Этот месяц войдет в историю табачной индустрии как месяц, когда прекратился выпуск сигарет “Галуаз” во Франции. 1 сентября табачная фабрика во французском городе Лилль выпустила последнюю партию этой мраки. Производство знаменитых сигарет, считающихся таким же символом Франции, как и вино из бордо, переносится в Испанию. Как сообщает “Русское радио”, еще четверть века назад свыше 80 процентов французских курильщиков отдавали предпочтение сигаретам с черным табаком, однако под ударами глобализации “Галуаз” оказался вытеснен американской табачной продукцией. Как, не без иронии, замечает британская газета “Гардиан”, курить “Галуаз” во Франции сегодня считается признаком старомодности, таким же, как ношение берета. Еще одной причиной заката знаменитой марки стала целенаправленная кампания французского правительства по налогообложению табака. В среднем пачка сигарет стоит во Франции 5 евро – в 5 раз дороже, чем в России.
Для производителей табака выгоден российский рынок. Как стало известно “Бизнесу”, крупнейшая отечественная табачная фабрика “Донской табак” и транснациональный Gallaher LiggettDucat из конкурентов превратились в партнеров: британцы разместят на мощностях ростовской фабрики производство сигарет с фильтром. Участники рынка разошлись во мнениях, какую марку могут производить в Ростове. Редактор отраслевого информагентства “Русский табак” Максим Королев сомневается, что Gallaher отдаст на аутсорсинг LD, “единственную марку, обеспечивающую основные продажи фабрики”: “Скорее всего, это какая-то малоперспективная марка из числа не имеющих единого хозяина, типа “Новости” или “Тройки””. Стефашин из “Табакпрома”, напротив, указывает на то, что обновленная техническая база “Донтабака” позволяет производить сигареты высокого стандарта, даже дамские super slims. Например, в российской линейке Gallaher представлены Sobranie, Sovereign Slims и LD Slims.
Впрочем, участникам рынка до конца не ясна мотивация Gallaher. Максим Королев отмечает, что хотя у “Донского табака” есть избыток мощностей, который они были бы рады задействовать, однако Gallaher вряд ли сейчас испытывает дефицит производственных возможностей. По мнению Королева, лицензионное производство – это рука помощи “Донскому табаку” в преддверии нового витка акцизной баталии, в которой политическое влияние заместителя председателя комитета по бюджету и налогам Госдумы РФ Ивана Саввиди будет для Gallaher очень кстати.
Однако остальные участники рынка склоняются к тому, что Gallaher заинтересовали не столько лоббистские возможности основателя “Донтабака”, сколько сама фабрика. “Gallaher был одним из претендентов на покупку “Балканской звезды” в прошлом году, однако тогда тендер выиграл франко-испанский Altadis. Из оставшихся независимых фабрик, на рынке – только “Донтабак”, – констатирует один из экспертов табачной отрасли, пожелавший остаться неизвестным.
British American Tobacco продолжает рекламную кампанию сигарет Pall Mall, связанную с очередным рестайлингом упаковки. Как сообщает Adme.Ru, в сентябре БАТ анонсирует очередное расширение продуктовой линейки – тонкие сигареты Super Slims. Подчеркивается, что изменение дизайна обусловлено снижением доли Pall Mall. По данным “Бизнес Аналитики”, доля этой марки сигарет по стоимости снизилась с 2,61% в четвертом квартале 2004 года до 2,38% в мае 2005-го. Подчеркивается, что эксперты неоднозначно оценивают эффективность проекта. По мнению исполнительного директора агентства Media Артема Донца, изменяющаяся марка может привлечь молодую аудиторию, которой нравится все динамичное. С ним не согласен замгендиректор FCB MA Владимир Коровкин, который считает, что “эксперименты над “живым” брэндом опасны”.
Нужно отметить, что табачные компании полюбили рестайлинг. Вслед за Pall Mall, Dunhill и Davidoff внешний вид меняет брэнд Mild Seven, принадлежащий компании Japan Tobacco Inc., JTI. Новый Mild Seven похож на другие сигаретные марки категории премиум округленными углами пачки. Фирменным цветом стал синий вместо белого, а логотип повторяет знак, используемый командой Mild Seven Renault Fi в гонках “Формула-1”.
По мнению обозревателя газеты “Бизнес” Александра Демчука, рестайлинг Mild Seven обещает стать самым заметным на рынке в этом году: японская корпорация не только полностью поменяла форму пачки, ее вид и цветовую гамму, но и отказалась от одного из самых распространенных при рестайлинге каналов продвижения – наружной рекламы.
В Mild Seven нововведения объясняют желанием привести дизайн упаковки к единому стилю на глобальном уровне. Брэнд-менеджер марки Анна Чумаченко отмечает, что обновленный Mild Seven был представлен два года назад на японском рынке. Россия стала второй страной, где был проведен рестайлинг брэнда.
Никита Огурцов, креативный директор агентства EuroRSCG Moradpour, работающего с брэндом Mild Seven, считает, что необходимость рестайлинга табачного брэнда назрела давно: “Марка позиционировалась как премиальная, а выглядела слишком просто, ее внешний облик не менялся на протяжении нескольких лет”,- рассуждает Огурцов. С ним соглашается президент ассоциации “Грандтабак” Сергей Шелехов: “Во всем мире Mild Seven – флагман JTI”. А президент брэндингового агентства Soldis Арсений Сольдау отмечает, что использование логотипа команды “Формулы-1” также придает брэнду премиальность: “У нас в стране не так много любителей автогонок, однако они четко ассоциируются с чем-то динамичным и современным”.
