Секретный табак: стало известно о подпольной фабрике БАТ в Северной Корее

0:00
0

“Крупнейший британский табачный концерн тайно поддерживал режим Ким Чен Ира” – под таким заголовком агентство Lenta.Ru разместило статью о существовании подпольной фабрики British American Tobacco, которая четыре года тайно производила сигареты на фабрике в Северной Корее. Российские СМИ растиражировали эту информацию со ссылкой на Guardian. По данным издания, BAT в 2001 году создала совместное предприятие с государственной корейской компанией Korea Sogyong Trading, которая раньше занималась экспортом ковровых изделий.

“Несмотря на многочисленные нарушения прав человека в этой стране, ВАТ не посчитала нужным выводить из Северной Кореи свое производство, – пересказывает публикацию в Guardian обозреватель “Газеты” Дмитрий Хвесик. – Табачный гигант решил делать бизнес в “оси зла” без лишнего шума и не упоминал об этой фабрике в ежегодных финансовых отчетах. В итоге большинство акционеров компании до сих пор ничего не знали о существовании производственных мощностей ВАТ в Северной Корее”.

Подчеркивается, что о существовании фабрики стало известно за день до начала выборов лидера Консервативной партии Британии, когда на этот пост была выдвинута кандидатура одного из топ-менеджеров BAT Кена Кларка.

В British American Tobacco подтвердили информацию, что Кен Кларк, работающий в компании с 1998 года, знал о решении компании инвестировать средства в Северную Корею. Кроме того, в BAT утверждают, что Кларк как председатель комитета аудиторов по социальной ответственности корпорации “изучал доклады о состоянии соблюдения прав человека во всех странах, где работает компания”. За свою работу Кен Кларк получает 170 тыс. фунтов стерлингов в год, являясь заместителем директора компании. Ранее Кен Кларк занимал пост министра здравоохранения, что помогло создать ВАТ хорошую репутацию и наладить международные связи.

Вместе с тем, в пресс-службе British American Tobacco подчеркивают, что компания улучшила условия жизни и труда работающих на фабрике в Северной Корее – все работники получают бесплатное питание и их труд “хорошо оплачивается”. “Газета” при этом констатирует, что правительство Великобритании придерживается политики инвестиционного бойкота Северной Кореи из-за ее ядерных амбиций и своего нежелания способствовать поддержке коммунистического режима.

Lenta.Ru, в свою очередь, ссылаясь на пресс-службу ВАТ, подчеркивает, что фабрика в Пхеньяне вовсе не являлась “секретной”, просто из-за своей малой величины она не упоминалась в отчетах компании. “Ряд инвесторов знал о существовании этой фабрики и мы не скрывали ее существование”, – заявила пресс-секретарь BAT.

“Российская газета” предположила, что одной из причин поражения Кена Кларка на выборах стали предъявленные ему обвинения в лжесвидетельстве перед парламентской комиссией. “Экс-министру помешал табак” – так называется статья, написанная Владимиром Богдановым. Кларк заявил парламентариям, что компания БАТ не знала о контрабандных поставках ее сигарет на рынки третьего мира. Однако юристы British American Tobacco, которые готовили документы к парламентским слушаниям, заявили, что Кларк, мягко говоря, исказил правду. Выяснилось, что компания сознательно использовала контрабандные каналы для поставок продукции в Латинскую Америку, где ВАТ стремилась увеличить свою долю на рынке. “Возможно, такое поведение Кларка и сыграло решающую роль в поражении экс-министра”, – резюмирует Богданов.

