– Уже пару лет бизнесмен Игорь Антаров ставит на подзарядку не только смартфон или ноутбук. До недавнего времени считалось, что Tesla — исключительно городской автомобиль. Но уже сейчас он проезжает без электрической дозаправки до 500 километров.
Игорь АНТАРОВ, управляющий партнер Moscow Tesla Club: Рекорд поставили итальянцы совсем недавно: 1072 километра — это если ехать совсем не спеша и сильно экономить.
– От домашней розетки машина заряжается восемь часов, а на спецзаправке ей нужно всего сорок минут. Каждый день в мире вдоль дорог строят по одному новому адаптеру.
Игорь АНТАРОВ: Это что-то сумасшедшее. И сейчас покрыты уже, покрыты все Штаты. Можно свободно ездить from coast to coast, что называется, от побережья до побережья. Покрыта Европа. И для автомобилей, которые выпускались до этого года, они навсегда бесплатны.
– В этой машине нет привычного бензобака, коробки передач и ремня ГРМ. Вместо этих внутренностей — 500-килограммовый литий-ионный аккумулятор.
Игорь АНТАРОВ: Если открыть дверь, видно, что достаточно толстый порог, потому что все вот это пространство внутри, от заднего колеса до переднего, занимает батарея.
– По оценкам экспертов, литий станет катализатором грядущей “зеленой революции”. Что-то вроде нефти во время революции промышленной. Почти половина мировых запасов этого, как теперь выяснилось, ценного сырья находится в Латинской Америке. Тысячи лет назад в Андах, на высоте 3700 метров находилось озеро, которое высохло и оставило после себя солончак Уюне. В России залежей лития высокой концентрации почти нет, но ученые из Московского института стали и сплавов собираются изменить существующий порядок на мировом рынке.
– Ольга Криволапова, доцент кафедры цветных металлов, проводит занятие с аспирантами.
— В его основе лежит закон Вульфа — Бреда. Перепишите, пожалуйста, себе.
– Команда ученых под руководством Ольги Николаевны уже разработала технологию получения лития, цезия и кобальта из бедных концентратов горной руды. Уникальное оборудование позволяет получать цветные металлы вдвое дешевле.
Ольга КРИВОЛАПОВА, доцент кафедры цветных металлов и золота НИТУ “МИСиС”: Можно одновременно по этой установке брать любое сырье, несмотря на то, что это будет первичное сырье, руда, это будут концентраты, это будут вторичные элементы… Понимаете, в том числе решать вопросы зеленых технологий и утилизации каких-либо отходов.
– Как извлекать литий из отечественных руд, придумали еще семьдесят лет назад. Но так и не воплотили в жизнь эту технологию. Ни материалы, ни оборудование не позволяли сделать процесс экономически выгодным.
Ольга КРИВОЛАПОВА: Занимались на нашей кафедре еще академик Курчатов, профессор Мурач. В дальнейшем такого рода разработками занимался профессор Кулифеев на кафедре. Сейчас я со своей командой продолжаем эти исследования проводить.
– Экспериментальную установку будет использовать компания “РусАл”. Внедрить оборудование в промышленных масштабах планируют до 2020 года.
Сергей ОСТАШИН, руководитель проекта по производству лития АО “Русал”: Мы планируем отработку данной технологии на опытно-промышленной установке с последующим проектированием и строительством завода по производству карбоната лития.
– По словам руководителя проекта по производству лития Сергея Осташина, в этом случае удастся занять один процент мирового рынка и удовлетворить спрос со стороны российских предприятий.
Сергей ОСТАШИН: Пока мы предполагаем, что до 2 тысяч тонн карбоната лития в год. С учетом того, что в России это вообще по определению давно уже не производится.
– В мире два миллиона электрокаров — вдвое больше, чем всего полгода назад. А уже к 2030-му, подсчитали эксперты, каждый третий автомобиль будет ездить на электротяге. Они не вредят атмосфере и гораздо безопаснее при ДТП. Уже сегодня в Китае планируют перевести весь общественный транспорт на литий-ионные аккумуляторы. А Норвегия до 2025 года и вовсе обещает отказаться от бензиновых двигателей. Но так ли оптимистичны эти прогнозы?
Виктор КОВШЕВНЫЙ, директор НП НСРО “Руслом.ком”: Несмотря на то, что Tesla все больше переходит на литиевые аккумуляторы, она до сих пор еще до конца не отказалась от свинцовых. И проблема здесь в первую очередь в том, что, несмотря на то, что литиевые — они более технологичны в плане того, что быстро заряжаются, у них больше циклов, вроде бы они больше работают, но любое движение — всегда определённые повреждения. Литиевые аккумулятора очень пожароопасны. Как только будет накоплена статистика по литиевым аккумуляторам, я думаю, что многие автопроизводители либо массово будут отказываться обратно в сторону свинцовых аккумуляторов, либо найдут какое-то еще другое решение. Потому что сегодня главная проблема лития — это не только скорость зарядки, но это еще и скорость сгорания машины.
