За кролика ответишь: глупая рекламная выходка может дорого обойтись Natural Tobacco

0:00
0

Крупные транснациональные табачные компании возмущены новой политикой российского правительства в отношении ввоза акцизных марок. Как отмечает газета “Бизнес”, согласно постановлению правительства №415 акцизные марки при ввозе через границу декларируются как ценные бумаги и для их попадания в Россию нужна лицензия, получение которой может затянуться на несколько месяцев.

Участники рынка не скрывают своего возмущения. “Действия правительства непонятны, – говорит президент Ассоциации табачных дистрибуторов “Грандтабак” Сергей Шелехов. – С одной стороны, во всеуслышанье говорится о либерализации, Минэкономразвития отменяет лицензирование табачных изделий, а с другой – вводятся ограничения, которые, по сути, не сказываются ни на качестве продукции, ни на увеличении поступлений в бюджет. Все это только осложняет ведение бизнеса”. Заместитель гендиректора Ассоциации производителей табачной продукции “Табакпром” Сергей Филиппов также считает, что внесение акцизных марок в перечень ценных бумаг было неправильным: “Марки не обращаются в России, ведь они просто наносятся на сигаретные пачки и отправляются назад”.

Представители табачной индустрии заявили, что в ответ на новые правительственные инициативы они рассматривают возможность переноса производства экспортируемых марок сигарет в другие страны. “Даже если в период оформления лицензии не придется завозить новые акцизные марки, постановление правительства – это все равно очередное препятствие экспорту”, – считает директор по корпоративным вопросам Japan Tobacco Int. Вадим Боцан-Харченко. Он указывает, что практически все крупные экспортеры сигарет имеют производственные площадки в ближайшем зарубежье и странах СНГ, и в свете очередных ограничений могут запросто вынести производство экспортируемых брэндов сигарет туда.

Директор по корпоративным отношениям “British American Tobacco Россия” Владимир Аксенов напоминает, что табачники сталкиваются уже со второй серьезной проблемой, связанной с экспортом сигарет. Как известно, налоговые органы обязаны вернуть НДС, уплаченный при отгрузке сигарет с фабрики, если компания представляет документы, из которых следует, что партия ушла на экспорт. Тем не менее, как отмечает Аксенов, у компаний постоянно возникают проблемы с возмещением НДС, даже после судебных решений”.

“Табакпром” уже направил письмо на имя премьера Михаила Фрадкова с требованием отменить постановление о лицензировании ввоза иностранных акцизных марок. Об этом сообщается в газете “Коммерсантъ”. Как заявляют в “Табакпроме”, механизм получения данных лицензий фабриками не разработан и экспортеры просто физически не могут оформить лицензии. Крупнейшие экспортеры табачной продукции (Philip Morris, BAT и Japan Tobacco) в неофициальных беседах подтвердили, что все попытки получить необходимые документы ничем не закончились.

Если бы не лидеры рынка – ВАТ, Philip Morris и JTI – мало кто из россиян знал бы о “сигаретах без химии” Velvet компании Natural Tobacco (NT). Как известно, “большая тройка” обратилась в ФАС с жалобой на дискредитацию клиентов, названных NT подопытными кроликами, а СМИ эту новость растиражировали.

В статье “Зажигательный вельвет”, опубликованной в журнале “Секрет фирмы”, сообщается, что идея вывести на табачный рынок новую категорию товара пришла в голову бывшему менеджеру российского отделения JTI Александру Пантеровскому после долгих поисков новшества, которое могло бы оживить консервативную табачную индустрию. На российском рынке, по его словам, было “много сигарет, много марок, но мало идей”.

Увидев в одной из газет заметку о том, что американский табачный концерн RJR приобрел небольшую малоизвестную фирму Santa Fe Natural Tobacco, Александр Пантеровский понял, что нашел предполагаемую жилу. Эта независимая от глобальных табачных концернов компания уже двадцать с лишним лет продавала на западных рынках сигареты из чистого табака под маркой Natural American Spirit. RJR назвал эту покупку большой удачей, которая позволит холдингу найти на сужающемся американском рынке новый путь развития – за счет ниши с уникальным позиционированием. Идея Пантеровскому понравилась. Он решил рискнуть и организовать на плотно занятом табачными гигантами российском рынке собственную уникальную нишу экологически чистых сигарет. Новая компания была зарегистрирована в Западной Виржинии и названа Natural Tobacco – в честь американского прототипа.

В целях экономии реклама нового продукта была заведомо провокативной. Компания разместила в Москве несколько билбордов со слоганом: “Не хочешь быть подопытным кроликом? Выбери Velvet без химии!” Изображенный на щите мужчина с кроличьими ушами символизировал облапошенного российского курильщика, которому табачные концерны продают суррогат из вредных химикатов. Однако эксперты убеждены, что NT легкомысленно предложила курильщикам отказаться от сигарет других компаний в свою пользу, не рассчитав собственных возможностей. В частности компания не решила проблему доступности Velvet в рознице. К тому же влиятельные конкуренты вполне могут ограничить присутствие Velvet в торговых сетях. “По отношению к нам компания повела себя некрасиво. И мы можем принципиально “попросить” оптовиков и розничные сети не брать на реализацию сигареты Velvet. А без дистрибуции идея повисит в воздухе и через некоторое время умрет”,- заявил представитель одного из крупнейших табачных концернов, пожелавший остаться неизвестным.

