Английская табачная компания Gallaher Group теряет самостоятельность -в конце прошлого года стало известно, что она перейдет в собственность японской Japan Tobacco. “Японцы сделали англичанам предложение, от которого трудно отказаться: $14,7 млрд., а также готовность погасить $5,1 млрд. долга Gallaher Group. Согласно условиям JT, с акциями должны расстаться более половины акционеров, чтобы в руки японцев перешло не менее 75 процентов компании. Если акционеры окажутся несговорчивыми, Gallaher Group заплатит JT неустойку в размере $103 млн.”, – сообщает “Компания”.
Подчеркивается, что главный производственный актив Gallaher – московская фабрика “Лиггетт-Дукат”, которая производит более 68 млрд. сигарет в год. Это предприятие оценивается примерно в половину стоимости всей Gallaher Group. “Купив английскую компанию, Japan Tobacco выйдет в лидеры российского рынка, – считает главный редактор информационно-аналитического агентства “Русский табак” Максим Королев. – Gallaher Group и Japan Tobacco хорошо дополнят друг друга на российском рынке. В нашей стране у англичан довольно слабые позиции в среднем ценовом сегменте. А JTI принадлежит очень сильная марка Winston (на ее долю приходится 29,1 процента этого сегмента. – Прим. “Ко”). В то же время Gallaher Group производит марку LD, которая является лидером низкого ценового сегмента. Здесь позиции JTI слабы”.
Как отмечает “Компания”, хотя спрос на дешевые табачные изделия в России падает, каждый производитель стремится присутствовать во всех ценовых сегментах, чтобы охватить как можно большее число потребителей.
Агентство “Русский табак” сообщает, что продажа акций Gallaher Group начнется в апреле. В середине января Gallaher распространила среди своих акционеров финансовую схему, регламентирующую выкуп акций компанией JTI. Внеочередное собрание акционеров покупаемой компании планируется на 9 марта 2007 года. В ходе встречи будет принято окончательное решение о продаже акций компании JTI. В случае, если решение будет одобрено, финансовая схема, предложенная советом директоров, вступит в силу 18 апреля.
До 21 февраля Европейская Комиссия должна определиться с одобрением сделки. Уже сейчас можно предположить, что проблем в этом вопросе не будет. Рынки, на которых успешно работают компании, являются взаимодополняемыми – там, где позиции JTI сильны, Gallaher Group представлена слабо, и наоборот.
Активность на рынка слияний и поглощений демонстрирует также компания Philip Morris, которая намерена приобрести более 50 процентов акций Lakson Tobacco, добавив их к приобретенным ранее 40 процентам и став, таким образом, владельцем 90 процентов акций пакистанской табачной компании.
“Philip Morris занимает все более выгодную позицию в странах Азии, – отмечает агентство “Рустабак”. Весной 2005 года компания приобрела 40 процентов акций индонезийской Sampoerna, заплатив при этом за них на 20 процентов больше реальной стоимости – 10,6 тысяч индонезийских рупий за штуку”. Впрочем, приобретение акций крупных азиатских производителей табачных изделий – не единственный инструмент Philip Morris в реализации стратегии экспансии на рынок Азии. К примеру, осенью 2006 года компания заключила рамочное лицензионное соглашение с компанией Altadis на производство, дистрибуцию и сбыт принадлежащих последней брендов “Gitanes” и “Gauloises” в большинстве стран Азии. В результате оба бренда будут присутствовать в портфеле РМ. Безусловно, для Philip Morris это очень выгодная сделка: по оценкам экспертов, прибыль от продаж “Gitanes” и “Gauloises” на азиатском рынке может составить несколько миллиардов долларов.
“Стремление транснациональных компаний закрепиться на Востоке вполне понятно, – резюмирует агентство “Русский табак”. – Прежде всего, это объясняется устойчивой тенденцией к развитию азиатских рынков, и в частности, активному росту потребления табачной продукции. Поскольку на Западе ситуация ровно противоположная, компании, вероятно, стремятся сместить свои производства на более перспективные территории. Однако считать это очевидной глобальной тенденцией пока не стоит, ведь одно из крупнейших событий прошлого года в табачной отрасли – приобретение Gallaher Group японской JTI – говорит об обратном”.
В центре внимания СМИ введение максимальных розничных цен на сигареты. Так, в распоряжении “Коммерсанта” оказался перечень максимальных розничных цен на сигареты, установленных с начала этого года пятью крупнейшими производителями – Philip Morris, British American Tobacco, Japan Tobacco International, Gallaher Liggett-Ducat и Imperial Tobacco. Цены оказались ниже среднерыночных на 10-15 процентов. Сейчас в рознице распродаются остатки сигарет, выпущенных в прошлом году. После того как они закончатся, продавцам придется снизить цены на сигареты.
