Минфин предупреждает…

0:00
0

Война Израиля против Ливана еще раз доказала, что потребление табачной продукции напрямую зависит от роста социальной напряженности в обществе. В июле израильтяне стали курить намного больше и более дешевую продукцию: импорт сигарет вырос в этом месяце на 17 процентов, а его стоимость – на 6,7 процента. К таким выводам пришли аналитики агентства “Табакпром”.

Перманентный социальный кризис в России делает нашу страну особенно привлекательным рынком для табачных компаний. Если в 1990 году россияне выкурили 250 млрд. шт. табачных изделий, то в 2005 уже 350 млрд. Дополнительными причинами роста потребления сигарет аналитики также считают агрессивную рекламу, распространение “легких” сигарет и высокий уровень нелегальной миграции населения из соседних стран.

Бороться с курением можно разными способами: принимать законы, огранивающие потребление табака и рекламу табачной продукции, проводить программы, направленные на формирование стереотипов здорового образа жизни.

Есть и более экзотичные способы. Достаточно вспомнить действия российских властей, вызвавшие алкогольный кризис. Миллионам россиян поневоле пришлось исполнять необъявленный сухой закон.

На табачном рынке ситуация может развиваться по схожему сценарию: “Чиновники заставят россиян бросить курить” – так называется статья обозревателя “Газеты” Киры Ремневой, где говориться, что новая редакция Налогового кодекса, предполагающая изменение правил исчисления акцизов на табак, может привести к тому, что с полок магазинов исчезнут сигареты. C 1 января 2007 года все производители сигарет и папирос будут обязаны наносить на пачку максимальную розничную цену, дороже которой продавать товар запрещается. Как и в случае с алкоголем, правительство действует по классической схеме: “Хотели как лучше, получилось как всегда”. “Начинание благое, – отмечает Кира Ремнева. – Мало того, что налоговики смогут лучше контролировать уплату положенного акциза, так и покупателям не придется переплачивать”.

Однако реализация правительственной инициативы, наводит на мысль, что жизнь курильщиков от нововведений лучше не станет. Новые правила вступают в действие с 1 января, а Минфин и ФНС только начинают раскачку. Настораживают так же и победные реляции чиновников: “В настоящее время Минфином с ФНС России с участием специалистов табачной отрасли готовятся проекты необходимых документов для обеспечения применения нового порядка исчислений акцизов на практике”, – говорится в официальном заявлении Минфина.

Опасения по поводу ситуации вокруг табачной отрасли уже высказали сотрудники Федеральной таможенной службы, указывая на то, что до вступления в силу новых правил осталось мало времени.

Однако участники рынка пока сохраняют оптимизм. “Я уверен, что табачная индустрия и правительство смогут сделать все, чтобы подготовиться к предстоящим в следующем году изменениям”, – заявил “Газете” управляющий по связям с общественностью компании JT International Анатолий Верещагин.

Подобную позицию табачников Кира Ремнева интерпретирует как уверенность в собственных лоббистских возможностях. Игроки рынка также полагают, что чиновники извлекли уроки из алкогольного кризиса, а потому второй блин комом не выйдет.

“У алкогольщиков не получилось, потому что они не консолидированы и, вместо того чтобы работать, только жалуются, – поделились в конфиденциальном разговоре с “Газетой” в одной из табачных компаний. – С табачниками ситуация иная, у нас достаточно сплоченный рынок и мы можем успешно лоббировать наши интересы”.

Однако журналистка не разделяет уверенности игроков табачного рынка: “Достаточно вспомнить, что проблему с претензиями российских налоговых органов к той же JTI пытались решить даже на дипломатическом уровне. В 2001 году за компанию вступился глава японского МИД Нобутака Матимура, который направил письмо министру промышленности и энергетики России Виктору Христенко, но безуспешно: компания избавилась от налоговых претензий только в 2006 году. За всю табачную отрасль иностранные дипломаты заступаться не будут. Так что, видимо, российским гражданам придется бросить курить”.

Обозреватель газеты “Время новостей” Ирина Склярова также считает, что есть серьезные предпосылки для табачного кризиса. Автор, однако, полагает, что больше всего пострадают курильщики дешевых сигарет. Вместе с тем, производители контрафакта, напротив, получат дополнительные преимущества. Эксперты прогнозируют, что новые ставки взимания акцизов будут стимулировать развитию теневого рынка дешевых сигарет.

В то же время крупные фабрики, специализирующиеся на производстве сигарет среднеценового и премиального сегментов, опасений в связи с новой системой акцизов не выражают. “Она является более прозрачной, она несет в себе явные преимущества, как для государства, так и для совершеннолетних потребителей сигарет, и для отрасли в целом”, – считает директор по корпоративным вопросам “Филип Моррис” в России Роберт Мэй.

