Крупные табачные компании, готовясь к новым акцизным ставкам, повышают цену на свою продукцию. По данным аналитиков, после Нового года сигареты “Бритиш Американ Табакко” подорожают в среднем на 7 процентов, а продукция “Филип Моррис” прибавит в цене около 10 процентов. Обычная “Ява” после введения новых акцизных ставок, станет уже не простая, а золотая – сигареты станут дороже на 15 процентов. В новый ценовой вираж отправляется и “Союз Аполлон”: за него в 2007 году придется платить аж на 15-17 процентов больше.
Как отмечает “Прайм-ТАСС”, Россия в своей новой табачной политике ориентируется на Европу, которая давно сделала ставку на повышение цен. Между прочим, политика эта оказалась весьма результативной: европейцы стали более подвижны и любознательны, теперь они охотно отправляются путешествовать в недалекое зарубежье – за дешевыми сигаретами. Россиянам больше по душе внутренняя эмиграция – к лоткам и киоскам “шаговой доступности”, предлагающим самопал аналогичного цвета и запаха.
“Русский табак” отмечает, что ожидаемое повышение цен приведет к обострению конкурентной борьбы между компаниями. “Следовательно, масштабы повышения стоимости сигарет той или иной компанией будут максимально замалчиваться, а конкурирующие производители приложат все усилия для того, чтобы узнать, какую цену задекларируют другие участники рынка. В связи с этим можно ожидать сильное давление на чиновников Минфина и ФНС: подобная информация станет просто бесценной в руках компаний, планирующих подковерную игру с целью перехитрить друг друга и не остаться внакладе. Напрашивается вывод, что подавать уведомления компаниям следует не то что в последний день, а буквально в последний час работы налоговой службы 21 декабря. Поэтому, несмотря на готовность табачников к подаче деклараций, они постараются, скорее всего, по возможности скрывать свои сведения об МРЦ до последнего момента”, – констатирует “Рустабак”.
Однако далеко не все табачники повышение цен связывают с введением нового закона. Так советник управляющего директора группы компаний “British American Tobacco – Россия” Владимир Аксенов сказал, что повышение никак не связано с изменением акцизного законодательства. “Повышение цен на сигареты происходит регулярно к концу года. Ничего необычного здесь нет”, – цитирует Аксенова газета “Реклама-Шанс”.
Обострением конкурентной борьбы на табачном рынке можно объяснить и появление рекламной статьи JTI “Нет безопасных сигарет”, которая была опубликована в газете “Ведомости” 17 ноября. В статье компания Japan Tobacco International, третий по обороту игрок на российском табачном рынке, заявляет, что легкие сигареты не менее вредны, чем обычные. Не прошло и месяца, как те же “Ведомости” напечатали собственный материал с беспристрастным анализом рекламы JTI. В статье “Маркетинговое предупреждение” сообщается, что акция JTI по разоблачению мифа о меньшем вреде легких сигарет – попытка сохранить своих потребителей и ограничить их переключение на другие марки.
Как пишут “Ведомости”, с середины ноября Japan Tobacco International начала вкладывать в пачки сигарет “Петр I”, More и Winston листовку с “важным сообщением потребителям”. В нем написано, что безопасных сигарет не существует, а потому “не стоит переходить на сигареты другого типа, предполагая, что это снизит риск для здоровья, связанный с курением”. “Мы хотим донести до курильщиков полную информацию о рисках, связанных с курением”, – объясняет цель акции управляющий по связям с общественностью JTI Анатолий Верещагин.
“Ведомости” полагают, что JTI есть о чем беспокоиться: россияне массово переходят на легкие сигареты. По данным агентства “Бизнес Аналитика”, доля всех разновидностей легких сигарет на российском табачном рынке с 2002 по 2006 год увеличилась более чем в два раза – с 27 до 56 процентов. При этом JTI оказалась в самой уязвимой ситуации: курильщики ее марок Camel, “Петр I” и Winston охотнее переходят на более легкие сорта конкурентов – такие, как Kent (BAT) или Parliament (Philip Morris), – чем на Camel Lights или Mild Seven, принадлежащие JTI, уверяет Арсений Сольдау, президент брэндингового агентства Soldis.
По данным гендиректора “Бизнес Аналитики” Андрея Стерлина, чаще всего курильщики переключаются с Winston на Kent и Pall Mall (марки BAT) и частично на Muratti (Philip Morris). Точных цифр эксперты не называют, ссылаясь на конфиденциальность исследования. Но оба маркетолога уверены, что новая акция JTI – попытка сохранить своих потребителей и ограничить переключения на другие марки.
“В тексте сообщения JTI наверняка не обошлось без “зомбирования” на лояльность”, – разделяет эту точку зрения Максим Королев, руководитель отраслевого агентства “Русский табак”. Правда, считает он, большого эффекта корпорация не добьется – до 90 процентов курильщиков не обращают внимания на предупреждающие надписи и вкладыши. Однако оставшиеся могут отказаться от перехода на другие марки. Кроме того, также может увеличиться число курильщиков, доверяющих JTI. Если кампания по предупреждению курильщиков расширится, это может вызвать снижение интереса к легким сигаретам, полагает Максим Королев.
