"БАТ" метит в лидеры

0:00
0

В конце сентября “Бритиш Американ Тобакко Россия” объявила об окончании строительства нового корпуса для производства сигарет и сигаретных фильтров на фабрике “БАТ-СПб” в Санкт-Петербурге. Модернизация производства проходит в рамках реализации инвестиционной программы по расширению мощностей фабрик компании в России. Общая стоимость программы составляет $170 млн. Из этих средств $110 млн. направлены на модернизацию “БАТ-СПб”.

Как заявил в интервью “Деловому Петербургу” гендиректор фабрики Ланс Мункало, $77 млн. уже вложены в строительство и покупку оборудования для линий по производству сигарет и фильтров. Остальная часть средств будет потрачена до конца 2008 г. на установку дополнительного оборудования и модернизацию существующего.

В официальном пресс-релизе “БАТ Россия”, который приводит “Русский табак”, сообщается, что уже в этом году производство на фабрике увеличится до 37 миллиардов сигарет в год. К 2009 году на фабрике намерены достичь показателя в 40 миллиардов, а общероссийские производственные мощности “БАТ” к этому времени должны составить почти 115 млрд. сигарет в год. Ланс Мукало считает, что это позволит “БАТ” стать лидером на российском табачном рынке. Сейчас ее доля, по оценкам самой компании, составляет 22,5 процента.

115 млрд. сигарет в год – слишком амбициозные планы, – приводит мнение главного редактора “Русского табака” Максима Королева питерский “КоммерсантЪ”. В отсутствие планов по покупке новых активов и ограниченного спроса на экспортных рынках единственный выход для компании, стремящейся к лидерству, – предложить рынку абсолютно инновационный продукт. Королев считает, что у “БАТ” наверняка есть какой-то козырь в рукаве, но что именно, пока не ясно.

Что это за козырь, намекнул на конференции, посвященной модернизации “БАТ-СПб”, Ланс Мукало. Он особо отметил динамику роста продаж марки “Kent Nanotek”, которая составляет более 60 процентов в месяц. Две линии, установленные на фабрике для производства этого формата, уже работают без остановки, едва справляясь с заказами. Как отмечает “Русский табак”, в этом случае очень скоро розничные аудиторы должны зафиксировать захват этой разновидностью “Kent” нескольких процентов даже не сегмента, а всего российского табачного рынка. И тогда оставшееся еще в цеху обширное пространство компании придется занять машинами для изготовления именно “Kent Nanotek”, а плановые мощности к 2009 году только на “БАТ-СПб” окажутся наполовину загружены их производством.

Еще одной важной новостью о “БАТ” является завершение судебного разбирательства между Branston Holding и мажоритарными акционерами фабрики “БАТ-Ява”. Московский арбитражный суд отклонил последний из поданных Branston Holding к British American Tobacco Holdinds Russia B.V. и Hamultun B.V. исков на возмещение ущерба в 9,3 млрд. рублей, якобы причиненного миноритариям за счет трансфертного ценообразования.

Юристы, опрошенные в этой связи “Коммерсантом”, считают, что это был классический пример greenmail: миноритарии с самого начала создавали шумиху вокруг компании, чтобы подороже продать свои акции BAT. В самой компании удовлетворены исходом судебного разбирательства. Теперь ничто не мешает “БАТ” консолидировать 100 процентов акций фабрики.

В свою очередь Japan Tobacco International наконец-то занялась консолидацией своей дистрибуции после покупки Gallaher. Как сообщает “КоммерсантЪ”, с 1 октября эксклюзивным поставщиком сигарет JTI и Gallaher на Дальний Восток, в Краснодарский и Ставропольский края и частично в Москву и область стала группа компаний “Мегаполис”.

По словам генерального менеджера российского офиса JTI Кевина Томлинсона, слияние с Gallaher “требует нового подхода к различным сферам бизнеса, в том числе и к дистрибуции”. В “Мегаполисе” подтверждают, что сейчас в компании идет консолидация табачных активов, однако отказываются сообщить подробности процесса.