Косвенным откликом на статью в Guardian стала публикация Алексея Байбакова “Социальные доходы” в газете “Коммерсантъ”. Как пишет обозреватель газеты, для БАТ, в свете постоянных скандалов и судебных исков, внимание к социальной ответственности – вопрос выживания. Байбаков подчеркивает, что современные компании научились извлекать прибыль из своих социальных программ, и British American Tobacco не является исключением: “Складывается такая цепочка: соцответственность улучшает компании репутацию, хорошая репутация улучшает сбыт. Неудивительно, что компании стараются максимально популяризировать свои социальные программы. В западных странах есть несколько форм отчетности по социальной ответственности. По одному из наиболее популярных, стандарту GRI (Global Reporting Initiative), отчитывается более 700 компаний, большинство из которых – крупнейшие компании мира. Российские компании тоже намерены присоединиться к этому стандарту, но пока в базе GRI есть отчеты всего двух – российского отделения табачной компании BAT и Северо-Западной лесопромышленной компании”.

Деловая интернет-газета “Взгляд” сообщает об участии представителей “БАТ России” в Бизнес-Форуме, посвященном проблеме социальной политики компаний, который пройдет 3 ноября. Организаторами форума выступили газета “Коммерсантъ” и коммуникационное агентство Р.И.М. Портер Новели. Подчеркивается, что главная тема конференций – методики, используемые ведущими российскими и зарубежными компаниями при планировании, проведении и измерении эффективности социальной политики. Наряду с British American Tobacco в форуме участвуют “Росбанк”, “Продо Менеджмент”, “Альфа-Банк”, “Перекресток”. О своей поддержке Бизнес-Форума заявили такие фонды, как “Partners in Hope”, “United Way”, “Надежда по всему миру” (HOPE worldwide) и Городской центр экологический программ.

О важности программ КСО для БАТ свидетельствует и сообщение Агентства социальной информации. Как отмечает АСИ, “БАТ Россия” стала ассоциированным членом Форума Доноров. Подчеркивается, что компания ведет активную спонсорскую и благотворительную деятельность в области культуры, искусства и образования, поддерживает ряд благотворительных организаций, проводит конкурс научно-исследовательских проектов для студентов и аспирантов “ЭкоЛогичные технологии”. Одной из первых, “БАТ Россия” ввела программу частных пожертвований среди своих сотрудников Give As You Earn (“Им нужна Ваша помощь”). Кроме того, компания первой в РФ приступила к процессу социальной отчетности в полном соответствии с международным стандартом АА1000 и не так давно выпустила третий социальный отчет. Менеджер по корпоративной репутации “БАТ Россия” Н. Малашенко сообщает, что решение о вступлении в Форум Доноров было принято после изменения формы участия в этом объединении грантодающих организаций для коммерческих компаний.

The Career Forum рассказывает об опыте “Бритиш Америкам Тобакко Россия” в сфере рекрутинга. Директор отдела по работе с персоналом БАТ Джозеф Блашко так определил политику компании: “При подборе персонала мы руководствуемся принципами этики и профессионализма, поэтому для нас внешность не играет роли. Процесс отбора основывается исключительно на оценке менеджерского потенциала и профессиональных навыков, которые являются ключевыми для конкретной позиции. Один из наших корпоративных принципов – “Сила в разнообразии” – подразумевает, что мы ценим индивидуальность и открыты для совершенно разных типов людей. Мы считаем, что команда людей с разнообразным опытом и личностными особенностями является одной из самых сильных сторон нашей компании”.

В центре внимания журналистов и 30-летний юбилей работы на российском рынке компании “Филип Моррис”. Телеканал РБК этому событию посвятил развернутое интервью с управляющим директором в России и Белоруссии компании ФМ Лео Маклохлином. “Россия всегда была стратегическим рынком нашей компании. Мы были первыми, кто начал сотрудничать с российской табачной отраслью”, – подчеркнул г-н Маклохлин. Особое внимание топ-менеджер компании обратил внимание на то, что “Филип Моррис” сейчас занимает 27,1% российского рынка, опережая ближайшего конкурента на десять пунктов.

Комментируя планы БАТ выйти на лидирующие позиции, Лео Маклохлин заявил, что “Филип Моррис” собирается и в дальнейшем доминировать на рынке: “Мы делаем огромные инвестиции в наши производственные мощности в Ижоре и в Кубани. Наши инвестиции превышают 800 миллионов долларов США. Мы вложили очень серьезные деньги в усовершенствование производства, в технологические процессы. В настоящее время это означает, что мы будем действовать именно таким образом”.