О сильных позициях БАТ и “Филип Моррис” в премиальном сегменте свидетельствуют и результаты опроса Национальной торговой ассоциации, которые представляет журнал “Новости торговли”. По результатам октября НТА в номинацию “Сигареты Люкс” включила Kent, Parliament, Marlboro, Vogue и Virginia. Winston от JTI занял второе место в номинации “Сигареты Стандарт”, уступив L&M и опередив “Яву Золотую”, Chesterfield и Bond Street.
На перспективный сегмент легких сигарет нацелился холдинг Imperial Tobacco. Как сообщает портал Sostav.ru, Imperial Tobacco запускает бренд женских сигарет Style, который будет продвигаться под слоганом “Позволь обожать себя!”. “Главным в работе было передать момент обожания глазами женщины – со всей щедростью и бескорыстностью. Женщина – натура хрупкая, а мужское благородство способно превратить её в богиню”, – заявил Михаил Валеев, креативный директор агентства Scholz&Friends, изготовившего рекламный ролик.
“Донской Табак”, одна из немногих российских компаний, уцелевших после экспансии транснациональных холдингов, делает ставку на административный ресурс. Агентство Yugmedia.ru пишет о победе “Донского табака” в тендере Минобороны на поставку сигарет для силовых ведомств в I-II квартале 2007 года.
Компания Philip Morris Products на российском рынке проводит самую агрессивную рекламную политику. Как сообщает “BusinessWeek Россия”, Philip Morris входит в Топ-10 брендов, чаще всего рекламируемых на телевидении.
Как известно, БАТ к концу 2010 года планирует отобрать у Philip Morris лидерство на российском рынке. Определенных успехов в этом направлении компания “Бритиш Американ Табакко” уже достигла. Как пишет журнал “Управление компанией”, грамотная политика продаж позволила BAT потеснить Philip Morris в сегменте HoReCa.
В негласном соревновании экспорта табачной продукции из России также все более прочные позиции занимает компания “БАТ Россия”. По данным агентства “Табакпром”, за 9 месяцев 2006 года российский экспорт сигарет вырос на 40 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. БАТ по физическому объему сигарет более чем в 2,3 раза опережает своего ближайшего конкурента – компанию Philip Morris. Стоимостный объем экспорта “БАТ Россия” почти вдвое больше, чем у РМ.
“Табакпром” также отмечает успехи компании JTI, которая по активности внешнеэкономической деятельности достаточно близко приблизилась к Philip Morris. Подчеркивается, что JTI является единственной компанией, у которой основной поток экспорта направлен не на страны СНГ, а в дальнее зарубежье.
Укрепляет свои позиции и Gallaher Group. Как сообщает журнал Russian food&drinks, в первом полугодии 2006 года компания увеличила объем продаж в России до 32 млрд. сигарет. В нижнеценовом сегменте доля Gallaher немного уменьшилась, в то же время в среднеценовом сегменте и в сегменте “премиум” продажи выросли. Доля бренда LD в продажах превысила 5,4 процента, по сравнению с 5,3 процента годом ранее. Также отмечается рост продаж сигарет Glamour и Sobranie и бренда Golden Deer, который производится по лицензии Shanghai Tobacco Group.
“Новости торговли” пишут о начале производства и продажи в России американских сигарет Arctic, позиционирующихся в премиальном ценовом сегменте. Сигареты Arctic будут выпускаться на производственных мощностях “Нево Табак”. Для осуществления проекта создано американо-российское предприятие ООО “Американ Сигарет Тобакко Компани”, которое будет управлять бизнес-процессами по выводу на российский рынок новых брендов. В рамках этого проекта в ближайшее время планируется запуск еще двух новых марок сигарет в формате superslims.
Для “Нево Табак” это первый опыт производства сигарет класса премиум, до этого на мощностях петербургской фабрики выпускались сигареты только низкоценового сегмента. По словам генерального директора “Американ Сигарет Тобакко Компани” Олега Крылова, чтобы выиграть тендер на производство сигарет Arctic, компании “Нево Табак” пришлось не только модернизировать производство, но и расширить дистрибуторскую сеть.
Генеральный директор “Нево Табак” Олег Амиранов сообщил, что “Нево Табак” направил на модернизацию производства порядка $10 млн. Общая сумма инвестиций компаний в проект составила $35 млн.
Планы по выведению на рынок новой марки достаточно амбициозны. ПО мнению президента АСТС Барри Сейнтсинга, сигареты Arctic должны занять 2 процента рынка премиальных марок. Интересен проект еще и тем, что продвижением этой марки занимался знаменитый маркетолог Джек Траут. Новая марка будет представлена на рынке в трех версиях – Arctic Original, Arctic Ultra и Arctic One.