– На сегодня известно о четырех случаях возгорания Tesla. Самый первый произошел в США в 2013-м. В прошлом июне одна машина сгорела в Норвегии, а спустя месяц инцидент повторился во Франции. В составе батареи и комплектующих есть кобальт, медь, никеля в элекрокаре больше 60 килограммов. А мировой спрос на него к 2050 году может вырасти в два раза — до 3 миллионов 800 тысяч тонн. Неудивительно, что эти цифры только подогревают ажиотаж.
— Минувший год стал знаковым для мировых инвесторов. Спрос на карбонат лития подскочил на 300 процентов. Никель подорожал в полтора раза, а медь и алюминий — на четверть. И это несмотря на то, что весной 2016-го рынок цветных металлов просел до минимума за двадцать лет.
ВЕДУЩИЙ: Происходящее на рынках специалисты прозвали “эффектом Tesla”. Спрос на литий, алюминий, медь и никель спровоцировал изобретатель Илон Маск. Во время презентации Tesla Model 3.
— Чтобы производить 500 тысяч автомобилей в год, нам придется скупить весь литий в мире.
Виктор КОВШЕВНЫЙ: Этот дефицит действительно не за горами. Действительно, сейчас настала пора, когда инвестор — грамотный инвестор, который думает на десять, пятнадцать, двадцать лет вперед — сейчас как раз самая низкая точка, когда правильно входить в этот рынок.
– В России находится седьмая часть всех мировых запасов никелевых руд. Практически все эти богатства добывает “Норникель”. Компания уже сделала ставку на бум литий—ионных аккумуляторов. В ЕС работают два ее завода, во Франции и Финляндии.
Антон БЕРЛИН, директор департамента маркетинга ГМК “Норильский никель”: В Евросоюзе стимулирование со стороны государства выстроено так, что выгодно производить батареи на территории Евросоюза. Поэтому для производителей материалов, которые потом, помимо батарей, интересно сотрудничество в первую очередь с тем, у кого есть европейская прописка. За счет рудной базы у нас очень высокая стабильность поставок.
– Одна из таких ресурсных баз находится в Мурманской области. Кольский ГМК в Мончегорске. Комбинат разрабатывает четыре рудных месторождения. Чтобы из них получить по-настоящему чистый металл, проходит несколько этапов. Руду обогащают, затем плавят полученнй концентрат — и получают аноды. Это такие прямоугольные плиты.
— Каждая такая пластина весит 410 килограммов. Но это еще не стопроцентный никель. Чтобы получить чистый металл, нужно пройти необычные водные процедуры. В течение месяца нужно принимать вот такие ванночки с электричеством.
– На Кольском ГМК рассказывают: литий-ионные батареи хоть и набирают популярность, пока самые распространенные накопители зарядов — никель-кадмиевые. Поэтому продолжают модернизацию цехов.
Сергей ШЕСТАКОВ, старший технолог цеха по реконструкции “Кольской ГМК”: Процент содержания численности на электролизе никеля снизится порядка где-то около 40 процентов, а трудозатраты снизятся где-то около 50 процентов. При тех же самых затратах мы сможем производить больше никеля. Мы сейчас производим 120 тысяч тонн, планируем производить 145 тысяч тонн в год.
– Рядом с Мончегорском автомагистраль, железная дорога и незамерзающий Мурманский порт. Сейчас основные потребители никеля, помимо США и ЕС, — Китай и Япония. Именно там чаще всего сходят с конвейера электромобили. Ольга Криволапова объясняет, что машины на батарейках скоро станут обычным средством передвижения.
Ольга КРИВОЛАПОВА: Можно будет ездить в труднодоступных местах — таких как Арктика. То есть это существенно разовьет области применения. И вообще, мне кажется, даже будет какой-то сдвиг развития человечества, с этой точки зрения. Я думаю, что лет десять-пятнадцать от силы, и это все будет.
— Литиевые аккумуляторы могут быть любой формы, начиная от размером со стола и заканчивая вот классическими какими-то конструкциями.
– В Институте стали и сплавов не прекращаются научные исследования. В перспективе новую технологию будут использовать для промышленного производства лития с месторождений Забайкалья, а это, безусловно, укрепит позиции России на мировом рынке.