Если хочешь быть здоров – кури дорогие сигареты

0:00
0

Принятые во втором чтении поправки к Налоговому кодексу, которые устанавливают новые ставки акциза, по мнению “Ведомостей”, заметно поднимут планку налоговых платежей для табачных компаний. Так представитель одной из них подсчитал, что по новым правилам Philip Morris заплатит налогов приблизительно на $15 млн. больше, а British American Tobacco и Japan Tobacco International – на $10 млн. При этом доля акциза в дешевых сигаретах все равно будет выше, чем в сигаретах высокоценового сегмента. “Ограничитель в 115 руб. увеличивает налоговое бремя для сигарет дешевле 8-10 руб. за пачку – производителям таких сигарет придется платить больше 5 процентов от максимальной розничной цены, что означают непропорциональную индексацию для разных ценовых сегментов”, – отмечает глава информационного агентства “Русский табак” Максим Королев.

По словам участника рынка, российские компании, производящие сигареты низкоценового сегмента, будут платить акцизные отчисления, исходя из ограничителей, что означает в завуалированной форме возврат к специфической системе взимания акцизов. В то же время представители транснациональных компаний в целом довольны новыми правилами. Управляющий по связям с общественностью JTI Анатолий Верещагин называет старую систему неэффективной, а директор по корпоративным вопросам Philip Morris Роберт Мэй надеется, что новая система будет более прозрачной. Правда, по словам г-на Верещагина, индексация акциза в 2007 году, с учетом поправок, составит около 40 процентов, а не 30, как планировал Минфин.

Обозреватель газеты “Бизнес” Александр Демчук полагает, что новая схема уплаты налогов чревата серьезным кризисом, так как предусматривает дискриминацию отечественных производителей дешевых сигарет, таких как Gallaher, Altadis, “Донской табак”, “Нево-табак”. “Государство решило поддержать лидеров отрасли без оглядки на фабрики, занимающие около 35 процентов рынка. Уверен, с такими ставками увеличится объем контрафактных сигарет стоимостью ниже 8 руб. за пачку, потому что потребность в такой продукции в стране есть, а платить за нее акциз невыгодно”, – прогнозирует заместитель исполнительного директора по финансам “Донского табака” Сергей Сапотницкий. Эксперт предвидит начало ценовых войн, которые уже к концу 2007 года приведут к уходу с рынка большей части российских производителей.

Противники новой схемы взимания акциза отмечают, что в принятом Госдумой законопроекте не указано, будет учитываться при выплате адвалорной ставки акциза розничная цена с НДС или без него. “По идее, розничная цена пачки уже включает в себя НДС и акциз, поэтому чтобы избежать начисления налогов на налоги, для расчета акциза логично использовать розничную цену за вычетом НДС и акциза”, – заявил один из игроков рынка.

В “БАТ-Россия” интерпретируют законопроект по-другому. В законопроекте цена, с которой высчитывается адвалорная составляющая, теперь названа “расчетной стоимостью, исчисляемой из максимальных розничных цен”, поэтому НДС не учитывается. Соответственно, уверены в компании, двойного прочтения новой нормы налоговыми органами не произойдет.

Роберт Мэй из Philip Morris соглашается с тем, что взимание акциза с розничной цены, уже включающей в себя акциз и НДС, не вполне соответствует общим принципам налогообложения, и в случае вычета НДС из налоговой базы применение ставки будет справедливым не во всех случаях. “Не все предприятия розничной торговли платят НДС, многие применяют упрощенную систему налогообложения”, – указывает г-н Мэй.

Руководитель юридической практики компании “Консалтинговые услуги” Александр Костин предполагает, что расчет акциза от розничной цены может вызвать недовольство налоговых органов. По мнению Костина, Минфин может издать официальные разъяснения к взиманию акциза, что поможет табачникам в суде.

Эксперты, напуганные кризисом на алкогольном рынке, опасаются, что табачники также могут столкнуться с нехваткой акцизных марок нового образца. “Все это очень напоминает простое желание государства привнести денег в казну, – отмечает корреспондент газеты “Вечерний Красноярск” Марат Винский. – Помните недавнюю ситуацию с акцизами на алкогольную продукцию? В итоге большинство импортных напитков оказались вне закона”.

Однако главный бухгалтер табачной фабрики ОАО “Альвис” Ольга Лаврова в интервью агентству “Уралбизнесконсалтинг” заявила, что введение новых акцизных марок не создаст ажиотажной ситуации на табачном рынке. По мнению г-жи Лавровой, пострадать от нововведений могут только мелкие игроки табачного рынка, поскольку крупные производители делают заказ на получение акцизных марок за достаточно долгий срок – около двух кварталов.

Заместитель гендиректора Ассоциации производителей табачной продукции “Табакпром” Виктор Стефашин также считает, что проблем с введением новых акцизных марок не возникнет, благодаря переносу даты с 1 июля на 1 января: “У производителей табачной продукции достаточно времени, чтобы сделать заказ и получить акцизные марки. Так что ситуации, похожей на ту, что возникла у производителей алкогольной продукции, в этом случае не предвидится”.