Говоря о трудностях, с которыми сталкивается ФМ в России, Лео Маклохлин заявил о проблеме контрафактной продукции, общей для всех табачных компаний. При этом, как уверяет г-н Маклохлин, процент поддельных сигарет “Филип Моррис” значительно ниже среднего: “Мы очень серьезно относимся к этой ситуации. Мы работаем с правительством, с государственными органами. Мы обучили очень многих людей навыкам выявления контрафактных сигарет. Мы достигли больших успехов в закрытии некоторых нелегальных каналов поставок контрафактных сигарет”.

На вопрос обозревателя телеканала РБК Марии Строевой о том, можно ли считать нормальной ситуацию, когда в России совсем не осталось отечественных производителей, Лео Маклохлин ответил уклончиво: “Я думаю, что это очень интересный вопрос. Его часто задают. Дело в том, что мы здесь уже работаем 30 лет. У нас два суперсовременных завода. У нас есть офисы по всей России, во всех крупных городах. Мы можем сказать, что мы местные производители. Мы очень успешно работаем, но другие компании работают, может быть, не так успешно”.

Тем не менее, игроки отечественного рынка не только не отказываются от борьбы, но даже радуют журналистов своими успехами. Как сообщает радиостанция “Маяк-24”, сигареты “Балканская звезда” заняли первое место в рейтинге брендов журнала Business Week в номинации “Сигареты с фильтром, стоимостью менее 8 рублей за пачку”. “Несмотря на обилие всевозможных рейтингов последних лет, до сих пор ни кто не брал на себя ответственность вычислить стоимость самых сильных отечественных марок”, – отмечает “Маяк-24”. Подчеркивается, что сильнейшие бренды формируют лицо российского бизнеса, и, следовательно, лицо страны. “Приятно, что на сей раз лицо это не сырьевое”, – резюмирует “Маяк-24”.

Позитивных публикаций удостоилась и московская фабрика “Дукат”, которая принадлежит концерну Gallaher. Как заявил “Российской газете” министр промышленности правительства Москвы Е. Пантелеев, новая фабрика “Дукат” на Каширском шоссе – одно из самых современных производств в Европе. Пантелеев отмечает, что на прежнем месте фабрика “Дукат”, оборудованная устаревшим оборудованием, производила сигареты, пользовавшиеся спросом только в пору тотального дефицита табачных изделий. Министр считает, что другим компаниям, расположенным в центре столицы, следует присмотреться к успеху фабрики “Дукат” и задуматься, “стоит ли продолжать и дальше держаться за старые стены”.

Укрепляет позиции на российском рынке и JTI. Принадлежащая компании фабрика “Кресс Нева” планирует вложить 35 миллионов долларов в расширение производства в поселке Горелово в Ленинградской области. “Бизнес”, со ссылкой на “Интерфакс”, отмечает, что проект направлен на увеличение объемов перерабатываемого сырья, повысив мощности с 19,5 тысячи тонн до 32 тысяч тонн в год. При расширении предприятия будет выпускаться табак с пониженным содержанием никотина и смол, предназначенный для изготовления легких сигарет.

Агентство ИА Regnum сообщает, что межведомственная комиссия по размещению производственных сил правительства Ленинградской области одобрила решение ООО “Крес Нева” расширить предприятие по переработке табачного сырья. При этом будут организованы новые производства – DIET и Primery. Сроки реализации проекта – 2006-2007 годы. Объем инвестиций составляет 35 миллионов долларов. После расширения завода его мощности будут увеличены с 19,5 до 32 тысяч тонн продукции в год. В рамках реализации проекта “Крес Нева” также планирует провести замену оборудования, реконструкцию склада сырья и готовой продукции, строительство локальных очистных сооружений и участка дороги для выезда на Волхонское шоссе.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