Общественный транспорт после теракта в Санкт-Петербурге. Безопасность сегодня в приоритете.

16:57
0
Общественный транспорт после теракта в Санкт-Петербурге. Безопасность сегодня в приоритете
Общественный транспорт после теракта в Санкт-Петербурге. Безопасность сегодня в приоритете

3 апреля в Петербурге в метро произошел теракт. Погибли 15 человек, больше полусотни ранены. В Московской подземке тут же были усилены меры безопасности. Это абсолютно оправданное решение, ведь без метро в мегаполисе невозможно. Или все-таки возможно? Давайте сегодня поговорим о росте рельсового транспорта в городе. Итак, безопасность усилена на всех видах транспорта. Теракт может произойти где угодно, но чаще всего взрывы были именно под землей, а ведь метрополитен самый загруженный транспорт Москвы, ежедневно им пользуются 8 миллионов человек – это можно сравнить с населением Швейцарии, например. И как обеспечить безопасность такому огромному пассажиропотоку? Эксперты считают, что избежать взрыва можно только в том случае, если поймать террориста до того, как он спустится в метро. Если он сможет обойти все системы безопасности, предотвратить теракт будет практически невозможно, поэтому за пассажирами внимательно смотрят, для этого есть интеллектуальная система видеонаблюдения, а еще каждый проходит рамки металлодетекторов и, если нужно, отправляется на дополнительный досмотр. Кто и как следит за безопасностью в столичной подземке сегодня, что произойдет, если на платформе оставить бесхозный предмет, и что делать, если человек упал на рельсы? Надежда Каменская расскажет.

теракт в Питерской подземке
теракт в Питерской подземке

Март 2016 года. В брюссельском метро и в зале вылета аэропорта произошло два взрыва, погибли 38 человек, ранены больше 340. Апрель 2011 – бомба сдетонировала в Минской подземке, тогда погибли 15 человек. В июле 2005 года трагедия коснулась и Лондонского метрополитена – подорвало три поезда, 52 жертвы и около 700 раненых. Москва не стала исключением – последний теракт в 2010, серия взрывов оглушила весь город. Сначала на станции “Лубянка” – 24 смерти, спустя час, атаке подверглась и станция “Парк культуры” – еще 12 унесенных жизней. С тех пор систему безопасности в метро полностью пересмотрели. За спокойствие в метро отвечает служба безопасности, официально ее создали в 2012 году, штат почти 3 тысячи человек. Двумя годами позже появились зоны досмотра пассажиров.

Игорь КУВЫРКОВ, старший инспектор службы безопасности станции метро “Кузнецкий мост”: При проходе пассажира через рамку металлодетектора, если срабатывает световая индикация, инспектор службы безопасности, видя это срабатывание, останавливает пассажира и приглашает его для дополнительного досмотра в досмотровую зону.

Такое оборудование помогает инспекторам ежедневно выявлять более 400 запрещенных к перевозке предметов. Только за два месяца этого года нашли 20 тысяч опасных вещей, за это же время проверили больше 3,5 миллионов единиц багажа.

Игорь КУВЫРКОВ: Данный прибор определяет следы и пары наркотических веществ, аварийно-химических веществ, взрывчатые вещества, соляные пары в воздухе.

А еще есть уникальная система видео наблюдения, круглосуточный контроль идет на перронах, в вестибюлях и в вагонах поездов. За каждый движением пассажиров следят 17 тысяч камер, задействованы и интеллектуальные машины, которые умеют распознавать лица, делать фото и обнаруживать забытые вещи. Сигнал тревоги мгновенно поступает в центр безопасности.

– Внимание, в кассовом зале обнаружен бесхозный предмет.

Новый центр управления обеспечения транспортной безопасности открылся в столице 2 месяца назад, находится на Дмитровском шоссе в здании бывшего кинотеатра “Ереван”. На огромном мониторе прямая трансляция каждой станции метро, сотрудники центра круглосуточно следят за происходящим, система позволяет реагировать на нештатные ситуации в 10 раз быстрее.

Андрей КИЧИГИН, начальник службы безопасности Московского метрополитена: Система через определенное количество времени – десятки секунд – срабатывает, что в зоне ее ответственности что-то появилось новое. Идет сигнал на того оператора, который занимается этой станцией. Оператор видит, у него выделен предмет, соответственно, после этого по алгоритму он должен связаться со старшим смены и сказать ему, что в этой зоне находится какой-то непонятный оставленный предмет или бесхоз.

