Полтора десятка соглашений на миллиарды долларов – Россия подводит итоги визита короля Саудовской Аравии в Москве. Это событие многие называют историческим и не только потому, что глава арабского государства приехал в Россию впервые за время двусторонних отношений. Цифры и факты в нашей справке.
Более 2 миллиардов долларов – цифра, сравнимая с товарооборотом России с Арменией и Азербайджаном вместе взятыми, это объем фонда инвестиций, который Москва создает вместе с Саудовской Аравией. Миллиард пойдет на совместные энергетические проекты и еще миллиард на сотрудничество в области высоких технологий, 100 миллионов будут вложены в развитие инфраструктуры. На сырьевом фронте союз Москвы и Эр-Рияда серьезная сила – на Россию и Саудовскую Аравию в сумме приходится четверть всей мировой нефтедобычи. Именно по инициативе наших стран в ноябре прошлого года было заключено соглашение, которое остановило падение цен на нефть. Неудивительно, что одной из главных тем на переговорах в Москве стало именно сырьевое сотрудничество. Крупнейшая в мире компания по запасам и добыче нефти “Сауди Арамко” заявила о заинтересованности в покупке российского сжиженного газа. Вместе с “Газпром нефтью” арабский гигант планирует развивать технологии добычи “черного золота”, с “СИБУР” сотрудничать в области нефтепереработки. В планах инвестировать около 1 миллиарда долларов в газохимический проект в Саудовской Аравии. Совместные соглашения обсуждаются также с ЛУКОЙЛом и “Роснефтью”. Большой интерес у саудовских партнеров и к российскому вооружению. Как результат, теперь в Саудовской Аравии будут производить автоматы Калашникова по лицензии. И это еще не все – Эр-Рияд интересуют российские танки “Т-90”, БМП, системы ПВО, оперативно-тактические ракетные комплексы, боевые вертолеты. Большие планы по совместному сотрудничеству и у “Роскосмоса”.
– Итоги визита короля Саудовской Аравии в Россию обсудим с заместителем председателя Ассоциации российских дипломатов Андреем Баклановым.
– Сейчас все говорят о приезде короля Саудовской Аравии в Россию, что это исторический момент. Все-таки что это значит для нас?
Андрей БАКЛАНОВ: Во-первых, это значит, что такой сложный период некоторой отчужденности в наших отношениях закончился, произошла нормализация отношений и дальше мы намерены в стабильном ключе, раньше как-то было то подъем, то спад, строить отношения с этой крупнейшей и самой богатой страной Ближнего Востока. Второе – нам удалось впервые перейти от разговоров к каким-то конкретным вещам в военной сфере и причем не только в сфере поставок наших вооружений, но и в такой чувствительной и перспективной сфере, как совместное производство некоторых видов оружия – это очень важно.
– А какие самые перспективные области для сотрудничества между Россией и Саудовской Аравией?
Андрей БАКЛАНОВ: Рассматривается исключительно перспективная для нас и для Саудовской Аравии сфера сельского хозяйства. В 2018 году практически свернут сельскохозяйственное производство, компенсироваться это будет не только и не столько увеличением поставок из-за рубежа, сколько совместным производством и тут Российская Федерация выдвигается в качестве самого интересного партнера. И от расторопности наших товарищей, которым будет поручено с саудовцами работать на этом направлении, очень много зависит. У нас экспортные возможности растут, скорее сего улучшается ситуация. Сейчас появляется окно возможностей выйти на совершенно другой уровень – не только делать экспорт того, что мы можем, но и за саудовские деньги создавать новые производства совместные для того, чтобы экологически чистую продукцию, в чем они очень заинтересованы, поставлять и им, и, может быть, на другие рынки.
– А что это за производства будут, то есть картофельные, кукуруза, зерно?
Андрей БАКЛАНОВ: Их злаки очень интересуют, качественные, их интересует производство животноводства высших сортов, чтобы были экологические, чтобы ГМО там не было и так далее. Это совпадает и с нашим трендом развития. Поэтому, идя на параллельных курсах, мы можем договориться о том, чтобы саудовцы субсидировали, и они готовы большие деньги на это бросить, производство.
– Есть какие-то уже понятия, сколько это денег?
Андрей БАКЛАНОВ: Это очень много – это десятки миллиардов, может быть, если будет получаться. Здесь все зависит от команды, которой будет поручено это реализовывать.
– И напоследок, чтобы мы сейчас объяснили нашим зрителям, которые, может быть, думают: приехал король и что, а для меня-то, простого гражданина, что изменится?
Андрей БАКЛАНОВ: Если мы наладим сотрудничество в плане поддержания цен на нефть и, стало быть, по поддержанию возможности получения нашим бюджетом на стабильной основе хороших денег от нефти, то это будет касаться и тех, кто работает в бюджетной сфере, не надо будет думать о 10-15-процентных сокращениях из-за того, что бюджет недополучил что-то, это будет касаться всех.