“Московские новости” отмечают другой аспект проблемы. Газета прогнозирует, что вскоре из продажи могут исчезнуть сигареты дешевле 10 рублей за пачку, составляющие сегодня почти половину отечественного рынка. Принимается такое решение из самых благих побуждений – сделать сигареты менее доступными для молодежи. “Проезд в метро стоит 15 рублей, а сигареты – 3 рубля. Это нормально? – горячится в разговоре с корреспондентом “Московских новостей” член комитета Госдумы по бюджету и налогам Наталья Бурыкина.

Виктор Стефашин разделяет мнение депутата. “Сигареты должны быть намного дороже, – заявил он. – За рубежом доля акциза на табачные изделия – не ниже 57 процентов, в Великобритании – вообще 81 процент. А в России – всего 20 процентов”.

В то же время производители дешевых сигарет предупреждают, что снижение доходов отечественных фабрик приведет к закрытию производства. Следствием станет рост социальной напряженности в небольших городах, жители которых трудятся на табачных фабриках. Не стоит также забывать и об интересах небогатых курильщиков, для которых повышение цен на сигареты будет очень чувствительно.

Даже сегодня, когда новые правила взимания акцизов еще не вступили в силу, российские табачники переживают не лучшие времена. Как сообщает агентство “УралБизнесКонсалтинг”, руководство фабрики “Альвис” приняло решение о закрытии в сентябре производства, хотя официально пока о своем банкротстве предприятие не объявило. Отмечается, что фабрика последние годы испытывала недостаток оборотных средств, работала фактически на давальческом сырье и имела большие задолженности перед бюджетом.

По данным Росстата, на которые ссылается газета “Ведомости”, в июне производство сигарет снизилось на 9,2 процента. Советник управляющего директора ВАТ Владимир Аксенов подчеркивает, что спад в отрасли происходит за счет мелких заводов, производящих сигареты без фильтра. “С ростом доходов потребители предпочитают сигареты из более дорогих сегментов”, – отмечает г-н Аксенов. В то же время объем производства транснациональных компаний стремительно увеличивается.

В центре внимания СМИ корпорация Altadis, которая меняет стратегию продвижения бренда Gauloises. Эта марка начнет продаваться в регионах России, причем розничная цена ее будет снижена с 24 руб. до 19 руб. за пачку. Таким образом, попадая в сегмент 13-20 руб., Gauloises столкнется с жесткой конкуренцией с марками Winston, L&M и Pall Mall, констатирует “Бизнес”. Кроме того, с 1 августа Altadis начнет продавать Gauloises и Gitanes во всех городах с населением более 500 тыс. человек.

По прогнозам компании, расширение сети дистрибуции увеличит продажи Gauloises почти втрое – с 13 до 30 млн. сигарет в месяц, а Gitanes – на 20 процентов, с 4 до 5,5 млн. сигарет. Участники рынка считают заявленный объем продаж Gauloises вполне реалистичным. “Gauloises – единственная хорошо продаваемая международная марка Altadis; не удивительно, что в компании делают на нее ставку. То, что они увеличивают объем поставок в Россию и одновременно понижают цену, говорит о том, что Altadis настроен решительно”, – полагает менеджер одной из транснациональных табачных компаний. По его словам, если на продвижение марки в регионах будет направлен хороший рекламный бюджет, Altadis легко сможет продавать 360 млн. сигарет Gauloises в год. С ним соглашается глава информагентства “Русский табак” Максим Королев: “Потребление в этом сегменте куда выше, чем в премиальном, поэтому прогнозы роста продаж Gauloises вполне реалистичны”.

Гендиректор “Бизнес Аналитики” Андрей Стерлин тоже не сомневается в успехе Gauloises в новом сегменте. “В среднеценовом сегменте действительно тесно, однако примеры удачных выводов марок в него уже были, – заявил Стерлин газете “Бизнес”. – Так, запущенный в 2003 году Muratti в конце 2004 года сменил ценовое позиционирование с 25 руб. до 18 руб. за пачку. В итоге продажи марки выросли в несколько раз за короткий период времени”. По мнению эксперта, Gauloises не уступает Winston и L&M: “Марка исторически имеет высокую лояльность у потребителей”.

Агентство RBC daily также сообщает о планах Altadis сделать национальным брендом “Балканскую звезду”, инвестировав в этот проект $8 млн. Однако эксперты, опрошенные агентством, сомневаются, что Altadis сможет создать мегабренд из “Балканской звезды”. По их мнению, заявленных инвестиций для достижения этой цели явно недостаточно. В то же время участники рынка считают целесообразным продвижение брендов в регионах, где недорогие сигареты, которые выпускает Altadis, более востребованы потребителями.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