– Развитием Северного морского пути займется отдельное подразделение на базе трех министерств – Минприроды, Минтранса и Минэнерго. Такое решение приняли на совещании в Сабетте, где расположен завод “Ямал СПГ”.
– Ведомство будет курировать работу предприятия, новых портов и железных дорог. Что построят, каких показателей хотят добиться и не помешает ли новый пакет американских санкций
– Найти точку, с которой завод было бы видно целиком, практически невозможно. “Ямал СПГ” – яркое доказательство того, что новые американские санкции России, мягко говоря, не очень страшны. Построен на средства “Новатэка”, займы госбанков и деньги партнеров из Пекина. Что важно – третья и четвертая очереди будут полностью на российском оборудовании.
За год рубль упал, акции банков подешевели, а бумаги нефтегазового сектора выросли на 27 процентов. Пусть вымышленная, изоляция серьезно подтолкнула к развитию. Завод “Ямал СПГ” и Северный морской путь – преимущества России и на энергетическом рынке, и на логистическом. Появление нового ведомства для управления проектом было делом времени.
Максим АКИМОВ, заместитель председателя правительства РФ: Так как это сложный проект, он требует синхронизации разных частей. Железнодорожный комплекс, развитие мощностей в морском порту Сабетта, развитие ледокольного флота, развитие танкерного флота, развитие вспомогательного флота, развитие энергетики – все это очень важно и может быть решено только в комплексе, тогда это приобретет экономический смысл.
– В распоряжении управленцев 190 миллиардов рублей на развитие проектов до 2025 года. Суммы оправданы. По прогнозам Минприроды, к 2024-му на месторождениях вблизи СНП будут добывать больше 60 миллионов тонн полезных ископаемых.
Леонид МИХЕЛЬСОН, председатель правления ПАО “Новатэк”: Рост китайского рынка в прошлом году – плюс 48 процентов. Конечно, основное все производство будет ориентировано на рынки АТР. Ну и то, что мы в своей стратегии сказали, мы сегодня видим 57 миллионов тонн производства к 2030 году. Но так как мы ведем геологоразведочные работы большие, я думаю, может быть, через 2-3 года мы это пересмотрим в большую сторону.
– Цель “Ямал СПГ” после 2030-го – 72 миллиона тонн. Сравнимо с производством в Катаре. Получается, что Россия будет производить 30 процентов мирового СПГ. Уже сейчас завод на Ямале дает 3,5 процента. Впереди еще две очереди, а завершат стройку уже в 2019 году. Чтобы выйти на рекорд и Северный морской путь работал на полную, надо вовремя отгружать. В работе два дополнительных проекта – Северный широтный путь 1 и 2, железные дорога по линии Обская – Салехард – Надым”, 350 километров, стоимость 236 миллиардов рублей. Уже в этом году проект доберется до самого сложного этапа – мост через Обь в районе Салехарда.
Дмитрий АРТЮХОВ, врио губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа: Мы можем получить самый восточный порт на трассе Северного морского пути с подведенной железной дорогой. Учитывая те задачи, которые стоят перед государством в восточном секторе Арктики, это и Таймыр, та зона – это будет самое кратчайшее плечо.
– Позиции на мировом рынке СПГ ускорят и новые перевалочные пункты. “Новатэк” построит их в Мурманске и на Камчатке, оба мощностью под 20 миллионов тонн в год и ценой по 108 миллиардов рублей каждый. Порты незамерзающие, эффективность использования флота повысится. Фрахт танкера ледового класса дороже обычного на 70-80 процентов. Новый флот строится.
Леонид МИХЕЛЬСОН: Почему-то вот все время меня спрашивают, что нехватка газовозов. У нас всего достаточно на сегодняшний день. Да, есть одна “беда”, в кавычках, что мы ранее запланированных сроков запускаем наши линии, наши судовладельцы ускоряют поставку необходимых танкеров, вы знаете, на “Ямал СПГ” будет работать ледокольного класса 15, да, мы обеспечим всю вывозку.
– Стоит добавить, что “Новатэк” не только выигрывает на всех стадиях проектов, но и толкает вперед другие компании. Досрочный ввод “Ямал СПГ” может принести около 4 миллиардов долларов дополнительной выручки, а стройка уже обеспечила заказами 600 компаний на 650 миллиардов рублей.