраструктуру дают гораздо меньшую доходность, чем другие проекты. Они, безусловно, не хотят терять свои средства, и здесь именно важно, чтобы мы создавали условия, чтобы они получали минимальную доходность, не очень высокую, но доходность тем не менее, потому что, когда есть доходность, люди хотят все больше и больше вкладывать в проекты, и умение создать именно самовоспроизводящийся инвестиционный цикл, когда инвесторы получают минимальную доходность и готовы вкладывать дальше, это крайне важно.
– А какой срок реализации инфраструктурных проектов?
Кирилл ДМИТРИЕВ: Ну мы считаем, что мы сейчас уже активно инвестируем в инфраструктуру более 40 процентов всех наших вложений. Это инвестиции в инфраструктуру, поэтому мы продолжим делать то же самое, но в большем объеме и увеличивая совместные инвестиции с нашими партнерами.