Минфин подготовил ряд поправок в Налоговый кодекс, ужесточающих систему сбора табачных акцизов. В 2007 году ведомство Алексея Кудрина планирует поднять существующую ставку акцизов на 30 процентов, а затем еще по 20 процентов в течение двух лет. При этом взимать акциз предполагается не с отпускной, а с розничной цены на сигареты, которую производители будут обязаны размещать прямо на пачке. Маржа дистрибутора и розничные наценки Минфин не интересуют. Однако пачка сигарет должна быть продана в рознице не дороже той цены, которая на ней указана. По прогнозам, это принесет государству дополнительные налоговые поступления в размере 4,8 млрд. руб. в 2007 году и 7,4 млрд. руб. за два последующих года.
Как отмечает “Коммерсантъ”, цель нововведения, повторяющего уже существующий порядок сбора акцизов в ЕС и недавно введенного на Украине, – снизить доходы дистрибуции и розницы, которые, по оценке статс-секретаря Минфина Сергея Шаталова, “накопили жирок” и получают порядка 65 процентов от розничной цены этой продукции. В Минфине подозревают, что часть товаропроводящей сети аффилирована с табачными компаниями, и новая схема позволит решить проблему трансфертных цен в табачной отрасли.
Для контроля ситуации на рынке финансовое ведомство рассматривает два варианта. Первый, работающий в ЕС и на Украине, предполагает штрафы и изъятие продукции у тех розничных торговцев, которые выставляют на табак ценники, превышающие официальные. Второй – принятый в Польше. Там розничный торговец или дистрибутор, желающий продавать сигареты дороже указанной цены, должен регистрироваться в налоговых органах, как плательщик дополнительного акциза, который будет уплачиваться с разницы “официальной” и реальной цены. Как признался Шаталов, пока в Минфине склоняются к первому варианту как “более соответствующему нашим условиям”. “Контроль соблюдения цен – это дело МВД”, – полагает он.
Пока изменения в схеме взимания акцизов поддержал только British American Tobacco. “Мы не видим проблем с указанием максимальных цен сигарет в розницу, – заявил директор по корпоративным отношениям “BAT-Россия” Владимир Аксенов. – Ни одна бабушка или оптовый рынок не будет торговать выше заявленной на пачке сигарет цены. Скорее это проблема дорогих супермаркетов или баров. А их проконтролировать несложно”. В Philip Morris и JTI от подробных комментариев отказались. “Мы бы предпочли давать свои комментарии после того, как получим возможность подробно ознакомиться с этими предложениями и механизмами их реализации, которые сейчас рассматривает правительство”, – заявил директор по корпоративным вопросам компаний “Филип Моррис Интернэшнл” в России и Белоруссии Роберт Мэй. “Настороженное отношение этих компаний вполне объяснимо. В портфеле брэндов Philip Morris и JTI преобладают дорогие марки сигарет, и увеличение налогооблагаемой базы им особенно невыгодно”, – резюмирует “Коммерсантъ”.
Кроме того, Минфин выступает за сохранение существующего порядка взимания акциза. В 2007 году планируется повысить акциз на 30 процентов, причем в основном за счет адвалорной (процентной) составляющей. Инициативу Минфина поддерживает British American Tobacco. “Наша компания на протяжении нескольких лет выступала за дальнейший переход к исчислению адвалорной составляющей акциза, исходя из максимальной розничной цены табачных изделий, – заявил директор по корпоративным отношениям “БАТ Россия” Владимир Аксенов в интервью агентству Прайм-ТАСС. – Мы полностью поддерживаем планы российского правительства, начиная с 2007 года перейти на данную практику. Следует отметить, что подобная система уже применяется во многих странах мира, в частности в странах Евросоюза и на Украине”.
Обозреватель журнала “Профиль” Алексей Ходырев на это замечает, что в вопросах налогообложения табачной отрасли Минфин демонстрирует завидную последовательность, лоббируя интересы второй по величине табачной компании в РФ. При этом смешанная система взимания акциза невыгодна “Филип Моррис Интернэшнл” и JTI, которые имеют сравнительно дорогую продуктовую линейку по сравнению с БАТ, придерживающейся достаточно либеральной ценовой политики.
В свою очередь, комитет Госдумы по конституционному законодательству решил ужесточить ответственность за продажу табачных изделии несовершеннолетним. Как сообщает Агентство национальных новостей, парламентарии решили, что в настоящее время ответственность за распространение табачных изделий среди несовершеннолетних не конкретизирована. Депутат Андрей Самошин предложил вернуть на доработку уже одобренный членами комитета законопроект “Об административных нарушениях”, так как в законопроекте, установлена ответственность за продажу алкоголя и пива, но по поводу табака ничего не сказано. “Необходимо – вводить более жесткие санкции за распространение среди детей табачных изделий”, – заявляет Самошин.
Самошина поддержал и его коллега по комитету Алексей Митрофанов. “Есть простой метод, который позволит оградить детей от распространителей табака: давать до трех лет лишения свободы непосредственно продавцам, а не организаторам торговли. Тема закроется сразу”, – высказал уверенность депутат.
Однако в правительстве против принятия поправок, которые нарушают Кодекс об административных нарушениях.