Спасти Velvet от возможной конкурентной блокады могут сильный лоббистский ресурс и “очень большие деньги за вход в прикассовую зону торговых сетей”. Однако Natural Tobacco подобными ресурсами не располагает. Хотя владельцы NT настроены оптимистично, участники табачного рынка искренне убеждены, что “глупая выходка с кроликом” перекрыла создателям марки Velvet не только пути к наращиванию капитализации, но и к последующей продаже проекта. “Трудно сказать, кто мог бы стать потенциальным покупателем брэнда с такой скандальной историей, – не скрывает скепсиса Максим Королев из “Русского табака”. – Обиженные Velvet табачные корпорации на это точно не пойдут. И крупные дистрибуторы тоже, поскольку дорожат отношениями с известными производителями. Думаю, найти покупателей компании в российской табачной отрасли ее инвесторам будет крайне тяжело”.

В то время как новички пытаются вклиниться на высоконкурентный рынок с уникальным продуктом, лидеры делают ставку на суббрэнды. Как пишет “Бизнес”, вслед за рестайлингом всей линейки Pall Mall табачная корпорация British American Tobacco увеличивает количество суббрэндов. С августа в продаже появились супертонкие сигареты Pall Mall Super Slims. Участники рынка и эксперты уверены, что ВАТ правильно делает, что активно осваивает перспективный сегмент, однако сомневаются в правильности выбора для этого именно марки Pall Mall. “Так часто играть с маркой Pall Mall, меняя дизайн основного брэнда – а у Pall Mall Super Slims дизайн отличается даже от последнего исполнения общей линейки Pall Mall, – вряд ли правильно. Pall Mall рискует стать маркой наподобие LD, точное количество суббрэндов которой даже сложно назвать”, – отмечает Максим Королев.

Вместе с тем, эксперт “Русского табака” подчеркивает, что сегмент Super Slims вне зависимости от ценового позиционирования перспективен. В абсолютном выражении объем рынка сигарет формата Slims к концу 2004 года немного превысил 7 млрд. штук курительных изделий, а, по прогнозам, в 2005 году объем этого сегмента может составить 9,5 млрд. штук, тогда как в 2002 году сегмент охватывал лишь 1,98 млрд. штук. Королев не исключает появления на рынке супертонких “Альянса”, “Явы” или Viceroy по еще более низкой цене, так как продажи Super Slims сигарет всех ценовых категорий в России серьезно растут.

Однако борцы с курением в последнее время ополчились именно на легкие сигареты. Medicus.ru опровергает расхожий стереотип, что cигареты Light не так вредны для здоровья. Подчеркивается, что, используя легкие сигареты, курильщики затягиваются чаще и глубже, что приводит к развитию рака не бронхов, а легочной ткани.

Медики также предупреждают об опасностях потребления легких и ультралегких сигарет с повышенным содержанием ментола. В журнале Nicotine & Tobacco Research опубликованы результаты исследований Harvard School of Public Health, свидетельствующие о пагубном воздействии ментоловых сигарет. Ученые выявили, что из-за свойственного ментолу эффекта слабой заморозки курильщик вдыхает сигаретный дым глубже.

Вместе с тем, последние научные разработки свидетельствуют о том, что приверженность курению является генетически обусловленной. Как сообщает журнал “24 часа”, если люди приобщаются к курению под влиянием ближайшего окружения, то за количество выкуриваемых в день сигарет ответственны гены. За “ежедневную норму” курильщика отвечают 3-я и 10-я хромосомы. Последняя, кроме того, определяет и степень табакозависимости. Журнал предполагает, что в перспективе генную терапию можно будет использовать для лечения от табачной зависимости.

Проблеме борьбы с никотиновой зависимостью был посвящен и очередной выпуск ток-шоу “Принцип домино”. Известный врач Яков Брандт, руководитель фонда “Линия жизни”, назвал курение одной из самых отвратительных привычек человечества. По его мнению, вместо политики, направленной на запрет курения, государству надо сосредоточиться на антитабачной пропаганде.

Однако представители табачных компаний утверждают, что они вносят ощутимую лепту в программу по оздоровлению нации. Как заявил PR-директор компании “British American Tobacco Россия” Владимир Аксенов, БАТ ведет активную борьбу с детским курением.

При этом в России рынок препаратов, помогающих преодолеть никотиновую зависимость, практически не развит. Как пишет “Московская правда”, специалистов, которые предлагают помощь в отказе от вредных привычек, “как грибов после дождя”, однако они вводят в заблуждение потребителей, предлагая им избавиться от пристрастия к табаку при помощи чудодейственных методов. “Современная никотинозаместительная терапия дает 20-30 процентов. Более эффективных методов пока не придумали!” – не без сожаления констатирует автор, советуя читателям осторожно относиться к помощи целителей.

Тем, кто все же хочет попытаться бросить курить самостоятельно, газета рекомендует приобрести никотиновые ингаляторы или никотиновую жевательную резинку. На Западе большой популярностью пользуются никотиновые пластыри, однако в Москве они почему-то не продаются. “Хотя в мире опробованы семь форм никотинозаместительной терапии, у нас предлагается пока только две”, – констатирует автор.

Предупреждая о сложностям борьбы с табакозависмостью, газета настоятельно рекомендует все же попытаться бросить курить: “В организм курильщика одновременно с никотином поступают гораздо более опасные вещества: смолы, моноксид углерода – угарный газ, который не дает кислороду поступать в ткани, в том числе и к сердцу. А еще курильщику становится все труднее найти престижную работу в офисе, особенно в иностранных фирмах. Наличие вредной привычки учитывают при собеседовании. Курильщики – “отдыхают”.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