Накануне Росстат сообщил, что реальные зарплаты жителей России снизились с начала года на 8,3 процента. До конца года ожидается падение еще на 3 процента, то есть доходы населения сокращаются быстрее, чем ВВП, и в ближайшие годы ждать улучшения ситуации не стоит, – это подтвердил сегодня зампред Внешэкономбанка Андрей Клепач. По его словам, в лучшем случае на докризисный уровень доходы вернутся только к 2020 году. Но в финансово-экономическом таких прогнозов будто не замечают. Сегодня стало известно, что там вновь обсуждают вопрос об увеличении НДС и усиление нагрузки на зарплатный фонд. Последствия этого понятно: тот же бизнес, чтобы спастись, будет вынужден либо уходить в тень, либо увольнять людей, сокращать зарплаты и повышать цены. Падение потребительского спроса неминуемо скажется на экономике и все на том же бюджете, за который так ратует Минфин. Причем одним из первых пострадает все то же сельское хозяйство, которое смогло в этом году собрать рекордный урожай.
Павел ГРУДИНИН, директор “Совхоза имени Ленина”: Для того чтобы сделать реально сельское хозяйство прибыльным, конечно, государство должно вкладывать деньги в инфраструктуру. Причем если взять наших друзей-белорусов, то государство огромные деньги вкладывает. Например, скажу, что они из всего бюджета страны 18 процентов тратят на сельскую местность, на сельское хозяйство. А у нас меньше 1 процента. В результате получается, что все проблемы фермера – это его проблемы.
Сергей СМИРНОВ, заведующий Центром анализа социальных программ и рисков НИУ ВШЭ: Полноразмерной программы в ближайшее время не будет. Все-таки экономика страны находится в кризисе, от дна мы который месяц уже отталкиваемся и никак не можем оттолкнуться. И поэтому я думаю, что будет продолжать реализовываться модель ситуационного управления. То есть возникают какие-то проблемы – и принимается достаточно оперативное решение.
Елена ВЕДУТА, доктор экономических наук, профессор МГУ: Сами они не в состоянии физически и интеллектуально сегодня продумать вот эту антикризисную программу. Потому что разработка такой программы предполагает умение работать с экономической информацией. Где ее взять и как ее отработать, для того чтобы принять правильное решение. Сегодня, к сожалению, мы латаем дыры, как тришкин кафтан. И опять-таки, латая эти дыры, мы никогда не создадим новое платье, новую машину управления экономической – потому что все упирается в проблему научного системного подхода.