Разделит ли табачный рынок судьбу алкогольного?

0:00
0

Концерн “Алтадис” намерен вложить более 20 млн. евро в развитие ЗАО “Балканская звезда”. Гендиректор “Балканской звезды” Андреас Зеемюллер в интервью агентству Regnum признался, что в последнее время доля компании на российском рынке неуклонно сокращается. “Мне удалось убедить руководство “Алтадис” пойти на финансовые потери. Чем раньше начать лечение больного, тем лучше. Такие перемены надо было производить вчера, но мы их будем делать сегодня. Наша цель – сохранить долю предприятия на рынке, а за игру надо платить”, – заявил г-н Зеемюллер.

Согласно антикризисному плану, к 2009 году доля производства основного бренда фабрики (сигареты “Балканская звезда”) несколько сократится в пользу более дорогих марок. Так в марте уже начат выпуск сигарет “Бриллиант” и это первая международная марка компании, ценой от 10 до 12 рублей. В октябре планируется запустить еще один европейский бренд, название которого пока не разглашается. Таким образом, к 2009 году на ярославской фабрике будет выпускаться сигареты всех ценовых сегментов, кроме самых дорогих.

Амбициозными целями одержим и “Донской Табак”. Ростовская газета “Город N” опубликовала интервью замдиректора компании Сергея Сапотницкого, посвященного запуску бренда Armada. Марка разработана совместно с английской компанией Innovation Tabacco Company. Как отмечает г-н Сапотницкий, марка введена для того, чтобы “подхватить” аудиторию, которая отказывается от сигарет без фильтра в пользу сигарет с фильтром: “Мы проводили тестирования, которые показали, что наши сигареты по своим характеристикам превосходят изделия некоторых конкурентов, стоящие на 1,5-2 рубля дороже. Сейчас идет массовый отток курильщиков, предпочитающих сигареты без фильтра. Они переходят на дешевые сигареты с фильтром”. Подчеркивается, что завершение переезда табачной фабрики позволит значительно сократить издержки производства.

В то же время марка Continent, позиционируемая в премиум-классе, пока не может закрепиться в престижном сегменте, но менеджмент “Донского Табака” не теряет оптимизма. “Continent относится к тем брендам, которые на рынке нужно проталкивать, – заявляет Сергей Сапотницкий. – Можно выделить две составляющие проблемы. Во-первых, для нас исключительно важно обеспечить постоянное присутствие марки на прилавке. Для этого мы укрепляем свои торговые службы, которые постоянно должны быть в курсе ситуации. Во-вторых, мы с июня начинаем активную рекламу этой марки в глянцевых журналах. Прежде всего, в федеральных мужских – Maxim, Playboy, “Медведь”. Затем пойдем в наружную рекламу. Параллельно идет расширение ассортимента: мы выпустили крепкий Continent и эти же сигареты в формате superslims”.

Табачная фабрика “Астра” вскоре сменит владельца. Как сообщает пермский “Коммерсант”, новый собственник компании, “Ренова-девелопмент”, готовит предприятие к продаже. Производство “Астры” будет перенесено в пригород Перми, а на месте фабрики будет построен 4-звездный многоэтажный отель и административный центр.

Ситуация на фабрике “Астра” стала проявлением общей тенденции развития рынка: транснациональные компании теснят отечественных производителей. Согласно исследованию РБК, суммарная доля лидеров мирового рынка в общероссийских объемах производства папирос и сигарет составила в прошлом году 85,8 процента. По данным таможенной статистики России, в 2005 году внешнеторговый оборот табачной продукции увеличился на 25,9 процента и превысил $1 млрд.

Кстати, в 2005 году объем производства табачной продукции в России впервые превысил четырехсот миллиардную планку (402,9 млрд. штук) что на 7 процентов больше уровня 2004 года. А за последние три года (2003-2005) доля сигарет с фильтром в суммарных объемах производства папирос и сигарет увеличилась на 8,7 процента за счет сокращения доли папирос на 0,4 и сигарет без фильтра на 8,3 процента.

При этом экспорт российской табачной продукции в последнее время растет стремительно: в прошлом году экспорт сигарет увеличился в 24 раза сравнению с 2000 годом, а экспорт табака – в 6,5 раза. Емкость российского рынка табачной продукции в 2005 году возросла по сравнению с 2004 годом почти на 15 процентов. “Российская табачная промышленность остается одной из наиболее привлекательных отраслей для инвестиций в основной капитал. Инвестиции в основной капитал табачной отрасли в 2005 году составили $366 млн.”, – резюмирует РБК.

Введение новой системы акцизов может еще больше ослабить позиции российских табачников. Агентство “Русский табак” опубликовало пресс-релиз, посвященный итогам заседания пресс клуба “Лиггетт-Дукат” по теме “Акциз на табачные изделия в РФ и переход на максимальные розничные цены”. Участники встречи поддержали смешанную систему акциза на табачные изделия, однако, при этом отметили, что ограничение (не менее 115/65 рублей за тысячу сигарет с фильтром/без фильтра) приведет к резкому повышению налоговой нагрузки на продукцию массового сегмента. Фактически, для недорогой продукции, акциз становится специфическим, и его доля в цене изделия составит более 30 процентов в то время как налоговая нагрузка на дорогие сигареты не только не увеличится, но даже снизится.