“Когда вводилась новая акцизная система, чиновники Минфина, а также в крупнейших табачных холдингах говорили, что она усилит налоговую нагрузку на отрасль, а также повысит цены на сигареты. Однако на деле имеем противоположную картину: в середине 2007 года, когда на прилавках начнут появляться сигареты в пачках нового образца, цены, напротив, начнут падать в сторону МРЦ”, – говорит глава информагентства “Русский табак” Максим Королев. В основном это коснется дорогих и престижных марок в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург и, может, еще нескольких крупных городов, где цены на все категории товаров выше, добавляет управляющий по связям с общественностью JTI Анатолий Верещагин. Замгендиректора ассоциации “Табакпром” Виктор Стефашин также считает, что к весне завышенные сейчас розничные цены упадут до уровня МРЦ.
О феномене снижения цен на сигареты также пишет “Комсомольская правда”: “Небывалый случай: производители табака обещают снизить цены. Пока торговля распродает старые запасы сигарет, выпущенных еще в прошлом году. Когда же хозяева магазинов и киосков станут торговать табаком этого года, им волей-неволей придется снизить цены. Ведь максимум, по которому можно продавать сигареты, указан на каждой пачке. Иначе владельцам торговых точек грозят штрафы и прочие неприятности”.
Агентство “РИАН” недоумевает: “В то время как Европа борется с курением, повышая цены на сигареты, в России в самое ближайшее время настойчиво обещают их понижение”. “Газета” уточняет, что следить за ценой табачных изделий будут только в крупных супермаркетах. Контроль над ценами на табачные изделия в заведениях общепита и палатках будут осуществлять органы МВД.
По информации источника “Газеты” в Федеральной антимонопольной службы, недавно состоялось межведомственное совещание, на котором было принято решение возложить контроль за ценами в рознице на органы МВД и налоговиков. “Уже сегодня очевидно, что весь контроль со стороны милиции сведется к увеличению коррупции, – сетует высокопоставленный чиновник. – Схема такая же, как и при проверке регистрации: нет документов, зато есть фиксированная ставка оплаты”. Налоговики, по его мнению, будут контролировать в основном крупные торговые сети, которым нарушать закон итак невыгодно: сигареты составляют ничтожную долю прибыли. А вот палатки и рестораны, которым продажа сигарет приносит существенные деньги, останутся за милиционерами.
Слова чиновника косвенно подтвердил и опрос “Газеты”. В пресс-службе столичного подразделения Роспотребнадзора, который согласно закону тоже имеет право контролировать розничную торговлю, заявили, что вопрос о ценообразовании лежит в компетенции муниципальных властей. А в управлении развития потребительского рынка и услуг Министерства потребительского рынка и услуг Московской области корреспонденту “Газеты” заявили, что о новых правилах не осведомлены.
Та же двусмысленность и в отношении законодательных ограничений на рекламу табачных изделий. “Снова “дышло”…” – так называется статья, которую представляет вниманию читателей “Русский табак”: “В законе четко сказано о том, что сигареты отныне нельзя продвигать с помощью рекламных конструкций, располагаемых на крышах и стенах строений и сооружений, а также на улицах. Запрет касается также транспортных средств. Но трактовать эти пункты, как оказалось, можно по-разному: в связи с отсутствием точного толкования термина “метрополитен” новые правила на подземный транспорт как бы и не распространяются. Безусловно, такое положение дел очень выгодно компаниям, и, скорее всего, является пролоббированным результатом их интересов. С законодательной точки зрения, букве закона это не противоречит. Зато идет в разрез с его духом, ведь главной задачей нововведений было ограничить доступ несовершеннолетних граждан к табачной рекламе”.
Впрочем, от прямой рекламы сигарет в общедоступных местах лидеры рынка воздерживаются, руководствуясь политикой защиты от курения несовершеннолетних. Как пишет “Рустабак”, в метрополитене можно увидеть плакаты, продвигающие исключительно интернет-сайт бренда “Marlboro”. Управляющий маркетинговыми службами “Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг” прямой рекламы сигарет в общедоступных местах подчеркивает, что в рекламе используются так называемые “небрэндированные” интернет-сайты, адреса которых потребитель получает, к примеру, с помощью информационных вкладышей в пачки сигарет.
Подобной политики в отношении несовершеннолетних придерживается и British American Tobacco. “Мы намерены сосредоточить нашу маркетинговую деятельность непосредственно в местах продажи и потребления продукции, что позволит уменьшить воздействие рекламы табачных изделий на некурящих и несовершеннолетних”, – рассказывает директор по корпоративным отношениям “БАТ Россия” Александр Лютый. По его словам, на протяжении нескольких лет “БАТ Россия” придерживается внутреннего кодекса ответственного маркетинга, положения которого являются более строгими относительно действующего российского законодательства. В качестве примера Лютый говорит о том, что компания не размещает рекламу “в интернет-ресурсах, к которым открыт доступ несовершеннолетним пользователям, хотя закон это позволяет”.
“Стремление компаний проводить созвучную с мнением государства маркетинговую политику вполне понятно, – резюмирует “Рустабак”. – Следовать своим интересам, не конфликтуя с властями, у табачников получается неплохо. Тем более что законодатели отвечают им взаимностью, оставляя небольшие прорехи в глобальных запретах”.