Оборудование нового поколения помогло снизить и преступность в метро, сегодня можно легко вычислить злоумышленников. Кстати, именно камеры видеонаблюдения засекли предполагаемого террориста в Санкт-Петербурге. Умные машины ловят в метро и карманников, самая простая добыча для которых спящие нетрезвые пассажиры. Вот кадры из столичной подземки: преступник спокойно шарит по карманам, а потом так же спокойно выходит из вагона. В дозор выходят и сотрудники уголовного розыска, ежедневно они дежурят под видом обычных пассажиров, поэтому просят не показывать их лица.

Сотрудник в штатском: Самые постоянные – щипачи, которые вытаскивают из карманов одежды, из сумок, дипломатов, всего подобного. Потом есть отряхалы, которые подходят, говорят: ой, извините, у вас тут куртка грязная, просто помогают отряхнуть и из карманов вытаскивают все.

Осторожным должно быть и поведение пассажиров. Самый частый случай в метро – падение на рельсы, в год по 1,5 сотни. Выжить удается немногим. Если пассажир на ногах не удержался и упал, важно лечь головой по направлению к поезду.

Анатолий АНУРЬЕВ, заместитель начальника службы движения Московского метрополитена: Чтобы его остановить, нужно подать круговое движение, по часовой, против часовой, без разницы. Вот так рукой машете, машинист вас увидит. Лучше взять какой-то предмет, может быть, платок носовой вытащить, махать, можно взять телефон включить и по кругу вращать рукой. И машинист, когда прибывает, он заметит и остановит экстренно состав.

Безопасность на транспорте сегодня в приоритете. После теракта в Петербурге премьер-министр подписал постановление об ужесточении требований к обеспечению безопасности в российских подземках. В стране могут появиться группы быстрого реагирования, мобильные патрули, которые будут дежурить круглосуточно, чтобы обезопасить жизнь людей и не допустить в будущем страшных трагедий.

Безопасность, конечно, превыше всего, но на транспорте не надо забывать и о комфорте. В столичном метро запустили первые поезда “Москва”, которые должны заменить устаревший подвижной состав. В новых вагонах усилена шумоизоляция, улучшено освещение и снижена вибрация, а еще работает интерактивный дисплей и зарядки для гаджетов. К 2020 одна из самых загруженных линий – Таганско-Краснопресненская – полностью перейдет на новые составы, для этого понадобится 114 таких поездов. Чем не повод оставить свой автомобиль на парковке и пересесть на общественный транспорт для того, чтобы доехать на работу? Давайте посмотрим предварительные итоги нашего голования. Да, большая часть наших телезрителей – 71,5 процентов – считают, что на работу лучше ехать на метро, чем на автомобиле, но все-таки есть те, для кого комфорт превыше всего. Но даже, если вы убежденный автомобилист, все равно советую спускаться в метро хотя бы иногда даже для того, чтобы посмотреть, как оно изменилось, а оно действительно изменилось. Вот так карта столичного метрополитена выглядела в 2010, когда началась масштабная программа строительства и реконструкции. А вот так схема выглядит сейчас – за несколько лет линии выросли на десятки километров. В прошлом году запустили Московское центральное кольцо, оно хорошо вписалось и в карту, и в жизнь города. Но заглянем немного в будущее – что там? В 2020 метро изменится до неузнаваемости, для этого только в этом году планируют проложить 35 километров линий и построить 18 станций. Но это в теории, а что на практике? Как развивается Московский метрополитен и его подвижной состав, расскажем прямо сейчас.

Репортаж Марины Карахончевой

Здесь еще нет ни путей, ни платформы, ни эскалаторов, но уже сейчас отчетливо виден железобетонный скелет будущей станции “Мичуринский проспект”. В свое роде уникальный – почти на треть короче всех типовых проектов, а все потому, что из-за геологических особенностей станция будет полуподземной.

Женщина: Близко, конечно, чем добираться до “Проспекта Вернадского”.

Мужчина: Доступность до любой точки Москвы.

Женщина: Сейчас мы добираемся на автобусе до метро, а так у нас будет прямая ветка в центр.

На “Мичуринском проспекте” появится огромная стеклянная стена, через которую пассажиры смогут любоваться природой, попасть внутрь можно будет по надземному пешеходному переходу – его построят для безопасности, чтобы людям не пришлось перебегать через оживленную магистраль. В перспективе со станции “Мичуринский проспект” еще можно будет перейти на абсолютно новую линию – третий пересадочный контур, здесь будет одна из 28 остановок. Новый метрокруг позволит серьезно экономить время – он соединит такие районы, добраться в которые сейчас можно только с пересадками. Первый участок от “Делового центра” до “Петровского парка” откроют уже в этом году.

