Луч света в табачном царстве: мытари вернут Philip Morris переплаченные $14 млн налога на прибыль

0:00
0

Госдума вчера приняла во втором чтении законопроект, исключающий нормы по госрегистрации табачных изделий из закона “О качестве и безопасности пищевых продуктов” как дублирующие положения соответствующих профильных федеральных законов. При этом в законе сохраняется государственная регистрация товаров. Об этом сообщил “Бизнес” со ссылкой на “ПРАЙМ-ТАСС”.

Тем временем участники российского табачного рынка продолжают спор по поводу системы взимания акцизов, несмотря на то, что премьер Фрадков уже подписал законопроект об изменениях в Налоговый кодекс, предусматривающий сохранение в 2006 году смешанной системы взимания акцизов на табачные изделия и повышение акциза на 15 процентов. Как отмечает журнал “Russian food & drinks”, по мнению некоторых участников рынка, предложенный правительством законопроект по сути возвращает отрасль к специфической системе взимания акцизов. Эксперты считают, что существующая смешанная система, при которой акциз исчисляется от отпускной цены, а не от твердой налоговой ставки, обеспечивает гарантированное поступление акциза в бюджет и одновременно способствует справедливому распределению налогового бремени среди потребителей продукции разных ценовых категорий.

По мнению сторонников смешанной системы взимания акцизов, если новый законопроект будет принят, возрастет финансовая нагрузка на табачную продукцию низкого и среднего ценовых сегментов, тогда как по отношению к дорогой продукции эта нагрузка может даже снизиться. В результате произойдет серьезный скачок цен на дешевую табачную продукцию с фильтром, что негативно повлияет как на потребителей, так и на подавляющее большинство российских табачных фабрик, которые производят изделия именно этой ценовой категории. Вместе с тем сторонники специфической системы приветствуют новый законопроект.

“Газета”, в свою очередь, выражает обеспокоенность распространением в России поддельных сигарет. “Дадим Европе прикурить “фальшака”” – так называется статья обозревателя газеты Артема Иванова. По данным таможенников, наша страна приобрела сомнительную славу лидера по экспорту табачного контрафакта. “Особенности налогообложения в России и ЕС привели к многократной разнице в стоимости табачных изделий, и контрабанда сигарет стала высокодоходной сферой деятельности криминальных структур”, – объяснил “Газете” начальник отдела по борьбе с особо опасными видами контрабанды Центральной оперативной таможни Павел Ткаченко. “Разница действительно существенная, – соглашается “Газета”. – Пачка сигарет Marlboro, например, в странах ЕС стоит примерно 8 евро, в Великобритании – 5 фунтов, у нас же цена не превышает 1 доллара, а сигареты, выпускаемые подпольными фабриками, можно купить вообще за копейки”.

Впрочем, низкое качество российских Marlboro и Parliament таможенники объясняют тем, что внутренний рынок тоже заполнен подделками. Как говорит Ткаченко, “даже такое курево, как “Прима” и “Беломорканал”, в нашей стране подделывают и будут подделывать”. “Что делать – когда подавляющую долю цены товара составляют акцизы и налоги, желание избежать их становится почти непреодолимым”, – резюмирует Артем Иванов, участвуя заочно в полемике журнала “Russian food & drinks”.

Информационным поводом для публикации в “Газете” стала крупномасштабная операция российской таможни по уничтожению 33 тысяч пачек контрафактных сигарет. Этому событию посвятила развернутый репортаж программа “Город” на 3 канале, которую ведет Елена Медовникова. Сообщается, что партия поддельных табачных изделий была изготовлена в Тверской области и предназначалась для нелегальной поставки во Францию, Швейцарию и Англию. Павел Ткаченко констатировал, что сигареты не соответствуют требованиям ЕС: здесь превышены количественные показатели смол. Однако в целом табак высокого качества, отмечает Ткаченко.

Сегодня борьба с таможенными нарушениями в центре внимания правительства. Для решения проблемы ФТС открывает новые посты. Как пишут “Санкт-Петербургские ведомости”, начал работать Петергофский таможенный акцизный пост Северо-Западной акцизной таможни. Пропускная способность поста – до 200 транспортных средств в день, и он полностью оснащен системой электронного декларирования товаров. Обозреватель питерского выпуска газеты “Коммерсантъ” Андрей Цыганов высказал предположение, что первыми клиентами нового таможенного поста станут крупные табачные компании, которые и раньше работали с терминалом.

Одной из главных новостей недели стала победа в суде Philip Morris. “Налоговые органы Санкт-Петербурга вновь потерпели поражение от транснациональной табачной компании, – сообщают “Ведомости”. – Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа признал недействительным отказ Инспекции Федеральной налоговой службы по Ломоносовскому району Ленинградской области возвращать компании Philip Morris переплаченные $14 млн. налога на прибыль. Это уже второй случай, когда суд становится на сторону табачников: ровно месяц назад арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области удовлетворил иск компании Japan Tobacco International и признал претензии Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области незаконными”.

