Или что может сделать Россия, чтобы отстоять свои интересы на Ближнем Востоке
На прошлой неделе США начали вести борьбу против войск Асада. Военные источники сообщили, что Вооруженные силы США в ночь на 7 апреля запустили 50 ракет по военной базе в Сирийской Арабской Республике (САР), в районе провинции Хомс. Из заявления президента США Дональда Трампа следует, что он отдал приказ нанести удар по авиабазе в Сирии, как акт возмездия и устрашения. По его словам, США бомбили ту базу, с которой, якобы, была совершена 4 апреля предполагаемая химическая атака в провинции Идлиб.
Заметим, что прямых доказательств того, что именно сирийские самолеты ВВС применили там химическое оружие (ХО), нет. Не было расследования этого инцидента со стороны международных организаций и соответствующей резолюции ООН. Москва и Дамаск официально заявили, что не имеют отношения к применению ХО в Идлибе. Но, не смотря на это, Трамп принял решение начать войну с режимом Башара Асада. Хотя ранее сообщал, что его главная цель на Ближнем Востоке – это борьба с террористами из “Исламского государства” (ИГ – запрещено в РФ).
Это решение многое проясняет в нынешней ближневосточной политике США и говорит о том, что новая вашингтонская администрация будет вести борьбу теперь на два фронта – с террористами ИГ и с Асадом. И США сейчас намерены как можно быстрее вывести Асада из игры и начать строить новую Сирию, в которой, видимо, не будет места ни России, ни Ирану. В этом заинтересованы не только США, но и другие страны региона: Турция, Саудовская Аравия и другие монархии Персидского залива. То, что Анакара заигрывала с Москвой и изображала вместе с ней и Ираном участие в миротворческом процессе в САР, ни о чем не говорит. Турки, как всегда, действуют по принципу: и нашим, и вашим. Хотя у наблюдателей сейчас, как и прежде вызывают вопросы о том, почему РФ официально не осудила оккупацию Анкарой севера Сирии и участие ее в военной операции “Щит Евфрата”.
Сейчас, когда Пентагоном нанесены точечные удары по правительственным военным объектам САР, и это, скорее всего, продолжится, можно предположить, что с помощью своих союзников США смогут в какой-то степени изменить ситуацию на Ближнем Востоке. И есть основание предполагать, что они стремятся физически уничтожить Асада и укрепить свое политическое влияние в САР, в том числе легализовать свое присутствие в этой стране. Дамаск и до бомбежек был изначально против присутствия солдат Пентагона на своей земле. Но США, опираясь на курдские отряды самообороны, сумели укрепиться в западной Сирии. Если в своей борьбе в САР и Ираке США сейчас будут опираться на арабские монархии Персидского залива, Турцию, то есть основания полагать, что западную Сирию с ее многочисленными нефтяными и газовыми полями, они смогут очистить от боевиков ИГ и закрепить за собой.
Что может быть дальше?
- Весьма вероятно расчленение САР на несколько государств:
– Север, где будут господствовать курды, а часть территории будут занимать турки (в том числе, видимо, и провинцию Идлиб).
– Запад, и Юго-Запад, где укрепятся США и арабские монархии.
– И лишь на Востоке Сирии на побережье Средиземного моря, где проживают алавиты, возможен контроль со стороны Асада или его последователей, которых смогут поддерживать Иран и РФ.
- Россия, видимо, не будет входить в прямой военный конфликт с США. Однако, она не сможет помешать тому, что это попытается сделать Асад. Его негласная военная поддержка борьбы против США со стороны ВС РФ, чревата гибелью российских военнослужащих и усилению кризиса в САР. Поэтому Москва, видимо, параллельно будет сейчас активно искать дипломатические пути разрешения кризиса в САР. В том числе возможна, видимо, замена под контролем Москвы фигуры Асада на более лояльного для Запада деятеля.
- Москва, скорее всего, будет наращивать свою военную группировку в САР, перетягивать на свою сторону курдов с тем, чтобы активизировать боевые действия против ИГ и опередить США в контроле за западной Сирией. Но шансов у Москвы здесь мало. Есть надежда, что быстро нарастить силы в САР РФ поможет Иран. И решать вопросы там они будут совместно, как союзники.
- Пока нет никаких угроз того, что РФ может потерять свою авиабазу в Латакии и военно-морской пункт вТартусе. Однако, если в Дамаске будет режим, лояльный Западу и США, то, конечно, никаких российских военных баз на Ближнем Востоке уже не будет. И исходя именно из этой логики РФ будет сейчас негласно действовать против США и других врагов Асада, отстаивая там свои интересы.