Сентябрь ознаменовал собой начало не только осени, но и последней сессии Государственной Думы нынешнего созыва. За оставшихся два месяца депутатам предстоит принять довольно большое количество законопроектов, в том числе касающихся табачной отрасли.
Пожалуй, главным из них можно назвать “Специальный технический регламент на табачную продукцию”. Данный документ прошел в Госдуме первое чтение еще в июне. Однако 13 сентября депутат от “Единой России” Геннадий Кулик предложил внести в техрегламент ряд поправок, ужесточающих требования к табачным производителям. Так, предлагается отвести под предупредительные надписи о вреде курения 30 процентов пачки (на данный момент эта площадь составляет 4 процента, а техрегламент, прошедший первое чтение, подразумевает 10 процентов). Кроме размера надписи Кулик предлагает сократить срок, в который производители должны снизить содержание смолы и никотина в сигаретах, – с трех лет до полугода с момента вступления техрегламента в силу. К тому же для легких сигарет обязательным должно стать напоминание, что “легкие – не значит менее вредные”.
Крупные компании довольно спокойно отреагировали на предложения депутата. Как заявил “Ведомостям” управляющий по связям с общественностью JTI Анатолий Верещагин, необходимо, чтобы производителям дали переходный период для смены дизайна. При этом он отметил, что в Европейском союзе предупредительные надписи занимают от 30 процентов до 50 процентов пачки в зависимости от количества государственных языков. Директор по корпоративным отношениям “БАТ Россия” Александр Лютый заявил о готовности компании подчиниться новым требованиям.
К слову, предложения об увеличении предупредительной надписи содержит и другая законодательная инициатива единороссов – поправки в закон “Об ограничении курения табака”, внесенные депутатом Владимиром Мединским. При этом он считает возможным прописать данную норму и в техрегламенте, и в законе, сообщают “Ведомости”. Изменения могут затронуть и формат предупредительной надписи – производителя обяжут использовать шрифт черного цвета на белом фоне. Об этом сообщают “Известия” со ссылкой на замначальника управления санитарного надзора Роспотребнадзора Геннадия Иванова.
12 сентября Владимир Мединский попытался донести антитабачные инициативы до населения в эфире программы “Национальная безопасность” на “Радио России”. Нового по сравнению с предыдущими заявлениями депутата было высказано сравнительно немного. По мнению Мединского, негативная реакция населения на попытки Госдумы ограничить курение в России связана с мощным влиянием табачных корпораций на общественное мнение. Как считает депутат, именно они создают у населения убеждение, что Дума хочет осложнить жизнь курящим гражданам России. В связи с этим Мединский считает необходимым донести до потенциальных избирателей реальный смысл принимаемых Госдумой законов – заботу о здоровье россиян.
Довольно необычное предложение родилось в стенах тюменской областной думы. Депутаты предложили внести в Административный кодекс поправки, запрещающие водителям курить во время движения. По мнению авторов данной инициативы, курение мешает управлять автомобилем и провоцирует ДТП.
Как пишет “КоммерсантЪ”, депутаты Госдумы и представители ГИБДД пока не готовы безоговорочно поддержать инициативу тюменских законодателей. По их мнению, для начала это предложение нужно обосновать, собрав статистику аварийности, и рассчитать эффективность от его введения. В свою очередь “Деловой Петербург” выступил с резкой критикой в адрес данных поправок. Как пишет издание, запрет на курение за рулем просто предоставит инспекторам ГИБДД дополнительную возможность заработать. Кстати, аналогичный запрет действует в некоторых штатах США, и о его введении подумывают в Великобритании. Однако, отмечает “ДП”, там эти запреты являются лишь частью общенациональных программ по противодействию курению, а не отдельной запрещающей нормой.
Однако не только “Единая Россия” отметилась высказываниями на табачную тему в первой половине сентября. Свой взгляд на борьбу с курением выразила и “вторая нога власти” – “Справедливая Россия”. Так, первый заместитель лидера фракции этой партии в Госдуме Иван Харченко подписал законопроект, в соответствии с которым алкоголь и сигареты не должны продавать гражданину, не достигшему 21 года. Сегодня ограничения установлены на уровне 18 лет, однако, цитирует сторонников Сергея Миронова “Независимая газета”, “18-летний подросток, недавно окончивший школу, не в состоянии принять осознанное решение о необходимости употребления алкоголя и курения”.