“Филип Моррис поправил финансовое положение”, – под таким заголовком вышла статья в газете “Деловой Петербург”. Как пишет обозреватель газеты, дочерним структурам иностранных компаний довольно часто приходится сталкиваться с претензиями налоговых инспекций Петербурга и Ленинградской области.

В свою очередь, “Секрет фирмы” считает, что дочерней компании Philip Morris удалось впервые в отечественной судебной практике выиграть спор с налоговиками благодаря “дедушкиной оговорке” – так называется юридический принцип защиты инвестора от изменений в законодательстве, произошедших во время действия ранее заключенного договора. Еще в 1998 году на этапе строительства табачной фабрики в Ленинградской области Philip Morris подписал инвестпроект, по которому его “дочка” “Филип Моррис Ижора” освобождалась от уплаты налога на прибыль на срок выхода фабрики на окупаемость и последующие два года. Этот период истек в июле 2004 года. Однако вступившие в силу в 2002 году поправки в НК отменили все льготы по налогу на прибыль, и за январь-июль 2004 года ФНС заставила Philip Morris заплатить в казну 441 млн. руб. “Этим летом компания решила апеллировать к “дедушкиной оговорке” и сумела отстоять право на возврат налогов. По мнению юристов, этим прецедентом могут воспользоваться и другие компании”, – считает “Секрет фирмы”.

В статье “Больной вопрос”, также опубликованной в деловом журнале, экспертам предлагается проанализировать ситуацию с табачной компанией и рассказать об известных им лазейках в законодательстве. “Лазеек в нашем законодательстве на самом деле немного. Для тех, кто занимается производством, они вообще практически отсутствуют”, – заявил гендиректор холдинга “Алтан” В. Покорняк. Президент альянса “Русский текстиль” К. Волков с сожалением констатирует, что в последнее время наблюдается тенденция – “суды принимают решения в пользу налоговых органов и, соответственно, государства, невзирая на обстоятельства”. Победа Philip Morris вдохновляет предпринимателя: “Этот “лучик света в темном царстве” дает надежду на улучшение налогового климата в России”.

Генеральный директор ЗАО “Ливиз” Юрий Никулин, отвечая на вопрос журнала “Секрет фирмы”, проявил максимум осторожности: “Моя позиция достаточно жесткая: я придерживаюсь, может быть, не очень современного мнения, что закон есть закон и его необходимо исполнять, устраивает это тебя или нет. Конечно, многие из наших законов подразумевают неоднозначные трактовки, и многие этим пользуются. Я даже допускаю мысль, что зачастую законы и составляются таким образом, чтобы можно было их трактовать то так, то этак. Но я убежден, что не будет порядка в стране, пока в принципе встает такой вопрос и существует такое понятие, как лазейки в законодательстве”.

Никулина поддерживает гендиректор сети аптек “Первая помощь” В. Власов. “Парадокс нашей страны в том, что некоторые законы составляются таким образом, что их можно трактовать в свою пользу. Чем некоторые благополучно пользуются – что, на мой взгляд, не может вызвать одобрения. Зачем тогда вообще нужны законы? – заявляет эксперт. – У нас поиск так называемых лазеек – в порядке вещей. Конечно, в этом “заслуга” и наших законодателей, но кто-то ведь должен первым отказаться от этой порочной практики. Однако глава юридической компании “Усков и партнеры” считает, что в любой области права есть лазейки, и, “собственно, искать их – профессиональная обязанность юриста”.

Портал Sostav.ru представил вниманию читателей публикацию “Самые ценные бренды России”, в которой анализируется рейтинг, составленной компанией Interbrand Zintzmeyer & Lux AG совместно с американским журналом “BusinessWeek”. Как известно, сигареты “Балканская звезда” заняли первое место в номинации “Сигареты с фильтром, стоимостью менее 8 рублей за пачку”. Обозреватель сайта объясняет это тем, что “Балканская звезда” – самый древний бренд, “даже не советский, а царский”, который был создан в 1878 году.