Марат ХУСНУЛИН, заместитель мэра г. Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства: Практически все станции уже сделаны с точки зрения архтектурно-градостроительных решений, идет отделка, идет пуско-наладка оборудования.

И все это недалекое будущее. До 2020 года на карте метро появятся десятки новых станций. Конечно, это еще не подземка Лондона или Нью-Йорка, зато наше метро по количеству пассажиров, перевозимых за год, уже обошло и английскую, и американскую подземки, впереди с небольшим отрывом только Токио, Сеул и Пекин. Чтобы пассажирам было комфортно, постоянно модернизируют и парк столичного метро. В новых составах исчезли перегородки между вагонами, теперь проход сквозной, благодаря чему вместимость увеличилась на 15 процентов. Вышел на линию самый современный поезд – “Москва”.

Сергей СОБЯНИН, мэр г. Москвы: Мы получили для москвичей, для пассажиров такой уникальный комфортный поезд, который и тише, и экономичнее, и комфортнее для тех, кто будет пользоваться им. приняли решение, что первые поезда придут на Таганско-Краснопресненскую ветку, самую загруженную в Москве, каждый день ей пользуются более миллиона человек.

Современное Московское метро – это не только новые составы, но и станции, оформленные по последнему архитектурному слову, яркие и динамичные. Недавно открывшийся “Ломоносовский проспект” украшают цифровые башни – ассоциация с МГУ. В дизайне “Минской” пассажиры могут проследить историю Победы, а “Раменки” напомнят о дубовых рощах. Возможно, когда-то некоторые из них станут памятниками современной истории и архитектуры и здесь будут так же водить экскурсии, как сейчас на “Площадь революции” или “Комсомольскую”. Такой красоты, как в столичной подземке, нет нигде в мире – 45 станций Московского метро считаются объектами культурного наследия, они уже давно стали музеями, а перроны-вестибюли еще и превратились в концертные залы.

Сергей КАШКИН, музыкант: Это здорово, когда люди ходят вокруг, и это разбавляет серый андеграундный антураж. Мне кажется это вносит свою яркую краск.

Музыка в метро – еще один проект Московской подземки. Право участвовать в нем в этом сезоне выиграли 200 коллективов исполнителей. Строгое жюри отобрало их из тысяч претендентов. Для молодых и амбициозных – это шанс получить известность и способ подзаработать, а для пассажиров возможность ненадолго замедлить шаг и послушать музыку большого города.

Судя по всему, наши телезрители тоже заметили изменения в метрополитене. Давайте посмотрим, как распределились голоса. Динамика меняется, я вижу, что большая часть наших телезрителей – почти 69 процентов – все-таки выбирают метрополитен для того, чтобы добираться на работу, но треть телезрителей все-таки отмечают, что комфорт превыше всего, автомобиль лучше. Не забывайте голосовать, в конце программы мы подведем итоги и, в частности, в социальных сетях, посмотрим, что будет там. Пока хочу сказать, что рельсы ведь есть не только под землей. 6 апреля столичному трамваю исполнилось 118 лет – это самый старый вид общественного транспорта, который появился в городе. Его предшественником была конка – вагончики, запряженные лошадьми, перевозили людей с 1872 года. Правда, толку от них было мало – скорость конки была чуть-чуть больше, чем у пешехода, зато сегодня у Москвы одна из самых развитых систем рельсового транспорта, во многом благодаря запуску МЦК. Новое железнодорожное кольцо за первые полгода перевезло 50 миллионов человек. А ведь по рельсам бегают еще и электрички. На прошлой неделе о безопасности на этом виде транспорта снова заговорили, после того, как на западе города пригородная электричка врезалась в поезд дальнего следования. Один вагон сложился с гармошку, три сошли с рельсов. Жертв удалось избежать, благодаря грамотной эвакуации. Марина Каракончева выяснила, что думают москвичи от транспорте на рельсах, а заодно расскажет, какими были трамваи раньше и какими они стали сейчас.

Репортаж Марины Каракончевой

– Вы сегодня стали 50-миллионным пассажиром Московского центрального кольца, совершенно случайно.

Юбилейного пассажира МЦК встретили на станции “Деловой центр”. Александр приехал с “Балтийской”, если раньше ему приходилось делать две пересадки и проводить в метро около 40 минут, сейчас путь стал прямым, а время в дороге сократилось больше чем в два раза (15 минут).

Александр ЖУРАВЛЕВ, пассажир: Очень быстро, очень комфортно добираться и в метро меньше народа, сразу мы чувствуем что стало.

Любовь москвичей МЦК удалось завоевать за считанные месяцы и уже сегодня пассажиропоток составляет 350 тысяч в день.

