Страна акцизных контрастов

0:00
0

В ситуации стагнации табачного рынка интенсивно развивается сегмент сигар и трубочного табака. Руководитель аналитической группы “AC Nielsen Россия” Ирина Пчелинцева в программе телеканала РБК “В фокусе” оценила ежегодный прирост этого сегмента рынка в 20 процентов. Участники сигарного рынка, опрошенные агентством РБК еще более оптимистичны: рост рынка в 2004-2005 годах составил около 30 процентов, что больше, чем в любой другой стране мира. В ближайшие два-три года прогнозируется увеличение потребления сигар и сигарилл в 5-10 раз. Вместе с тем, очевидно, что при растущей популярности эти продукты занимают совсем небольшую долю всего табачного рынка, констатирует РБК. Даже если рынок сигар и сигарилл увеличится более чем в десять раз, все равно его доля будет несопоставимо мала по сравнению с производством и потреблением сигарет. Однако эксперты подчеркивают, что бурное развитие сигарного сегмента позволяет делать однозначные выводы: внимание потребителей переключается на более дорогие и престижные виды табачной продукции.

“Если внимание к сигарам, скорее, дань моде на life style, увлечение пока небольшой, но растущей прослойки состоятельных сограждан, то переход значительной части потребителей сигарет в верхний ценовой сегмент уже социальный показатель”, – резюмирует РБК.

Тем не менее, дешевые сигареты все еще занимают значительную часть рынка и не теряют привлекательности для ведущих компаний. Как сообщает “Бизнес”, четвертый по величине игрок табачного рынка Gallaher Liggett-Ducat запускает на российском рынке марку дешевых сигарет Ronson. Это уже третья марка дешевого сегмента, запущенная в России за последнее время транснациональными корпорациями. Сначала British American Tobacco выпустила дешевую разновидность марки Viceroy за 8 рублей, а следом Philip Morris – марку Trend на рубль дешевле.

Эксперты объясняют интерес лидеров рынка к этой нише ее стабильным объемом, а некоторые видят в активности транснационалов попытку закрепиться в сегменте, из которого с 2007 года могут быть “вымыты” небольшие игроки.

Иное объяснение экспансии табачных корпораций в сегмент дешевых сигарет заключается в том, что конкурировать друг с другом в дорогих сегментах крупным компаниям все сложнее, а запуск премиальной марки сейчас требует больших затрат, в том числе и за место на полках в магазинах.

Наконец, гендиректор агентства “Бизнес Аналитика” Андрей Стерлин называет и еще одну причину: “Марки в сегменте постепенно устаревают, доля многих основных дешевых брэндов не растет уже год. Это сигнал: потребитель готов к новым маркам, этим шансом и хотят воспользоваться крупные табачные компании”.

С ним соглашается представитель одной из крупных табачных компаний, пожелавший остаться неизвестным: “Ожидается, что дешевый сегмент будет оставаться на своем уровне (более 30 процентов рынка) в течение 5-10 лет. Запуск брэнда в нем гарантирует столько выручку, сколько объемы продаж. И это, когда на рынке идет борьба и за сотую процента доли рынка”.

Однако некоторые эксперты табачного рынка связывают активность табачных гигантов с тем, что в Госдуме готовится ко второму чтению законопроект, утверждающий новую схему акцизного налогообложения сигарет, согласно которой все сигареты дешевле 12 руб. в рознице будут выплачивать одинаковый акциз. По мнению экспертов, это может подтолкнуть некоторых производителей к увеличению розничной стоимости своей продукции. “Возможно, три транснациональные компании захотят воспользоваться ситуацией и сохранят розничную стоимость своих дешевых марок, чтобы побороться за долю рынка в сегменте ниже 12 руб., когда из него фактически уйдут небольшие игроки”, – рассуждает один из табачных экспертов. По данным “Бизнес Аналитики”, сейчас около 7,2 процента объема сегмента контролируют отечественные фабрики. Именно за эту долю и будут бороться транснациональные холдинги.

Агентство Newsvm.com отмечает, что международная торговая марка “Viceroy” имеет 70-летнюю историю. Сегодня она – самая быстрорастущая в группе “Бритиш-Американ Тобакко” и входит в шестерку ее стратегических брендов. В России эта марка производится на Гродненской табачной фабрике “Неман”. Для сохранения аутентичной рецептуры марки и качества новой продукции контроль за ней будет осуществляться при участии экспертов “Бритиш-Американ Тобакко”. В нынешнем году планируется произвести до 400 миллионов сигарет марки “Viceroy”, а в будущем – до 800 миллионов штук.

Тем временем Федеральная таможенная служба озабочена новыми правилами ввоза импортного табака. “Россия останется без табака”, – так называется публикация в интернет-газете “Взгляд”. По словам представителей ФТС, обязательство наносить максимальную розничную цену на каждую ввозимую в Россию пачку сигарет может обернуться коллапсом российского рынка импортной табачной продукции.

Как сообщил РИА “Новости” представитель ФТС, пожелавший остаться неизвестным, после введения новых правил продажи сигарет, по которым на пачке должна быть указана максимальная розничная цены, “у производителей и поставщиков табака будут те же проблемы, что сейчас есть у алкогольных операторов”. Он напомнил, что на рынке алкоголя с 1 июля этого года практически не останется импортной алкогольной продукции.

