Новогоднее обострение

0:00
0

С 1 января 2007 года производители сигарет с фильтром обязаны указывать на пачках максимальную розничную цену и срок изготовления продукции. Дело в том, что вводится новая система расчета акцизов на табачные изделия: часть налога будет взиматься с количества сигарет, часть – с их максимальной розничной цены, а не оптовой, как ранее. “Итоги” на нововведения откликнулись статье Юлии Панфиловой “Дымовая завеса”. Авторы закона полагают, что новые правила лишат производителей табачных изделий лазеек, благодаря которым они занижают оптовую цену, что ведет к снижению налоговой базы. Однако по подсчетам экспертов, парламентарии, озабоченные пополнением казны, немного перестарались: ставка акциза увеличится на 30 процентов. Насколько подорожают сигареты в рознице, можно пока только предполагать.

Однако чиновники лукаво уверяют, что появление новой информации на пачке не скажется на цене изделия, и упрекают аналитиков рынка в том, что их пессимистичные прогнозы вызывают ажиотаж.

Торговцы, тем не менее, сознаются, что новая ставка налога будет заложена в цену. Производители начали поднимать цены еще в конце прошлого года. Пока не слишком заметно, но это, как говорят эксперты, только “разведка боем”. “Они стараются понять, какую именно предельную цену выгодно выставить, чтобы не проиграть конкурентам, – заключает Юлия Панфилова. – К февралю, когда станет ясна еще и реакция потребителей, окончательно определятся и новые расценки. В любом случае маловероятно, что где-то на прилавках можно будет найти сигареты именно по минимальный цене”.

По другому оценивает ситуацию “Газета”. “Опасения некоторых аналитиков, что нововведение приведет к значительному подорожанию сигарет, не оправдались, – отмечает обозреватель издания Кира Ремнева. – Повышение цен составило в среднем 1-1,5 рубля за пачку. Более того, табачные компании оказались столь оперативными, что сигареты с указанием максимальной цены уже могут купить жители мегаполисов, хотя пачки старого образца имеют право продаваться до 2008 года”.

Как пишет “Газета”, нововведения могут вызвать значительное повышение цен на сигареты в барах и ресторанах. Владельцы заведений утверждают, что в питейных заведениях продаются не сигареты, а так называемый набор для курильщика – к сигаретам прилагается фирменный коробок спичек или зажигалка. Это обстоятельство, по мнению рестораторов, выводит их из-под действия нового законодательства. “Насколько мне известно, в налоговых органах уже готовятся специальные разъяснения, в которых предполагается отдельно прописать, что новые правила касаются и “наборов для курильщиков”, – возразил рестораторам один из аналитиков рынка в разговоре с корреспондентом. Однако эксперты “Газеты” полагают, что никакие официальные разъяснения не смогут помешать рестораторам обратиться в суд и оспорить данное положение, ссылаясь на то, что бар или ресторан продает не просто сигареты, а набор услуг.

Рестораторов поддерживают и дистрибьюторы сигарет из отдаленных регионов, утверждая, что максимальная цена не учитывает их транспортные расходы. “Наиболее серьезно это отразится на компаниях, работающих на Дальнем Востоке. Не секрет, что из-за расходов на перевозку стоимость сигарет в том же Владивостоке выше на 20-30 процентов, – поделился с “Газетой” на условиях анонимности один из участников рынка. – Каким образом чиновники будут договариваться с полукриминальными структурами, занимающимися дистрибуцией в этих регионах, пока не очень понятно”.

Пока законодатели пытаются навести порядок на табачном рынке, доля некачественного табака стремительно растет. Эту проблему поднимает “Вечерняя Москва”. По данным газеты, рост цен на сигареты стимулирует выпуск дешевого контрафакта, который занимает 25-40 процентов рынка. “Сейчас на столичных прилавках изобилие табачных изделий, – раскрывает секрет Полишинеля “Вечерняя Москва”. – Условно они подразделяются на три категории. Первая – это изготовленные по “западным” лицензиям сигареты. В большинстве этих изделий по сравнению с “исконно западными” эталонами – повышенное содержание смол, селитры, других вредных веществ и меньшая доля качественного табака. Вторая категория – это подделанные под западные бренды сигареты. Качественные параметры этой категории намного хуже, чем первой, зато она дешевле – самое меньшее на треть. Наконец, третья категория – российские и якобы болгарские сигареты: последние изготавливаются в своем большинстве без болгарских лицензий. Поскольку импортировать подлинно болгарские, как и другие восточноевропейские сигареты и табачное сырье, сегодня тоже весьма накладно”.

Газета подчеркивает, что транснациональные компании и производители дешевого табака новую систему акциза оценивают по-разному. “Мы рассматриваем новую систему акцизного налогообложения сигарет в России как положительный шаг, который может быть благоприятен для правительства, для потребителей и для развития нашей отрасли”, – заявил директор департамента по корпоративным вопросам аффилированных компаний Philip Morris International в России Роберт Мэй. По его словам, новая система поможет правительству добиться большей эффективности в расчете и сборе налоговых платежей. Для производителей такой подход более прозрачен и предсказуем, что содействует долгосрочному планированию и развитию бизнеса, утверждает Роберт Мэй.