“Такое несправедливое распределение налогового бремени приведет к созданию конкурентных преимуществ для одних компаний, а других, большинство которых производит в основном сигареты дешевого сегмента, практически поставит в безвыходную ситуацию, – констатирует “Лиггетт-Дукат”. – В свою очередь, резкое сокращение наличия недорогой продукции на рынке, приведет к социальным проблемам, связанным не только с функционированием табачных предприятий, но и с общественной напряженностью среди потребителей, которые не могут себе позволить покупать более дорогие сигареты”

По итогам встречи девять российских предприятий табачной отрасли приняли обращение к правительству, в котором предлагается изменить ставки акциза. Для сигарет с фильтром – 85 рублей за 1000 штук и 5 процентов от максимальной розничной цены, но не менее 20 процентов от максимальной розничной цены. Для сигарет без фильтра и папирос – 38 рублей за 1000 штук и 5 процентов от максимальной розничной цены, но не менее 20 процентов от максимальной розничной цены. Участники встречи отметили, что предлагаемая ими система справедлива к производителям табачной продукции любой ценовой категории, а также к потребителям с разным уровнем дохода.

Замечания к новой системе есть и у представителей транснациональных компаний. Управляющий по связям с общественностью компании JTI Анатолий Верещагин заявил Прайм-ТАСС, что компания не против системы акцизов, которую предлагает правительство, но считает, что необходимо пересмотреть специфические ставки и минимальный размер акциза в сторону понижения на 5-10 руб., что позволит достичь поставленных правительством задач по увеличению размера акциза на 30 процентов.

В то же время директор по корпоративным вопросам аффилированных компаний Philip Morris International в России Роберт Мэй считает, что акцизный налог, базирующийся на количестве, а не на цене, – это реалистичная налоговая политика, которая принимает во внимание текущую ситуацию на российском рынке. По мнению Р. Мэя, правительству это предложение поможет добиться большей эффективности с точки зрения расчета и сбора налоговых платежей, исключая возможность трансфертного ценообразования, которое могло быть использовано для занижения налоговой базы.

В свою очередь, советник управляющего директора “БАТ Россия” Владимир Аксенов назвал предложения российских конкурентов дискриминационными. “Значения же ставок акцизного налога на 2007 год, внесенные правительством в Госдуму, обеспечивают по сигаретам с фильтром примерно одинаковое в процентном выражении (немногим более 30 процентов) повышение налоговых обязательств на портфели марок каждого производителя по отдельности, а равно и на все основные ценовые сегменты рынка”, – заявил г-н Аксенов. По его мнению, предложенная девятью российскими предприятиями система приведет к еще большей поляризации уровня розничных цен на табачные изделия.

Ассоциация “Табакпром” предупреждает, что новая система акцизного налогообложения для дистрибуторов существенно изменит каналы распространения табачной продукции. “В настоящее время в российской системе ценообразования доля дистрибутора в потребительской цене сигарет составляет 3-7 процентов, а розницы 30-40 процентов. В большинстве стран мира на дистрибутора приходится около 3-5 процентов, а на розницу – порядка 10-12 процентов. Интенсивность работы продавца розничной точки в России намного ниже его коллеги в других странах. А зарплата практически у обеих категорий продавцов одинаковая. Причина – очень высокая маржа в розничной табачной сети, обеспечивающая ее многочисленность при достойной зарплате продавцов”, – такое заявление опубликовано на сайте “Табакпрома”. – Новая система предполагает печатание на пачке сигарет максимальной розничной цены производителем. В условиях перепроизводства курительных изделий и высокой конкуренции производитель теперь вряд ли пойдет на сохранение таких льготных условий работы розницы. Скорее всего, в России утвердятся общемировые нормы маржи для каждого звена товаропроводящей сети. В этих условиях нынешние объемы продаж табачной продукции уже не обеспечат надлежащий уровень зарплаты продавца розничной торговой точки, и их количество объективно должно сократиться. К этим вполне вероятным изменениям в системе реализации курительных изделий должны быть готовы дистрибуторы и торговые дома табачных предприятий-членов “Табакпрома”.

Федеральная таможенная служба предупреждает о возможности наступления табачного кризиса. “Сейчас введут новые правила продажи сигарет с указанием максимальной розничной цены, и у табачников будут те же проблемы, что сейчас есть у алкогольных операторов, – заявил представитель ФТС России, которого цитирует агентство Утро.ru. – Если законопроект будет принят, сигаретные пачки без цены окажутся вне закона с 1 января 2007 года. А пачки с сигаретами без фильтра и папиросами – с 1 июля 2007 года”.

Накануне вступления в силу новых правил работы табачного рынка эксклюзивные дистрибуторы British American Tobacco на российском рынке, компании СНС и “Тюсом”, приняли решение об объединении. Об этом стало известно газете “Бинес”. О слиянии СНС и “Тюсом” “Бизнесу” сообщил гендиректор и совладелец СНС Олег Смирнов. По его словам, объединенная компания будет называться СНС, а ее стратегическим управлением займется он лично. Владимир Аксенов рассчитывает, что “долгосрочные и взаимовыгодные отношения с ключевым дистрибутором позволят “БАТ-Россия” гибко и быстро расширять свою дистрибуцию во всех регионах страны”.

“Бинес” напоминает, что “Грандтабак” еще в феврале заявил о грядущей консолидации, когда крупнейшие дистрибуторы сигарет, в том числе СНС, “Мегаполиса”, “Тюсом” и “Бизнес-табака”, отказались от лоббистских услуг ассоциации. “Налицо тенденция по консолидации табачной дистрибуции, в среднесрочной перспективе примеру СНС и “Тюсом” последуют и другие крупные компании – например, нынешняя тройка дистрибуторов Philip Morris – “Меркурий”, “Тен-трейд” и “Аноксис”, а также партнеры Japan Tobacco International”,- говорит бывший президент “Грандтабака” Сергей Шелехов. По его словам, нынешнее объединение полностью устраивает как СНС, так и BAT – дистрибутор увеличит выручку, а производителю будет проще управлять продажами собственных сигарет через одну структуру.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