Между тем, производителям табака угрожает не только ФТС, но и главный санитарный врач России. “Борьбу с курением в стране необходимо сделать отдельным национальным проектом”, – заявил Геннадий Онищенко. Как один из самых действенных рычагов по борьбе с курением Онищенко называет повышение цен на табачную продукцию. Кроме того, глава Роспотребнадзора намерен добиться строгого исполнения закона, о запрете курения в общественных местах. “Конечно, противостоять курению можно также с помощью пропаганды здорового образа жизни и отказа от скрытой рекламы. Однако необходимо привлекать и экономические методы борьбы с курением, которое уже доросло до масштабов национальной бедствия”, – цитирует Онищенко “Взгляд”.

Эту позицию разделяют и члены комитета Госдумы по бюджету и налогам Игорь Игошин и Андрей Буренин, опубликовавшие в “Парламентской газете” статью-рекомендацию: “Добрый совет: бросайте курить!”. “Любые аргументы в пользу изменения схемы взимания акциза и его резкого повышения наталкиваются по существу на одно-единственное возражение. Согласно ему табак – товар социальный, поскольку его потребляют миллионы избирателей. Повышение налогов приведет к подорожанию табака, а значит, вызовет недовольство общества. При этом если взимать налог по специфической ставке, в наибольшей степени подорожание коснется дешевых изделий. А это якобы “социально несправедливо”, – отмечают авторы статьи. – У данной медали, впрочем, есть и оборотная сторона. Дешевые изделия одновременно и более доступны (то есть стимулируют к более активному потреблению табака), и менее качественны. Оба эти фактора наносят “двойной удар” по здоровью наименее обеспеченного потребителя. Вряд ли это можно считать общественным благом или проявлением “социальной справедливости”. Политика пониженных налогов на дешевые табачные изделия, принося сиюминутные политические дивиденды, в стратегической перспективе наносит тяжелейший удар по здоровью нации. Делая сигареты более доступными, государство способствует росту потребления табака и расширению числа курильщиков особенно среди молодежи. Это негативно отражается на развитии человеческого потенциала страны и имеет очень тяжелые, а главное – долгосрочные последствия”.

Игошин и Буренин подчеркивают, что практика повышения цен на табачную продукцию в развитых странах привела к снижению курения: “Для развитых стран (например, США) установлена следующая зависимость: рост цены на 10 процентов ведет к снижению потребления примерно на 4 процента. Для стран с более низким уровнем жизни (к которым относится и Россия) данная зависимость проявляется еще ярче. Там коэффициент эластичности составляет в среднем 0,8; иными словами, при повышении цен на 10 процентов потребление падает на 8 процентов”.

Для решения проблемы преодоления табакозависимости в национальном масштабе авторы статьи предлагают новую стратеги формирования системы табачных акцизов. Ее основными составляющими должны стать, во-первых, поступательное, существенно превосходящее инфляцию повышение налога, которое может проводиться ежегодно в рамках индексации всех акцизов; во-вторых, опережающий рост доли налога в стоимости дешевых сигарет, которое может быть достигнуто, в частности, за счет перехода к его сбору на основе специфической ставки.

Игошин и Буренин не считают, что репрессивные меры в отношении курильщиков будут иметь негативные электоральные последствия: “Как показывает опыт развитых стран, значительная часть общества позитивно реагирует на такие усилия, видя в них заботу о здоровье населения, в первую очередь молодежи. Тот факт, что законы, направленные на ограничение курения, принимаются очень активно, указывает, что зачастую политические выгоды превышают издержки”.

Сенаторы тем временем ведут ожесточенную войну против курения. Как отмечает “Политический журнал”, Совет Федерации предлагая запретить курения в залах ожидания железнодорожных, авто- и аэровокзалов, залах предприятий общественного питания, а также в помещениях органов государственной власти, обходит однако вниманием иные государственные органы.

“Скорее всего, перечень будет благополучно дополнен недостающими пунктами, тем самым борьба с курением на бумаге перейдет на очередной виток, – полагает обозреватель журнала Армен Уриханян. – Однако перспективы предупреждения так называемого пассивного курения или снижения заболеваемости и смертности от сердечно-сосудистых, онкологических, легочных заболеваний представляются весьма расплывчатыми. Число курильщиков в России из года в год не сокращается, специальные места для курения оборудованы далеко не везде. Те, кто не может без сигарет, вытесняются из квартир и рабочих помещений. Некурящие граждане получают возможность надышаться на лестницах, в лифтах и кафе. Порой, войдя в туалет некоторых учреждений, человек чувствует себя неловко. Создается впечатление, что ты собираешься справить нужду прямо в офисе. Здесь курильщики, как ни в чем не бывало, не спеша, проводят совещания, для полного комфорта им не хватает только чашечки кофе. В итоге пожары пылают с прежней регулярностью. Речь вовсе не об ошибочности введения запрета и административной ответственности за его нарушение. Но если уж закон принят, его надо исполнять. А главное, он должен учитывать интересы и права всех сторон и не противоречить здравому смыслу”.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