На фоне всех этих инициатив ярко выделилось заявление Михаила Барщевского – лидера партии “Гражданская сила”. Известный адвокат пообещал бороться за права курильщиков. Бороться с курением надо не путем запрета, а путем помощи курящим людям, цитируют Барщевского “РИА Новости”.
Еще одно заявление на табачную тему, правда, не относящееся к предвыборной тематике, сделало Министерство экономического развития. В МЭРТ считают меру специмпортера, введенную белорусским правительством в отношении табачных изделий из России, неправомерной. Как заявил “Газете.Ru” сотрудник министерства, назначение специмпортера нельзя расценивать иначе, как меру, эквивалентную квотированию, которое, напомним, должно быть отменено с 1 октября. В свою очередь в Министерстве торговли Белоруссии считают, что институт специмпортера не будет ущемлять интересы российских компаний-экспортеров табачных изделий. Деятельность специмпортера будет основываться исключительно на принципе недискриминации, соблюдении права, а также коммерческих соображений, сообщает “Белорусское телеграфное агентство”.
Между тем “Бритиш Американ Тобакко” получила дополнительную квоту на импорт табачных изделий в Белоруссию. Межведомственная комиссия разрешила компании дополнительно импортировать в республику 30 млн. сигарет. Еще 67 млн. из резервной квоты досталось “Беларусьторгу”. Как сообщает “Русский табак”, в “БАТ” рассчитывают, что дополнительно выделенной квоты будет достаточно до конца сентября.
Еще одна заметная новость о “БАТ” касается ее деятельности в России. В конце августа компания вывела в розничную продажу Vogue Superslims в обновленных пачках. Кампания по ознакомлению потребителей с новым дизайном марки будет проходить по аналогии с Kent. На первом этапе пачки будут упакованы в пленку с изображением прежнего дизайна, а в саму пачку вложены информационные вкладыши, посвященные изменению внешнего вида основной линейки Vogue. В середине сентября запуск обновленного Vogue будет поддержан рекламной кампанией в точках продаж и прессе.
Как заявил “Русскому табаку” руководитель отдела потребительского маркетинга “БАТ Россия” Марк Херман, Vogue – одни из самых популярных в России женских сигарет класса “премиум”, поэтому марка стремится соответствовать настроению своих потребителей. “РТ” также отмечает, что изменения в Vogue касаются только внешнего облика пачки и МРЦ, которая теперь составляет 44 рубля. Состав мешки, вкус и содержание смол и никотина в сигаретах остались прежними.
“Филип Моррис” также отметилась повышенным вниманием к сегменту superslims. Компания объявила о начале производства сигарет Virginia Slims Uno на своей фабрике в Ленинградской области для экспорта в Сингапур. Как отмечает “Русский табак”, эта страна предъявляет очень высокие требования к табачной продукции, тем более импортируемой. По планам компании, до конца 2007 года объем экспорта в Сингапур составит около 5 процентов от всего объема экспортируемых Uno, но в дальнейшем эта доля может вырасти. Кроме того, в российском подразделении “Филип Моррис” не исключают возможности экспортных поставок и в другие страны.
Третий крупный игрок российского табачного рынка – JTI – привлек внимание СМИ заявлением своего президента Хироши Кимуры. В интервью агентству Bloomberg он заявил, что с 2009 года компания, возможно, будет искать новые активы для поглощения, тем самым продолжив политику увеличения своей мировой доли.
“Русский табак” напоминает, что свое стремление к мировому лидерству не скрывают и другие табачные гиганты. Так, в недавнем интервью “Ведомостям” первое лицо компании ВАТ Пол Адамс уверенно заявил, что к 2010 году компания станет номером один на мировом рынке. Не стоит забывать и о нынешнем мировом лидере – Philip Morris. После отделения Philip Morris International от Altria PMI наверняка увеличит активность на международных рынках, прежде всего перспективных.
Таким образом, ближайшие несколько лет обещают стать весьма интересными и богатыми на события, заключает “РТ”.