С этим категорически не согласны руководители российских табачных фабрик. “Мы по-прежнему считаем новую систему акцизов недоработкой, так как она существенно увеличит налоговую нагрузку на дешевые сигареты и приведет к их удорожанию, – заявил гендиректор фабрики “Нево Табак” Олег Амиранов. – “Если в Москве, где в основном курят дорогие сигареты, подорожания многие могут и не заметить, то в “глубинке”, особенно в сельской местности, новые ценники серьезно ударят по карману курильщиков”.

По экспертным оценкам, доля акциза в цене сигарет эконом-класса составит 35-40 процентов, вместо нынешних 20-25 процентов, тогда как в цене дорогих – только 10-15 процентов взамен нынешних 15-20 процентов. Вместе с тем в совокупном сбыте сигарет доля тех, пачка которых не дороже 11 рублей, ныне почти достигает 40 процентов в среднем по России и минимум 30 процентов – в Москве.

С этого года значительно изменятся и способы продвижения табачной продукции. Как сообщает “РБК daily”, количество контрактов, заключенных на 2007 год российскими BTL-агентствами с производителями табака, увеличилось на треть по сравнению с прошлым годом. “Активность табачников усиливается. В этом году бюджеты табачных компаний на BTL увеличатся на 30-40 процентов”, – отмечает старший экономист агентства IMSG Александр Уточкин. С этой оценкой соглашается президент РГ “Витрина А” Вадим Куликов. “Трудно сказать, связано ли это напрямую с запретом на “наружку”, поскольку в прошлом году рост был примерно на таком же уровне, – рассуждает г-н Куликов.

Готовятся к увеличению количества табачной рекламы и в торговых сетях. При этом магазины планируют повысить стоимость за выкладку сигарет на своих полках. По словам заместителя генерального директора торговой сети “12 месяцев” Октама Аликулова, сейчас идут переговоры об изменении маркетинговой программы “БАТ Россия” в магазинах сети. “У нас уже установлено оборудование с логотипами их брендов, и они хотят, чтобы все осталось по-прежнему. Но, конечно, произойдет повышение расценок”, – говорит г-н Аликулов.

Интерес к рынку маркетинговых услуг подтверждают и в табачных компаниях. “Независимо от законодательных ограничений акценты смещаются от однонаправленной коммуникации (ATL) в сторону диалога с потребителем (BTL)”, – говорит управляющий маркетинговыми службами компании Philip Morris Наталья Колобова. Директор по корпоративным отношениям “БАТ Россия” Александр Лютый отмечает, что компания намерена сосредоточить свою маркетинговую деятельность непосредственно в местах продаж и потребления продукции. По мнению Александра Уточкина из IMSG, помимо BTL производители табака будут активно использовать альтернативные каналы, например интернет.

Помимо BTL и печатных СМИ, где закон разрешает размещать рекламу табачных изделий, табачные компании используют и рекламу в метрополитене. Альберт Теплицкий, коммерческий директор компании “Олимп”, которая размещает рекламу в московском метро, считает размещение рекламы табака в подземке вполне законным. “Законодательство не запрещает табачную рекламу на щитах, лайтбоксах, путевых стенах и других конструкциях, установленных вне подвижного состава, подземных и наземных транспортных магистралях”, – объясняет г-н Теплицкий. Однако в московском управлении антимонопольной службы говорят, что не уверены в законности размещения рекламы в метро и планируют изучить эту проблему.

Внимание СМИ по-прежнему приковано к конфликту между ОАО “БАТ-Ява” с миноритарным акционером Branston Holding Limited. Как сообщает “Коммерсантъ”, Branston Holding пытался аннулировать в судебном порядке итоги годового собрания акционеров предприятия, но потерпел неудачу. Юристы, опрошенные газетой “Коммерсантъ” решение суда назвали ожидаемым.

Конфликт миноритариев московской табачной фабрики “БАТ-Ява” с корпорацией British American Tobacco начался 19 июня прошлого года. В компании Branston Holdings (BH) заявили, что крупнейший миноритарий фабрики “БАТ-Ява”, голландская Hamultun, аффилирована с BAT. Branston Holdings попытались оспорить ряд сделок, заключенных с 2003 года “БАТ-Явой” с другими структурами BAT.

Однако арбитражный суд Москвы с позицией Branston Holding не согласился, посчитав аргументы миноритариев недостаточными. В российском представительстве BAT на протяжении всей тяжбы отрицали аффилированность с Hamultun, поэтому вчерашним решением суда были удовлетворены. “Складывается впечатление, что Branston, понимая проигрышность своего положения, намеренно тянет время и пытается дискредитировать международную компанию”, – считает член совета директоров “БАТ-Явы” от BAT Владимир Аксенов.

Как пишет “РБК daily”, Branston не исключает возможности апелляции. “Сейчас идет процесс в Голландии, где было принято решение о вызове пяти свидетелей на предмет установления взаимосвязи компании Hamultun и BAT, – сказал “РБК daily” Сергей Ковалев, управляющий партнер компании “Стратегии и Тринфико”, представляющей интересы ВН. – Мы полагаем, что как только этот допрос произойдет, а случится это в феврале-марте, мы будем пересматривать данное дело по вновь открывшимся обстоятельствам”.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