Один из участников форума Sostav.ru удивлен данными исследования: неужели сигареты “Ява” хуже “Балканской Звезды”? “Если говорить не только о производстве, но и о продажах брэндов “БАТ-Ява”, то их конкурентоспособность очень высока, – утверждает автор сообщения. – Несмотря на острую борьбу, “Ява Золотая” завоевала почти четверть всех продаж экономичного сегмента на российском рынке. В нижнем ценовом диапазоне марки “Alliance” и “Ява” достигли соответственно 11 и 11,5 процента от объема продаж сегмента. Постоянно растущий спрос на сигареты с облегченным вкусом повлиял на рост объемов производства таких марок, как “Ява Золотая Легкая”, рост которой составил более 13 процентов, “Ява Легкая” в твердой пачке – почти на 70 процентов. Кроме того, портфель выпускаемой продукции “БАТ-Ява”, в 2004 году пополнился одной из облегченных версий сигарет “Pall Mall” – “Pall Mall Ultra”.

Специализированный журнал “Тобакко Ревю” пишет о решении компании “Бритиш Американ Тобакко” инвестировать 170 миллионов долларов США в развитие российской экономики. “Стратегическая задача компании “БАТ Россия” – стать лидером на табачном рынке страны, – отмечает “Тобакко Ревю”. – Стремясь к достижению этой цели, “БАТ Россия” за 10 лет увеличила ежегодный объем продаж с 16 млрд. штук сигарет до 65 млрд. Быстрый рост продаж сопровождался модернизацией и расширением производственных мощностей на всех трех фабриках и требовал серьезных инвестиций, как в производство, так и в экономику регионов в целом”.

О том, что ВАТ планирует на треть увеличить объем производства сигарет в РФ, также пишет журнал “Витрина”. Подчеркивается, что компания не предполагает открывать новые площадки, а лишь увеличить мощности своих фабрик в Петербурге и Саратове.

“Новости торговли” сообщают, что соответствующий проект БАТ находится на рассмотрении в Лондоне и должен быть подписан в ближайшее время. “Сейчас мы производим около 88 млрд. сигарет в год, однако, чтобы стать табачной компанией номер один в России, нам нужно производить 110-120 млрд. сигарет в год”, – заявил управляющий директор “БАТ Россия” Джон Тейлор.

По данным ACNielsen, доля рынка “БАТ Россия” с июля 2004 года выросла на 2,55 процента и составила 20,7 процента. Компания не собирается скупать табачные фабрики, предпочитая направлять свои силы на оптимизацию бизнес-процессов. Так, с февраля 2005 года производство “Примы” с “БАТ-Ява” “БАТ-СТФ” перенесено на Погарскую сигаретно-сигарную фабрику в Брянской области, которая в рамках контракта с “БАТ Россия” сможет производить до 5 млрд. сигарет в год. Кроме того, реализуется крупнейший в Европе проект строительства логистического центра БАТ в Санкт-Петербурге. Это позволит усовершенствовать логистические процессы и минимизировать транспортные расходы, связанные с арендой складов.

“Новости торговли” также представили результаты рейтинга табачной продукции по итогам года. В номинации “Сигареты люкс” представлены марки лидеров рынка Philip Morris и BАТ. Marlboro, Parliament и Virginia заняли в топ-пятерке соответственно первое, третье и пятое места. На втором месте в рейтинге сигареты Kent компании “Бритиш Американ Тобакко”. На четвертом месте – Vogue.

В номинации “Сигареты стандарт” также лидирует Philip Morris с брендом L&М. BАТ представлен маркой “Ява Золотая” – бронзовым призером рейтинга. На втором месте Winston компании JTI. Замыкают пятерку сигареты ФМ Bond Street и Chesterfield.

Укреплению на российском рынка позиций BАТ способствует и рестайлинг сигарет Pall Mall. Как отмечает глянцевый журнал FHM, дизайнеры, работающие над сигаретными пачками, заметно осовременили продукцию: “Знаменитое лондонское дизайн-агентство Fitch сделало их внешне более яркими и динамичными. Кроме того, дизайн стал более запоминающимся. Каждая из пяти версий Pall Mall, от полновкусной (Filter) до абсолютно легкой (Ultimate Lights), имеет свой цвет пачки. Но уже привычные отсеченные углы сохранены. Как и знаменитый мягкий вкус Pall Mall: несмотря на нововведения, он остался неизменным”.

О новом облике Pall Mall также пишет Maxim – один из самых популярных мировых журналов. “Прибавь яркости” – так называется публикация об инновациях BАТ. “Наверняка ты уже становился жертвой неразборчивости продавцов из табачных киосков, – обращается к своим читателям Maxim. – Ты протягиваешь деньги и требуешь полновкусный Pall Mall filter, а тебе вместо этого выдают Pall Mall-ultimate light. Или наоборот, что дела не меняет. Но больше такого не повторится, так как знаменитый табачный бренд обновил свой имидж. Теперь каждая пачка из пяти версий Pall Mall имеет свой неповторимый цвет. Без изменения остались только уникальное сочетание ароматов табака и уже знакомые потребителям отсеченные углы пачки. Перепутать сорт сигарет отныне сможет только продавец-дальтоник”.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