Третий игрок российского табачного рынка – компания JTI одержала сразу две победы в длящемся уже больше года споре с Федеральной налоговой службой. Высший арбитражный суд постановил вернуть на рассмотрение в первую инстанцию арбитражного суда дело о выплате JTI в бюджет более $70 млн. недоимок, штрафов и пеней за 2000 год. Налоговики посчитали, что на такую сумму в бухгалтерской отчетности компания занижала стоимость своей продукции. Одновременно кассационный суд Петербурга и Ленобласти отклонил жалобу ФНС, которая добивалась от ООО “Петро”, дочерней компании JTI, доплаты в бюджет около $15 млн. недоимок, пеней и штрафов за 2001 год. Как сообщает “Коммерсантъ”, в JTI заявили, что удовлетворены решениями суда.
В последнее время JTI упоминается в СМИ исключительно в позитивном контексте, в частности, в качестве примера компании высокой социальной ответственности. Одна из самых влиятельных региональных деловых газет “Континент-Сибирь” опубликовала интервью с директором JTI по охране окружающей среды и безопасности персонала СНГ и стран Балтии Александром Журавлевым, в котором рассказывается об использовании экологических программ на фабрике “Петро”.
“Мы целенаправленно сокращаем выбросы углекислого и других парниковых газов в атмосферу, – сообщил Журавлев. – Недавно, например, отказались от использования для выработки тепла в нашей котельной легкого дизельного топлива и перевели ее на экологически более безопасный газ. Это позволило нам снизить выбросы на одну пятую. В масштабе компании к 2006 году количество выбросов в атмосферу снизилось, как мы и планировали, на семь процентов. Очень важным для нас является рачительное отношение к воде. К 2006 году мы смогли уменьшить ее расход почти на четверть. Кстати, “Петро” использует только два кубометра воды на миллион единиц готовой продукции. Это один из лучших показателей в компании JTI”.
Подчеркивается, что для менеджмента фабрики “Петро” не менее важной задачей является обеспечение благоприятного климата для работы персонала: “Главное, чтобы процесс производства был безвреден для человека. Для этого мы около года назад одними из первых среди предприятий пищевой промышленности Санкт-Петербурга провели аттестацию рабочих мест. При этом оценивались не только опасность производственных процессов, влияние физических факторов на здоровье людей, но и режим их работы, тяжесть и напряженность труда, наличие средств индивидуальной защиты, их надежность и т. д. Кстати, сегодня в городе только пять процентов производств провели аттестацию всех рабочих мест. Наше руководство выступило также инициатором получения сертификата безопасности по охране труда. И фабрика оказалась в числе лидеров: только 0,1 процента питерских предприятий имеют такой же”.
Тем временем лидеры большой тройки введут ожесточенные бои в нижнем ценовом сегменте. Как известно, компания BAT недавно презентовала обновленную версию бренда “Viceroy” в диапазоне 8-9 рублей за пачку. Philip Morris готовит симметричный удар: вскоре в продаже появятся сигареты “Trend”, которые будут стоить немного дешевле – 7-8 рублей.
Как сообщает агентство “Русский табак”, дизайн нового “Viceroy” стал более броским, а чтобы не возникало проблем с произношением названия марки, была использована отрывная ленточка, на которой приведена транскрипция названия. Подчеркивается, что это едва ли не первый случай использования отрывной ленточки в качестве средства информирования покупателя о потребительских свойствах сигарет: до сих пор какая-либо печать на отрывной ленточке носила скорее рекламный характер.
Впрочем, это не единственное, что привлекает внимание к “Viceroy”. Более интересно другое – новый “Viceroy” пока не заменяет старую версию, а дополняет ее – сейчас на табачных прилавках можно встретить и старый, и новый “Viceroy”, мирно соседствующие друг с другом. При этом старый “Вайсрой” по-прежнему стоит 13-15 рублей, что прибавляет хлопот продавцам и приводит в замешательство покупателей. Источник в BAT разницу в цене “Вайсроев” объяснил различием фильтров: “Viceroy Special” (более старая версия) имеет угольный фильтр, в то время как в новом “Viceroy Filters” использован ацетатный.
“Не исключен вариант, при котором два разных “Вицекороля” будут присутствовать в разных ценовых сегментах, однако, учитывая склонность компании BAT к использовании тактики “вывода вверх с последующим сдвигом вниз” (достаточно вспомнить недавнюю историю марок “Dunhill”, “Alliance” и “Rothmans”) а также неизбежную путаницу, которая возникнет у потребителя, наличие такого феномена позволяет предположить, что таким образом компания пытается перепозиционировать “Viceroy” вниз”, – полагает “Русский табак”.
Эксперты, опрошенные газетой “Коммерсантъ”, обострение конкуренции в нижнем ценовом сегменте эксперты объясняют тем, что табачные компании готовятся к изменению налогового законодательства. В 2007 году ведомство Алексея Кудрина планирует поднять существующую ставку акцизов на 30 процентов, а затем еще по 20 процентов в течение двух лет. По расчетам экспертов, после повышения акцизов самые дешевые сигареты с фильтром, которые сейчас продаются на уровне 6-7 руб., будут стоить не менее 8 руб. “После налоговой реформы все российские брэнды будут вынуждены поднять цены, – говорит руководитель информационного отраслевого агентства “Русский табак” Максим Королев. – Крупная международная компания может себе позволить работать практически без прибыли или в ноль. А потребитель столкнется с дилеммой: покупать подорожавшие “Арктику” или “Ленинград” или по такой же цене западный брэнд”.
