В начале следующего года российские производители планируют начать серийный выпуск транспорта с автоматическими системами помощи водителю. Речь идет о грузовиках и автобусах. Это первый шаг на пути к созданию в будущем настоящего беспилотника. Мария Кудрявцева проверила, насколько быстро автомобиль с искусственным интеллектом реагирует на пешехода.
– Машина едет, за рулем никого. Пока такое возможно исключительно на закрытом полигоне. К тому же на пассажирском кресле сидит оператор беспилотника и контролирует ход испытания. Вместо зрения у автомобиля навесные камеры, а радары распознают скрытые препятствия на дороге. И всю эту информацию анализирует искусственный мозг.
Мария КУДРЯВЦЕВА: Сейчас машина отрабатывает движение на небольшой скорости, но даже в этом случае уже за пятьдесят метров до человека, который вышел на дорогу, система предлагает водителю взять управление в свои руки, а если он этого не сделает, она сама останавливает машину. А вот как выглядит движение уже с места водителя. Автомобиль трогается по команде оператора и начинает выполнять движение вдоль конусов. Причем мне для этого делать ничего не нужно: ни на педали нажимать, ни руль держать. Руки свободны.
– Работу над искусственным интеллектом для беспилотников в компании Cognitive Technologies начали примерно десять лет назад. Сейчас отрабатывают два режима: движение в пробке и на скоростных трассах, без помощи водителя. По правилам, он все равно должен оставаться за рулем, но ему уже не придется постоянно следить за дорогой, а можно будет, к примеру, проверить почту или посмотреть фильм. Причем это будет универсальная система.
Василий ПОСТНИКОВ, генеральный конструктор компании по разработке программного обеспечения: Здесь мы обкатываем наши системы, которые не привязаны к конкретному автомобилю. Это практически конструктор. То есть мы взяли стандартную модель внедорожника и к ней подключили, собственно, систему компьютерного зрения и систему – ее сейчас модно называть системой искусственного интеллекта.
– Первый в мире серийный автомобиль с системой полуавтономного вождения выехал на дорогу в США примерно два года назад. А уже этим летом власти Калифорнии объявили: более 80 тысяч километров дорог приспособят для движения беспилотного транспорта: на них нанесут специальную разметку. Российские инженеры решили не изобретать беспилотный велосипед и сделали ставку на математику, то есть на возможность искусственного мозга.
Ольга УСКОВА, президент группы компаний по разработке программного обеспечения: Внешне он будет выглядеть вот так. Вот это и это – одно и то же, с точки зрения автомобиля. Американцы пошли по пути усиления работы датчиков, ультразвуковых и лазерных. Это не математика, это “железо”. Наши дороги – снег, дождь, туман и так далее, – не позволят работать датчикам в полную силу. Поэтому мы изначально сказали: вы как хотите, а наша задача – полностью имитировать работу мозга и глаз.
– На такую технологию будет спрос в тех странах, где не готовы перестраивать дороги под требования беспилотников. В основе искусственного мозга нейронные сети, их уже научили распознавать дорожные знаки или, к примеру, частично закрытых пешеходов, а также лучше видеть при резком перепаде света – когда беспилотник заезжает в тоннель или попадает в грозу.
Ольга УСКОВА: Шторм, удар молнии, гроза и так далее – это то, с чем западные системы просто не справляются, не работают. Распознавание знаков и так далее идет без потери качества. И когда иностранные эксперты это видят – ну, конечно, они хватаются за сердце, и у нас контрактный цикл сокращается до двух месяцев.
– Сейчас сотрудники технопарка уже не обращают внимания на этот необычный автобус без привычного лобового стекла и места для водителя. А в начале года тестовые рейсы по территории стали настоящей сенсацией. Это второй вариант развития беспилотных технологии, при котором систему не подключают к любому автомобилю, а создают с нуля новый вид транспорта, где нет места для водительского сиденья.
Мария КУДРЯВЦЕВА: Вот такой небольшой автобус на двенадцать человек разработан специально для движения по закрытым территориям: это могут быть аэропорты, парки или, как здесь, территория завода. Пока это опытная площадка, поэтому скорость движения всего три километров в час, но при желании автобус может разогнаться и до тридцати километров. Ну что ж, поехали.
– В компании Volgabus собрали уже пять таких автобусов-матрешек и еще столько же планируют выпустить до конца года. Причем основная идея – предоставлять услугу под ключ, с диспетчерским пунктом и сотрудниками. Но для дальнейшего развития нужно внести коррективы в законодательство. Генеральный директор Алексей Бакулин рассчитывает, что в следующем году беспилотники получат пропуск на закрытые территории не в тестовом, а уже в рабочем режиме.