О намерении “Мегаполиса” консолидировать дистрибуторские активы уже осведомлены в Федеральной антимонопольной службе. Как объяснили “Коммерсанту” в пресс-службе ведомства, после завершения консолидации “Мегаполис” будет контролировать 72-73 процента рынка табачной дистрибуции. Однако участники рынка считают, что “Мегаполис” не сможет диктовать условия на рынке, так как основную роль на нем играет все-таки производитель.

Между тем у Госдумы нынешнего созыва остается все меньше времени для принятия Технического регламента на табачные изделия. Как сообщает “Русский табак”, второе чтение по проекту Техрегламента, предварительно назначенное на 12 октября, перенесено на более поздний срок. 18 октября должно состояться заседание экспертной комиссии по техническому регулированию, которая должна дать свое заключение по тексту законопроекта и потом направить его на рассмотрение в Думу.

Ко второму чтению авторы Техрегламента внесли целый ряд поправок, учтя пожелания и замечания правительства, профильных комитетов Госдумы и экспертных комиссий. По словам заместителя генерального директора ассоциации “Табакпром” Сергея Филиппова, к одним из самых важных изменений можно отнести пункт об увеличении размера предупреждающих надписей до 30 процентов от поверхности лицевой и оборотной сторон упаковки и введение требования по раскрытию ингредиентов, в том числе в сосательном и жевательном табаке.

“РТ” напоминает, что в случае принятия закон вступит в силу спустя год после его опубликования, статья об ингредиентах – спустя 18 месяцев, а нормы, касающиеся содержания моноксида углерода – спустя 4 года.

Рейтинговое агентство “Эксперт РА” опубликовало ежегодный рейтинг крупнейших компаний России по объему реализации продукции, в который вошли 400 ведущих в различных сферах экономики предприятий. В новый рейтинг вошли всего пять представителей российской табачной отрасли – “Филип Моррис Ижора”, “БАТ Россия” (агентство суммировало показатели всех фабрик компании), “Галлахер Лиггетт Дукат”, фабрика “Петро” и “Реемтсма Волга”. Как отмечает “Русский табак”, все эти компании ухудшили свои позиции относительно представителей других отраслей. В первую очередь это связано с опережающим ростом сырьевых компаний и более быстрым развитием непромышленного сектора.

Лидером табачной отрасли России по-прежнему является фабрика “Филип Моррис Ижора” – по данным рейтинга, прирост объема реализации составил более 10 процентов. Но, несмотря на это, фабрика потеряла в рейтинге 12 позиций, заняв 93 место. “БАТ Россия” заняла 140 место в рейтинге, “Галлахер Лиггетт Дукат” – 161-ое, “Петро” – 174-ое. “Реемтсма Волга” оказалась на 383 месте.

Еще одной интересной новостью для российской табачной отрасли стало появление нового фильтра для сигарет. Новинка разработана венчурным фондом ВПК, образованным оборонными предприятиями Свердловской области. Как сообщает “Эксперт Урал”, новый фильтр позволяет снизить потребление вредных веществ, в том числе солей оксидов и тяжелых металлов, как самим курильщиком, так и окружающими его людьми на 90 процентов.

Принцип работы фильтра схож с кальяном – в него встраивается специальная капсула, которая при сдавливании впрыскивает в фильтр воду. Вода очищает дым от вредных веществ. Устройство запатентовано в России и других странах СНГ, за исключением Украины и Грузии. Фонд также намерен получить патенты в Китае и США.

Как отмечает издание, эта разработка может быть интересна не только курильщикам, но и табачным компаниям для расширения ассортимента: в качестве жидкости могут использоваться различные ароматизаторы и лекарственные препараты. Фильтр позволяет дозировать количество никотина и смол, постепенно снижая его содержание, что может помочь курильщикам отвыкать от вредной привычки.

Сейчас ВПК планирует подписать контракты на поставку с компаниями “Нево-Табак” и “Донской табак”. Однако большую часть прибыли фонд планирует получить за счет выхода на рынки США и Китая.

В среднем использование этой технологии прибавит к стоимости сигареты 40-50 копеек. Однако в целом на цене это скажется несущественно, так как с таким фильтром можно будет использовать дешевый табак с высоким содержанием вредных веществ.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