Продавцы-передвижники. Пригородные поезда превращаются в торговые точки. Коробейники на железной дороге предлагают пассажирам купить сомнительный товар якобы со всеми документами на него, при этом по очень выгодным ценам. Но покупка приходит в негодность буквально на следующий день. Что сбывают пассажирам попутчики-коммерсанты без всякой гарантии? С кого требовать деньги за некачественный товар и почему следует прекратить торговлю в электричках?
– Сто процентов хлопка, ангорская шерсть и расписной ситец. Торговка носками и тапочками Раиса бойко нахваливает товар и мигом находит покупателей. Электричка для дамы – прилавок на рельсах. Но как только в тамбуре появляются полицейские, бизнес сворачивается.
– Все, больше не буду!
– Проходите сюда.
– Не буду больше!
– Больше и не надо. Проходите, пожалуйста, сюда.
– Я больше не буду, пожалуйста…
– Не надо меня руками трогать.
– Мне очень… Я очень болею, женщина. У меня эпилепсия. Не надо меня трогать.
– И страшный диагноз, и качество продукции дама подкрепляет честным словом. Документов на носки нет. Да и зачем? Когда у покупателей начнется приступ аллергии, Раиса будет уже далеко. Сразу после задержания вагонная бизнес-вумен хватается за мобильник, чтобы предупредить приятелей, что в электричке проходит проверка. Прочитать сообщение успевают не все.
– Почем живой товар?
– Триста.
– Эти молодые люди торгуют черепашками. Маленькие тортиллы вместе с владельцами оказываются в отделении полиции.
– На птичьем рынке купили и…
– Да.
– И в электричке продаете?
– Да. Только сегодня начали.
– Сколько черепашек доживут до вечера, продавцы гадать не берутся.
– Вроде бы еще живут.
– Что?
– Живут еще. А там посмотрим.
– Бурный поток ширпотреба в столичных электричках не стихает годами. От разнообразия товаров глаза разбегаются. Вечные фонарики, волшебные тряпочки из наноматериалов, ортопедические стельки и чудо-рукавички. И каждый раз – эксклюзив, который не найти в магазинах. Это правда. Бесполезному хламу на прилавках просто не место.
Элина СИДОРЕНКО, профессор кафедры уголовного права и криминалистики МГИМО: Несмотря на то, что в Российской Федерации действует Федеральный закон о защите прав потребителей, применительно к торговле в электричках он оказывается фактически не действующий. Поскольку крайне сложно доказать сам факт заключения договора. Чеки в этой ситуации не выдаются, а товарные чеки не выдаются тем более.
– Я предлагаю вам уникальные товары! Это освежитель для тайной комнаты! Все товары сертифицированы министерством магии!
– Главная задача коробейников – побыстрее привлечь внимание пассажиров. А значит, можно и спектакль в вагоне устроить. Например, изобразить битву магов из знаменитой фантастической эпопеи про Гарри Поттера.
– Что ты тут делаешь? Вообще-то Рижское направление принадлежит Темной силе!
– Постановки такого уровня – скорее исключение. Куда чаще потенциальных клиентов развлекают кулинарными овощерезками, рифмованными прибаутками, а заодно облаком перегара.
– Знаете, как говорил Юрий Алексеевич, “Поехали!”
– Как правило, группировки продавцов-нелегалов четко делят между собой маршруты, по которым ведут торговлю. Отношения выясняют прямо на платформах.
– (Зуммер) Что ты меня фотографируешь?
– А что ты меня оскорбляешь?
– А что оскорблять, если ты (зуммер).
– А что ты так смотришь? Женя, ты женщина, не надо такими словами бросаться.
– (Зуммер).
– А вот при виде полицейских пыл торговцев мигом стихает.
– Слышали, торговать нельзя в поездах?
– Ой, не знал, честное слово.
– Незнание закона не освобождает от ответственности.
– Предприниматель Игорь Кузнецов, редкий случай, честно платит налоги с каждой проданной авоськи. Торговец сумками не сразу, но признается: о том, что в электричках продажи запрещены, он в курсе.
– А на рынке, допустим, какое-то место брать или в торговом комплексе?
– Во-первых, там не та проходимость. Не та покупаемость. Плюс, дорогая аренда. А в электропоезде намного все проще.
– Торговать пакетами Кузнецов начал не от хорошей жизни. Соцпакетом его в электричке никто не обеспечит, больничный не оплатят. Но внуков побаловать хочется, а на рынке труда в предпенсионном возрасте предложениями не заваливают.
– Нет, ну если правильно работать, соблюдать некоторые… так сказать…
– Осторожность?
– Да, да. Вот. То можно практически вообще не попадаться.
– Сегодня просто не повезло?
– Ну, не все коту масленица.
– По словам мужчины, главное – знать, от кого прятаться. Кассир-контролер, например, имеет право только проверить проездной документ. А вот полицейских в штатском уже желательно знать в лицо. Они-то коробейников точно знают.
Андрей САВЕНКО, врио начальника полиции ЛУ МВД РФ на станци Москва-Курская Управления на транспорте МВД РФ по ЦФС: У нас есть по этому поводу даже специальная картотека, в которой все данные, фамилии, имена, отчества, анкетные данные, паспорта. Сохраняются у нас в картотеке.
– Может ли решить проблему легализация продаж в электричках, спор идет уже не один год. Многие торговцы говорят, что и рады бы встать в очередь за лицензией. Хватает и тех, кому проще заплатить штраф и продавать все, что душе угодно, чем получать сертификат на продукцию и честно платить налоги.
Денис КРАВЧЕНКО, депутат Государственной Думы РФ: Покупатель совершенно не защищен. Я считаю, что сегодня требуются дополнительные меры защиты в этой ситуации. И конечно, мы знаем, что за эти нарушения сегодня предусмотрены незначительные штрафы – от пятисот до полутора тысяч рублей.
– Пока же доверчивым пассажирам достается контрафакт, а полицейские тратят время на охоту за коробейниками. Зато предполагаемые организаторы подпольных продаж зачастую остаются безнаказанными. Владельцы оптовых магазинов, которые в шаге от вокзалов набивают сумки торгашей ширпотребом, официально ничего не нарушают. При этом ежегодный оборот этого серого бизнеса, по оценкам экспертов, достигает сотен миллионов рублей.