Дмитрий ПЕГОВ, начальник Московского метрополитена: МЦК – это подспорье, вы видите, какой популярностью оно пользуется, и превзошло все наши планы, все наши ожидания. Мы планируем, что уже буквально в следующие годы пассажиропоток будет вырастать до 110 миллионов пассажиров в год.

Сейчас Московское центральное кольцо – это 31 станция, которые соединили 10 линий метро, кроме того, с МЦК можно пересесть на пригородные электрички, а интервал между поездами составляет не больше 10 минут.

Женщина: Вполне комфортно, очень светло, не громко, плавно идет поезд. Нравится.

Молодой человек: Шикарно, вообще, на самом деле.

К 1 мая на МЦК прилетят и 9 новых “Ласточек”, а значит будет 42 поезда. Особое внимание уделяется безопасности – так, состояние здоровья машиниста контролируют специальные браслеты, которые, в том числе не дают уснуть.

Максим ШАШКОВ, машинист электропоезда: При различных состояниях организма изменяется кожно-гальваническое сопротивление кожного покрова. Он это изменение улавливает и посылает проверку на систему безопасности. Я обязан встать, нажать кнопку с выдержкой не менее 2 секунд, только тогда эта проверка закончится.

Пока МЦК набирает обороты, московский монорельс их сбавляет. 23 января он вновь перешел в экскурсионный режим, то есть вместо интервала в 10 минут состав прибывает на платформу раз в полчаса. Изменился и график работы – прокатиться мимо Останкинской башни можно с 8 утра и до 8 вечера. Такое решение приняли, потому что пассажиропоток постоянно сокращался, в прошлом году на 15 процентов. Совсем другая судьба у старейшего транспорта Москвы – трамвая, его рельсы, словно паутина, покрыли столичные улицы. В мегаполисе полсотни маршрутов, а недавно в город вышел новый вагон – “Витязь М”.

Хатуна ВАСИЛЬЕВА, водитель трамвая: Они очень такие легкие, они бесшумные, они плавно трогаются, плавно останавливаются, низкопольные. Всем нравится.

Все вагоны оснащены климат-контролем, по всей длине трамвая установлены камеры видеонаблюдения, изображение в реальном времени поступает на пульт водителю, но главный плюс “Витязя” – абсолютно тихий.

Сергей МАТВЕЕВ, начальник отдела рельсового транспорта ГУП “Мосгортранс”: Наши новые трамваи, одно из требований было – это снижение уровня шума как внутри, так и снаружи, поэтому у них самые современные тележки, самые современные системы подвешивания, которые не только повышают плавность хода, но и значительно снижают уровень шума.

Сегодня по Москве бегает уже два десятка вагонов, правда, пока только по 17 маршруту – от Останкино до Медведково. По центру “Витязь М” поедет в рамках ежегодного парада трамваев, где можно будет не только прогуляться по вагонам разных лет, но и узнать интересные факты.

Геннадий НАРЫКОВ, сотрудник музея “Московский транспорт”: Это вагон импортный, производства Чехословакии. В конце 2010-ых годов для нужд города Москвы было решено импортировать трамвайные вагоны из-за рубежа, и как раз одним из удачных вагонов в мире являлся чехословацкий вагон “Татра”.

В Москве таких вагонов осталось чуть больше 200, их главный минус – высокий подъем, а потому они первые в очереди на списание. Вероятно, уже через несколько лет встретить известную на весь мир “Татру” можно будет только в музее. А этот вагон всегда привлекает максимальное внимание – это фонарный вагон, его начали выпускать в начале XX века и курсировал он 6 десятилетий, правда, длина его всего 11 метров, а максимальная скорость 40 км/час. Он вмещал в себя 100 человек – это почти в три раза меньше, чем современные вагоны, и никаких тебе мягких сидений с подогревом.

Геннадий НАРЫКОВ: Наши довоенные вагоны, конечно, в них царство дерева. Тут даже можем видеть, что, например, поручни, чтобы пассажиры могли держаться, они деревянную палку имеют в своей основе и к ним такие своеобразные держатели.

И даже пол реечный – это чтобы валенки зимой не скользили. А вот на шпильках в этот трамвай лучше не заходить – и туфельки испортите, и пол, так что на парад трамваев лучше приходить в удобной обуви.

Ну, как ретро-трамваи – понравились? Тогда вам завтра на Чистопрудный бульвар в 12 часов. Перед москвичами проедет колонна из 15-ти вагонов, кстати, во главе парада будет та самая конка, запряженная лошадьми. А добираться на этот парад, наверное, лучше всего на метро, тем более, что мы сегодня рассказали обо всех перспективах его развития.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