Алексей БАКУЛИН, генеральный директор машиностроительного холдинга: Именно успех на закрытых территориях, именно доказательство того, что эта машина – а) эффективна и б) безопасна, – мы, конечно, будем иметь право выйти на дороги общего пользования. Мы сейчас прорабатываем эту историю с Дальневосточным федеральным университетом. Там как раз прекрасная возможность, на острове Русском, осуществить переход с закрытой территории на дороги общего пользования.
– Цель – сделать стоимость пробега беспилотника на 35-40 процентов дешевле, чем у обычного автобуса. Правда, пока показатель, наоборот, выше – примерно на 20 процентов. Но с каждым месяцем этот разрыв сокращается.
Алексей БАКУЛИН: Мы начинали как все. Мы работали с какой-то допотопной колхозной технологией. Но стоила машина двадцать миллионов рублей. Сейчас мы смогли снизить стоимость автобуса практически до 9 миллионов. Но это включает в себя оператора, который будет сопровождать машину в течение всего года, диспетчерский пункт и сервисное обслуживание.
– Все дело в цене, – подтверждают и потенциальные покупатели беспилотников. Например, сервисы поминутной аренды автомобилей – каршеринг. Как подсчитали в одной из таких компаний, после появления автопилотов в их парке расходы могут сократиться примерно на треть, а спрос на прокат машин, напротив, вырастет. Поэтому и услуга для клиента, скорее всего, подешевеет. Но произойдет все это, по прогнозам, только после 2020 года, когда снизится стоимость самих беспилотных технологий.
Станислав ГРОШОВ, заместитель генерального директора каршеринговой компании: Цены начинаются от 35 тысяч долларов. Учитывая то, что это транспорт, который должен быть доступным для любого жителя города, при такой стоимости каршеринг будет экономически невыгоден для компании-оператора. Поэтому мы надеемся, что в ближайшее время стоимость беспилотника, самого оборудования беспилотника снизится до 5 тысяч долларов.
– А вот сервисы такси явно не собираются так долго ждать. Примерно год назад первый тестовый автопилот запустил Uber в американском Питтсбурге. Но его на несколько недель опередлила сингапурская nuTonomy. В конце сентября компания Yandex представила президенту Владимиру Путину свой беспилотник. Но подробности проекта компания пока не раскрывает. А игроки рынка оценивают снижение расходов агрегаторов такси почти на 40 процентов за счет перехода на автопилот. Сегодня ежедневная выручка одной машины в Москве – 7-8 тысяч рублей, из которых почти 50 процентов – зарплата таксиста. Еще одна причина экономии – автомобили будут меньше времени проводить в пробках.
Илья ЕКУШЕВСКИЙ, основатель онлайн-сервиса продажи билетов на автобус: Когда мы говорим о коллективном разуме, когда автомобили могут делиться опытом друг с другом, – я думаю, конечно, они могут договориться с собой в пробке.
– Но это сработает, только если беспилотники будут перемещаться по выделенной полосе, говорят эксперты. На одной дороге с обычными автомобилями им будет тесно.
Альберт ЕФИМОВ, главный эксперт по робототехнике фонда “Сколково”: Если одна машина едет медленно, мы можем ее обогнать, иногда даже чуть-чуть нарушив сплошную – какой-нибудь трактор. Беспилотник вообще не может так сделать, потому что он с точностью математической следует правилам. Это означает, что средняя скорость движения может упасть в результате того, что двигаются беспилотники. Она по-настоящему возрастет, только когда вокруг вообще будут все беспилотники.
– Движение по выделенной полосе конвоем идеально подходит для коммерческих или пассажирских перевозок. В “Группе ГАЗ” еще с 2010 года разрабатывают универсальную технологию для всей линейки предприятия – и для автобусов, и для грузовых фургонов. Сейчас на полигоне, который имитирует движение в городе – с разметкой, знаками и светофором, – практически каждый день обучают вождению вот этот электромобиль, один из трех тестовых беспилотников в парке.
Евгений СУДАРСКИЙ, руководитель проектов инженерного центра автоконцерна: Нейросеть требует обучения. Даже в работе сейчас на закрытых территориях, на которых мы находимся, требуется обучение автомобиля. Потратили два часа на то, чтобы автомобиль научить распознавать, что это все-таки тень, а не какое-то препятствие на его пути.
– Четыре пары стереокамер по периметру – это зрение автомобиля и единственное внешнее оборудование. Вычислительные мощности спрятаны внутри, и именно они позволяют распознавать знаки, видеть препятствия и останавливаться на красный сигнал светофора. Автомобиль полностью отечественного производства, программное обеспечение – тоже российская разработка. А вот зрение, интеллект – импортные технологии. Поэтому за счет уменьшения количества оборудования конструкторам уже удалось снизить себестоимость фургона на несколько тысяч долларов, а в будущем они планируют и вычислительные мощности перенести из машины в облако.