Кроме того, сегмент низкоценовых сигарет является очень привлекательным: на его долю приходится более трети рынка. “Конечно, маржа на таких сигаретах более низкая, но объемы продаж более высокие, – говорит глава исследовательской компании “Бизнес Аналитика” Андрей Стерлин, – с развитой системой дистрибуции обеспечить их будет несложно”. Одновременно аналитики отмечают, что традиционные лидеры низкоценового сегмента в последнее время теряли позиции на рынке. “Патриотическая волна в нижнем сегменте давно перестала играть свою роль, а потребитель давно научился читать латиницу, – говорит господин Стерлин. – На фоне падения продаж лидеров BAT и Philip Morris решили перехватить у них инициативу”.
Сигареты Trend от Philip Morris в продаже с 25 апреля. “Эта марка призвана усилить наши позиции в крупнейшем сегменте дешевых сигарет с фильтром”, – такое заявление сделала пресс-служба ФМ. Директор по рекламе ООО Philip Morris Sales and Marketing Фредрик Шталь на брифинге в Москве подчеркнул, что “Philip Morris традиционно воспринимается как компания, фокусирующаяся на дорогих сигаретах. Тем не менее, ФМ планирует усилить свои позиции и в других сегментах, в частности, в сегменте недорогих сигарет с фильтром, которые занимают треть российского табачного рынка. Агентство “Интерфакс” отмечает, что до последнего времени компания Philip Morris в этом сегменте выпускала только сигареты “Оптима” и “Союз-Аполлон”. Эти марки, по оценке аналитиков, занимают, соответственно, 3,1 и 1,9 процента российского табачного рынка.
Любопытно, что сигареты Trend поступили в продажу в юбилей лидера ЛДПР Владимира Жириновского. К 60-летию политика был приурочен и выпуск одноименных сигарет: недавно в торговой сети появилась первая партия “Жириновский Original” и “Жириновский Ultra”, выпущенная петербургским ЗАО “Нево Табак”. Как сообщили агентству “Деловые Новости” в компании, вице-спикер за использование своего имени на сигаретных пачках “будет получать минимальные отчисления в будущем, когда проект наберет силу”. Подчеркивается, что переговоры с “Нево Табак” Жириновский начал еще в октябре прошлого года, что не мешало ему впоследствии делать резкие заявления о вреде курения. Например, 7 апреля, в День здоровья, лидер ЛДПР заявил, что “гадкую привычку курить” россиянам “навязали уголовники и большевики”, и потребовал “положить конец этому злу”.
Как пишет “Вечерняя Москва”, организаторы дискотеки на площади Революции в честь Владимира Вольфовича, метали в толпу аудиокассеты с песнями юбиляра, сигареты “Жириновский” и мороженое “Жирик”. Приплясывали от холода и стоящие в оцеплении солдаты. Один из них признался корреспонденту “Вечерки” в своем скептичном отношении к либерал-демократическому табаку: “Написано, что Жириновский качество гарантирует. Не знаю, как с сигаретами, а вот мероприятие у него вышло совсем некачественное!”
В то время как “Нево Табак” пытается извлечь дополнительную прибыль из политики, “Донской табак” экономит на дивидендах в целях развития производственной инфраструктуры. “Коммерсантъ в Ростове-на-Дону” сообщает, что совет директоров компании рекомендовал годовому собранию акционеров 27 мая принять решение не выплачивать дивиденды за 2005 год в размере 26,2 млн. рублей. По итогам 2004 года “Донской табак” также не выплачивал дивиденды и направил чистую прибыль в размере 103,3 млн. рублей на развитие.
Так что российские фабрики вопреки мрачным прогнозам аналитиков уходить с табачного поля боя не сбираются. Более того, открываются новые фабрики. Как пишет “Русский табак”, в Боровске Калужской области построена новая табачная фабрика. По прогнозам экспертов, туда переедет подольское производство “СК Табак”. На сегодня табачное “праймери” полностью готово и обеспечивает не только собственное сигаретное производство “СК Табака” в Подольске, но и продает готовую мешку третьим лицам. Официально фабрика не открыта и сейчас, ни презентаций, ни пресс-релизов по этому поводу не появлялось, хотя о завершении инвестиционного проекта не без гордости в интервью агентству “Интерфакс” сообщил министр по экономическому развитию Калужской области Николай Любимов.
Фабрика в Боровске начнет производить сигареты как только будет установлено соответствующее оборудование. Это будут, несомненно, “болгарские” бренды, хотя о расторжении лицензионного договора болгарская сторона официально уведомила “СК Табак” еще в марте прошлого года. Расторжение не повлияло на деятельность компании, поскольку права на территории РФ на популярные в России старые болгарские бренды, давно уже утеряны самими болгарами. Они принадлежали какое-то время некой швейцарской компании, у которой и были выкуплены “СК Табаком”. Правда, популярная марка “Родопи”, целиком принадлежит болгарскому государственному холдингу. Некогда заявленные планы выпуска новой марки сигарет “Граф Орлов”, которая должна была позиционироваться в верхнем ценовом сегменте, похоже, ныне оставлены. “Выход новинки на рынок сегодня требует слишком высоких затрат как в сфере маркетинга, так и для стимулирования всех уровней торговли”, – заключает “Рустабак”.