Но настоящей сенсацией для табачного рынка стала информация о возможном поглощении испано-французской табачной компании Altadis британской Imperial Tobacco Group (ITG). “Бизнес” со ссылкой на издание Lettre de l’Expansion, отмечает, что сообщение спровоцировало резкий рост стоимости акций Altadis. Для оценки Altadis компания ITG привлекла банки BNP Paribas и Citigroup. За каждую акцию Altadis Imperial Tobacco Group готов заплатить по 44 евро. Подчеркивается, что обе компании отказались от комментариев, однако слухи о возможном слиянии циркулируют на рынке уже в течение нескольких месяцев. Так, в прошлом месяце британская газета Daily Mail утверждала, что сумма сделки может составить 11 млрд. евро. “Аналитики придерживаются мнения, что консолидация в табачной отрасли необходима на фоне снижения спроса на табачную продукцию в Западной Европе”, – к таким выводам приходит “Бизнес”.
При этом Altadis укрепляет позиции на российском рынке. Отраслевой журнал Russian Food&Drinks сообщил о намерении концерна выделить более 20 млн. евро на создание новых мощностей по выпуску сигарет в твердой упаковке на ЗАО “Балканская звезда”. Отмечается, что руководство фабрики также планирует увеличить производство сигарет дорогих марок. В феврале уже начат выпуск нескольких новых марок, в том числе Gauloises. Если в первом полугодии 2005 года “Балканская звезда” занимала 7 процентов табачного рынка России, то в этом году руководство предприятия планирует увеличить свою долю 12 процентов.
Как следует из публикации в Russian Food&Drinks, “Донской табак” также с оптимизмом смотрит в будущее. Общий объем инвестиций в его новый производственный комплекс превысил 1,3 млрд. рублей, из них на табачное производство, перенесенное в 2002 году на новую площадку, – 405,9 млн. рублей. Площадь нового производственного комплекса составляет 25 тысяч кв. метров, а производственная мощность предприятия – 60 млрд. сигарет в год. В 2006 году “Донской табак” планирует выпустить более 20 млрд. штук сигарет, а в перспективе оптимальное производство будет равняться 30 млрд. в год. Причем, компания намерена и в дальнейшем расширять свой ассортиментный портфель, сокращая долю продукции в низшем ценовом сегменте. В статье подчеркивается, что стратегия “Донского табака” – это выпуск на собственных мощностях собственных брендов.
Упрочила позиции на российском рынке и компания “Лиггетт-Дукат”, принадлежащая британской Gallaher. Как отмечает “Русский Табак”, в прошлом году ей удалось нарастить объем продаж на 7 процентов и увеличить свою долю рынка на 0,6 процента. Таким образом, сегодня рыночная доля “Лиггетт-Дукат” равна 16,9 процента, и компания занимает четвертую строчку в рейтинге. (Кстати, по объему производства “Лиггетт-Дукат” занимает третье место в России, опережая Japan Tobacco International почти на 9 млрд. штук.)
И еще. Как стало известно “Бизнесу”, “Лиггетт-Дукат” начала продавать в России сигариллы Hamlet, которые производятся на фабрике J.R. Freeman & Son в Уэльсе. В одном футляре – пять ароматизированных сигарилл без фильтра и всего за 75 рублей в рознице. В дальнейшем Gallaher планирует расширить линейку Hamlet, а так же запустить и другие марки сигарилл.
В компании объясняют решение выйти в нишевый сегмент рынка его быстрым ростом, а также сильными позициями Gallaher в этой категории на европейских рынках. “В сегменте сигарилл мы занимаем лидирующие позиции на рынке Великобритании, – заявил управляющий директор компании по СНГ Джейсон Конкен. – Российский рынок очень перспективен, на нем представлено всего несколько международных компаний, при этом он фрагментирован и испытывает серьезный рост”.
Замдиректора по продажам Gallaher LD Владимир Жидких рассчитывает, что к концу года Hamlet сможет занять до 6 процентов российского рынка сигарилл, который в Gallaher оценивают в $10,8 млн., или 30 млн. штук. “Этот рынок растет в разы быстрее сигаретного, в прошлом году он показал прирост в 27 процентов в объемном выражении и 34 процента – в стоимостном. Наш выход сможет повлиять на его развитие в целом: распространением Hamlet будет заниматься крупнейший российский дистрибутор “Мегаполис” совместно со специализированными компаниями”, – говорит Жидких.
Однако другие участники рынка не столь оптимистичны. Директор российского офиса Habanos Вилли Альверо напоминает, что на российском рынке сигарилл представлено много производителей – Dannemann, Cafe Creme, так что “место на нем фактически занято”. Григорий Мелкумов, гендиректор компании НТК, представляющей Von Aiken, подчеркивает, что продажи сигарилл не очень высоки, потому что пока нет большого спроса на эту продукцию. Кроме того, по мнению Мелкумова, Gallaher позиционирует сигариллы слишком дешево: “В среднем аналогичная продукция стоит в рознице около 140-150 руб. за пачку. Вместе с тем, эксперт не исключает, что компания поставила цель завоевать рынок за счет более выгодного предложения, а потому впоследствии стоимость Hamlet в рознице вырастет.