Оптимизм своего коллеги разделяет и советник управляющего директора “БАТ-Россия” Владимир Аксенов. “Подобная система успешно себя зарекомендовала в других европейских странах, и в нашей отрасли не предполагается введения какой-либо сложной электронной системы, аналогичной ЕГАИС, поэтому проблем с новыми акцизами не должно возникнуть”, – утверждает г-н Аксенов. Подчеркивается, что в 2003 году рост акцизов был гораздо более значителен – не на 30 процентов, а на 70 процентов, однако кризиса не случилось.

По прогнозу “Российской бизнес-газеты”, в 2007 году дешевые сигареты могут резко подорожать, а табачный бизнес сократится до 5-7 компаний. Эксперты, опрошенные газетой, также предупреждают об увеличении объема контрафактной продукции. Есть и другая сторона медали: из-за резкого подорожания дешевых сигарет курильщики начнут переходить на более дорогие марки, которые производят западные компании. В результате к концу 2007 года большая часть отечественных производителей уйдет с рынка.

Нужно отметить, что противниками новой системы взимания акцизов являются и некоторые транснациональные компании, в частности Altadis и Gallaher. Новый генеральный директор Altadis в России Андреас Зеемюллер в интервью газете “Бизнес” заявил, что важнейшей задачей компании после покупки фабрики “Балканская звезда” является переход из дешевого в среднеценовой сегмент. “Сейчас мы работаем на российском рынке в основном в сегменте до 10 рублей, – пояснил г-н Зеемюллер. – С одной стороны, можно увеличить производство именно этого ассортимента, однако в повышение рыночной доли хотелось вкладывать хоть какую-то прибыльность. Производя огромные партии дешевых сигарет, можно довольно быстро увеличить рыночную долю, однако этот бизнес не будет самым прибыльным. Потому мы хотим расширить российский портфель компании и больше смотрим на среднеценовой, премиальный и сверхпремиальный сегменты, чтобы не только повысить долю рынка, но и прибавить к российскому портфелю еще несколько прибыльных брэндов”.

Altadis вместе с Gallaher в вопросе акцизной реформы присоединился к пулу отечественных производителей. “Появляются неравные условия работы на рынке для разных компаний, – пояснил свою позицию Андреас Зеемюллер. – Почему с пачки премиальных сигарет платится меньший акциз, чем с единицы дешевой продукции? В стране разнообразное потребление: кто-то курит Gauloises, Gitanes, Kent или Parliament, а кто-то “Приму”. Думаю, нормальная практика для любого государства – это равная налоговая нагрузка для всех производителей. Также не могу понять, почему, не прислушавшись к предложению Altadis, Gallaher и остальных наших коллег, правительство отказалось от лишних 500 млн. евро, которые бы получил бюджет, прими чиновники предлагаемую девятью фабриками систему. Обычно государство стремится скорее заработать, чем потерять”.

В странах Еросоюза бороться с курением предпочитают более традиционным способом. Законодатели принимают все новые постановления, усложняющие жизнь курильщиков. Как сообщает “Российская газета”, в ЕС вступила в силу юридическая норма, которая разрешает не брать курящих соискателей. Соответствующее постановление было принято Еврокомиссией после детальных консультаций с ведущими юристами Европы, которые постановили, что отказ в приеме на работу курильщика не нарушает положений Европейской хартии прав человека и не является дискриминационным актом.

Введение “антикурительной нормы” вызвало неоднозначную реакцию как у противников табака, так и у злостных последователей табакокурения. Так, Ян Уиллмор, представитель британской организации “Пепел”, борющейся с курением, заявил, что отказ нанимателей в приеме на работу человеку только потому, что он курит, является “плохой политикой”. “Мы не заинтересованы в дискриминации курильщиков, – утверждает он. – Мы просто хотим, чтобы им помогли. И стремимся к тому, чтобы курение не наносило вред здоровью людей”. Более жестко высказался шотландский актер Мел Смит, играющий в одной из пьес роль Уинстона Черчилля. Как заявил Мел Смит, законы против курения порадовали бы Гитлера, если бы он был жив.

В России в целях борьбы с курением запрещено продавать сигареты в газетных киосках. “Розничные продажи печатной продукции и ежедневных газет нельзя назвать высокорентабельным бизнесом. Исходя из этой реалии, киоскерам было разрешено в свое время продавать и сопутствующий ассортимент товаров, в том числе табачные изделия, которые составляли 12-15 процентов оборота, – отмечает обозреватель аналитического портала Sostav.ru Ярослав Костров. – Но вслед за изъятием сигарет из ассортимента сопутствующих товаров, у киоскеров заметно упали продажи профильной продукции – в основном, ежедневных изданий”. Аналитики полагают, что теперь газетным киоскам придется искать социально значимые товары, которые будут служить эффективным инструментом привлечения покупателей.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