“БАТ Россия” распространила пресс-релиз об итогах деятельности в первом квартале 2007 года. В марте компания заняла рекордно высокую долю рынка – 22,4 процента в натуральном выражении и 24 процента – в стоимостном. “БАТ Россия” продолжает удерживать лидирующие позиции на Урале и Поволжье. При этом в Саратове и Тюмени доля рынка компании составляет более 43,7 процента и 41,9 процента соответственно.
Также примечательно, что марка Kent, помимо того, что остается лидером премиального сегмента, занимает второе место на российском рынке по уровню продаж в стоимостном выражении. По данным на март, Kent занимает 7,9 процента рынка. Первое место, естественно, удерживает Winston от JTI. Помимо этого, марки “БАТ Россия” показывают неплохую динамику и в остальных сегментах.
На май запланирован выход на рынок марки Kent Nanotek в пачке формата Compact King Size. Такую упаковку можно назвать уникальной: у пачки два наибольших ребра выполнены прямым углом, а два других – скруглены как у обычного Kent. К тому же формат пачки сузил диаметр сигарет до 5 мм, а их длина осталась прежней по сравнению с обычными сигаретами. Как отмечает “Русский табак”, вывод Kent Nanotek на рынок – это не только шаг к укреплению бренда и появление вполне ожидаемой слим-версии популярной марки, но и свидетельство, что компания готова предложить российским курильщикам серийное производство сигарет в пачках уникального формата wallet-pack в форме книги.
Наряду с этим “РТ” обращает внимание и на ряд проблем. Так, отгрузки компании за первый квартал составили 15,3 млрд. шт., что меньше 1/5 прошлогодних продаж, а для четверти года это совсем не много. Нужно отметить, что снижение отгрузок было замечено у всех основных участников рынка. Директор по корпоративным отношениям “БАТ Россия” Александр Лютый объясняет снижение отгрузок введением МРЦ, из-за чего розница постаралась закупить как можно больше продукции без указания МРЦ в конце 2006 года.
Однако участники рынка, опрошенные РБК daily, усомнились в обосновании г-на Лютого. “Дистрибьюторы работают по четкой указке компании-производителя, и они не могут предложить ему продать на 2-3 млрд. сигарет больше, – заявили в одной из табачных компаний. – Производитель же обычно выпускает сигареты с прицелом на две-три недели. Обеспечить запас сигарет на целый квартал очень сложно”. В свою очередь эксперты отмечают, что традиционно перед новым годом все компании стараются по максимуму обеспечить дистрибьюторов товаром, так как уплата акциза, всегда повышающегося с 1 января, происходит в момент отгрузки продукции с фабрики.
В Philip Morris связывают сокращение своих отгрузок со снижением продаж марки L&M и марок низкого ценового сегмента. Ситуация с отгрузками у JTI неясна, так как компания не предоставляет информацию по кварталу.
На прошлой неделе стало известно о новых подробностях разбирательства между миноритарными акционерами фабрики “БАТ-Ява” и “БАТ Россия”. Branston Holding так и не смогла доказать в Апелляционном суде Москвы, что крупнейший миноритарий фабрики – Hamultun B. V. – аффилирован с BAT. Постановление суда было вынесено еще 23 апреля, однако стороны спора получили его только 7 мая. В BAT остались удовлетворены судебным решением. “Действия Branston Holding направлены на то, чтобы нанести ущерб нашему бизнесу и репутации”, – цитируют директора по корпоративным отношениям “БАТ Россия” Александра Лютого “Ведомости”. Однако, пишет издание, судебную победу компании праздновать еще рано. В ноябре 2006 года Branston подала аналогичный иск в арбитражный суд Ставропольского края. В январе 2007 года ставропольский суд отправил дело на рассмотрение в Арбитражный суд Москвы. Первое слушание назначено на 2 июля.
Между тем ситуация вокруг возможного слияния Imperial Tobacco и Altadis остается неопределенной. Как сообщают “Ведомости”, Imperial Tobacco до сих пор не получила от Altadis ответа, который позволил бы повысить цену покупки с ранее заявленных 47 евро за акцию, что составляет $16,7 млрд. за всю компанию. По словам гендиректора Imperial Tobacco Гэрета Дэвиса, ранее проведенные встречи с акционерами Altadis были “полезными”, но компания стремится к дальнейшему диалогу. Г-н Дэвис надеется достичь значительного прогресса в переговорах в ближайшие несколько недель.
Однако задача осложняется тем, что у Imperial Tobacco появился конкурент в лице частных инвестиционных компаний CVC Capital Partners и PAI Partners. Сумма предложения с их стороны составила 12,8 млрд. евро, что на 770 млн. евро больше предложения Imperial Tobacco. Совет директоров Altadis рассмотрит предложение в течение нескольких дней.
По мнению опрошенных РБК daily участников рынка, за консорциумом инвесторов может стоять кто-либо из крупных табачных игроков. “Покупать Altadis как некую портфельную инвестицию сомнительно, так как конкуренция на рынке очень высокая, а у Altadis на нем не самые лучшие позиции, – заявляют в одной из табачных компаний. – Вполне возможно, что консорциум может действовать в интересах Imperial Tobacco, Philip Morris или BAT”. Другой участник рынка напоминает, что ранее CVC Capital Partners и PAI Partners уже занимались перепродажей табачных компаний. Именно они в свое время приобрели американскую R. J. Reynolds, которую через пару лет продали JTI.
Государственная Дума направила премьер-министру Михаилу Фрадкову парламентский запрос “О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака”. Это уже не первый документ подобного характера. Ранее Госдума уже направляла запросы в правительство, а также президенту.
Как особо отмечается в запросе, “присоединение к Конвенции приобретает особую актуальность в связи с необходимостью выполнения поставленной Президентом Российской Федерации В.В. Путиным задачи по пропаганде здорового образа жизни”.
В связи с этим депутаты требуют от премьера проинформировать их, в какой срок правительство внесет в Думу проект федерального закона о присоединении РФ к конвенции. Полный тест запроса публикует “Парламентская газета”.
Почин Госдумы в борьбе с курением поддержал и Совет Федерации. 4 мая сенаторы одобрили закон об увеличении ставок акцизов на подакцизные товары на 2008-2010 годы, подразумевающий ежегодное увеличение акцизов на табачные изделия на 20 процентов. А ровно через неделю спикер верхней палаты Сергей Миронов и депутат Госдумы Евгений Ройзман внесли в Думу законопроект, запрещающий производителям и распространителям табачной и алкогольной продукции финансировать деятельность политических партий.
Как заявил “Коммерсанту” г-н Ройзман, документ направлен на предотвращение лоббирования интересов табачных и алкогольных компаний путем финансирования политических партий. Правда, отмечает издание, в финансовых отчетах прошедших в Госдуму партий за последние два года не значатся прямые поступления от производителей алкоголя и табака. Опровергают факт финансирования и сами производители. Так, в “БАТ Россия” заявили, что не поддерживают деятельность политических партий в России ни напрямую, ни через посредников. “Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг” заявила “Ведомостям”, что также не спонсирует партии.
Максим Королев полагает, что новый проект никак не затронет интересы производителей табачной продукции. “96 процентов участников рынка – транснациональные корпорации, у них нет интереса обрабатывать политические партии, они решают свои проблемы через финансирование отраслевых ассоциаций, а российские табачные компании довольно слабы, чтобы поддерживать политиков. Со стороны Миронова это звонкий пиар”, – заявил Королев РБК daily.
Депутаты от “Единой России” и оппозиции, опрошенные “Газетой”, также придерживаются мнения, что законопроект является простым популизмом со стороны “Справедливой России”.