Евгений СУДАРСКИЙ: От этого выиграют все: и потребители – потому что машина станет дешевле, и производитель – потому что себестоимость автомобиля снизится и возрастет количество беспилотных автомобилей, и поставщики широкополосного интернета 4G.
– В этом году на развитие беспилотных грузовиков примерно 400 миллионов рублей собирается потратить другой производитель – КамАЗ. Разработку с Cognitive Technologies начали в 2015 году и уже в 2018-м планируют выпустить первый серийный грузовик с системой помощи водителю. Ну а полностью беспилотный КамАЗ может появиться к 2025 году. Его стоимость по сравнению с обычной машиной вырастет не больше чем на 15 процентов обещают конструкторы. При этом сэкономить за счет новых технологий можно будет куда больше.
Данил РУДАКОВ, основатель и генеральный директор онлайн-сервиса грузоперевозок: Сейчас фура с водителем или даже с двумя водителями из Екатеринбурга, например, в Москву или из Москвы в Екатеринбург едет несколько дней – три, два дня. Беспилотный грузовик приедет за одни сутки. Это окажет огромное влияние на продовольственные цены, потому что сейчас, покупая пакет молока, вы платите за логистику, вы платите, потому что зарплата у водителя, вы платите долгий срок доставки, вы платите стоимость товарных запасов, кредиты, которые используют дистрибуторы, чтобы эти запасы пополнять.
– Те же самые разработчики подготовили искусственный мозг не только для КАМАЗа, но и для комбайна. Точнее, для агробота. Первые испытания в полях прошли этим летом в Ростовской области. Стоимость оборудования в 3-4 раза меньше, ведь в отличие от зарубежных аналогов здесь используется всего одна камера. При этом качество работы выше.
Ольга УСКОВА, президент группы компаний по разработке программного обеспечения: Это тоже такой был прорыв, когда система смогла работать с очень низкими посадками. Все иностранные системы видят, начиная где-то с 50-60 сантиметров. Наши смогли настроить нейронные сети таким образом, что уже на высоте 20-30 см, то есть вот это вот та самая рожь, уже можно обрабатывать поля.
– Сейчас у российских разработчиков искусственного мозга семь контрактов, из которых только два с отечественными производителями. География остальных – Германия, США и Япония. Цель – вывести на рынок стопроцентный автопилот.
Ольга УСКОВА, президент группы компаний по разработке программного обеспечения: Здесь такая тема, так называемое интуитивное мышление человека. Вот еще ничего не произошло, но он просто видит, что девушка справа лезет в сумочку за помадой. Это так называемая интуитивная реакция очень опытного водителя, когда он предсказывает возможную ситуацию, которая будет через несколько секунд. Вот этой темой по предсказаниям мы сейчас заняты.
– У Ольги Усковой был выбор – инвестировать в электронную коммерцию или в беспилотные технологии для транспорта. Выбрала второе, потому что сама примерно двадцать лет назад пережила автокатастрофу. Возможно, если бы уже тогда у машины был искусственный мозг, аварии удалось бы избежать.
Илья ЕКУШЕВСКИЙ, основатель онлайн-сервиса продажи билетов на автобус: Большинство аварий происходят именно из-за человеческого фактора. И внедрение беспилотных средств позволит снизить, по прогнозам, даже до 70 процентов можно снизить количество ДТП, притом что количество беспилотных автомобилей в мире достигнет больше 50 процентов.
– Однако и в истории беспилотного автомобиля Tesla уже есть авария со смертельным исходом. Во время расследования звучали разные версии – и превышение скорости, и сложность распознавания белого прицепа на фоне светлого неба. Однозначно можно сказать одно: автомобиль ехал на автопилоте и искусственный разум не справился. Пока разработчики продолжают испытания, а эксперты говорят: перед запуском беспилотником в свободное плавание надо прописать в законе, кто несет ответственность в случае аварии.
Альберт ЕФИМОВ: Если в обычном ДТП всегда из двух сторон кто-то да виноват – мы через ГИБДД это определяем, через суд, правила дорожного движения и все такое, то в этом случае мы точно не знаем, кого на самом деле винить. Мы должны винить производителя автомобиля, мы должны винить производителя программного обеспечения, мы должны винить человека, который поставил не ту задачу, или вообще кого-то еще?
– Один из вариантов – чтобы эти риски брали на себя страховые компании. Сейчас полис КАСКО – в списке главных источников прибыли в этом бизнесе. Однако развитие беспилотного транспорта может больно ударить по карману страховщиков. Аварий станет меньше, а значит, сегодняшний вариант КАСКО мало кого заинтересует. Но эти вопросы бизнес будет решать уже после успешного выхода беспилотников на закрытые территории. По словам вице-премьера Аркадия Дворковича, Россия покажет собственные умные автомобили на чемпионате мира по футболу в следующем году. А значит, до масштабной премьеры осталось примерно восемь месяцев.