Вместе с тем желание JTI при продвижении марки сделать ставку на BTL и торговый маркетинг экспертов вызвало недоумение рекламистов. По мнению президента агентства Soldis, отказавшись от “наружки” брэнд рискует потерять аудиторию. Однако эксперты табачной отрасли придерживаются другого мнения. “Наружка” активно используется, если нужно представить новую марку или подчеркнуть ее ценовое перепозиционирование. У Mild Seven стабильная аудитория, так что затраты на “наружку” излишни,- уверен редактор отраслевого информагентства “Русский табак” Максим Королев. В то же время Сергей Шелехов связывает отказ от “наружки” с готовящимся законом об ограничении курения табака, который запрещает наружную рекламу сигарет. В преддверии нововведений табачники пробуют иные, не менее эффективные каналы продвижения.
Глобальную стратегию JTI отличает восточная гибкость и готовность к сотрудничеству. Как сообщает “Русский табак”, для проникновения на рынок Европы табачная компания присматривается как к покупке крупнейших компаний – Gallaher, Imperial Tobacco и Altadis, так и к созданию разного рода альянсов и совместных предприятий. Вместе с тем, директор компании JT Inc. Кацухико Хонда в интервью информационному агентству Reuters заявил, что на данный момент JTI не имеет никаких конкретных планов по этому вопросу. В JT Inc. полагают, что в настоящее время рыночная стоимость европейских табачных компаний слишком высока, а потому решения будут приниматься после тщательного и всестороннего анализа. В любом случае, по заявлению господина Хонда, JTI исключает возможность враждебного поглощения европейских табачных компаний, и, кроме того, любые инвестиции в Европу последуют не в самое ближайшее время.
Так же взвешенно JTI подходит к организации бизнеса в России. Как следует из публикации в газете “Россiя”, компания с пониманием относится к традициям, которые сложились на табачных заводах еще до того, как они стали собственностью табачного гиганта. Например, на санкт-петербургской фабрике “Петро” сохранен детский оздоровительный лагерь “Огонек”, который в советское время принадлежал знаменитой табачной фабрике имени Урицкого.
Как отметил гендиректор фабрики “Петро” Гэрри Уилсон, за рубежом организацией детского отдыха занимаются общественные организации. Тем не менеджмент завода принял решение не лишать сотрудников льгот, которые стали важной частью социального пакета. “Руководство предприятия считает инвестиции в обустройство и дальнейшее развитие лагеря одним из важных компонентов корпоративной социальной политики”, – подчеркнул г-н Уилсон.
Нужно отметить, что новый собственник фабрики Урицкого унаследовал не только непрофильные активы советских времен, но и социальные обязательства отвечать за негативные последствия курения. Программа “Специальный корреспондент” на канале “Россия” напоминает о попытках пенсионера Ивана Прокопенко получить компенсацию за вред здоровью от курения сигарет “Беломор”, которые сегодня выпускает JTI. Прокопенко, умерший два года назад от рака легких, пристрастился к знаменитым сигаретам в семилетнем возрасте, когда на пачках не было надписи, предупреждающей о вреде курения. Сегодня, как отмечает ведущий программы “Специальный корреспондент”, на питерской фабрике многое изменилось: “Иностранные менеджеры, современные цеха, новые марки сигарет, но “Беломор” здесь выпускают по-прежнему”. Гарри Уилсон осознает остроту проблемы борьбы с детским курением, однако отмечает, что изменить ситуацию не так-то просто. “Вы понимаете, дети всегда будут искать что-то запретное”, – заявил г-н Уилсон корреспонденту канала “Россия”.
Однако сегодня появилось новое решение проблемы табачной зависимости, которое может быть востребовано молодежью, ведь его рекомендует голливудский актер Мэтт Дэймон. Как сообщает питерская газета “Дело”, сам Дэймон, курильщик с 16-летним стажем, сумел избавиться от вредной привычки с помощью гипноза и теперь заявил о готовности “помочь всем желающим последовать его примеру”. Киноактер намерен выпустить видеокурс сеансов гипноза против табакокурения.
Подчеркивается, что Мэтт Дэймон – далеко не первый и отнюдь не единственный артист, обратившийся к услугам гипнотизера. Так, французская кинодива Катрин Денев избавилась от табакозависмости еще 20 лет назад благодаря помощи американского парапсихолога. Гипноз также помог решить проблему телезвезде Лайзе Кудроу и Хейди Рэйнджу из ансамбля Sugababes.
В то же время киноактер Хоакин Феникс говорит, что полностью разочаровался в гипнозе. Когда артист в очередной раз решил бросить курить, он, по совету друзей, обратился к услугам парапсихолога. “Мы с гипнотизером стали беседовать, – рассказывает Хоакин. – Примерно через 2 часа я проснулся и обнаружил, что того уже нет в комнате. Я решил, что отключился раньше, чем успел переговорить с парапсихологом. Но его ассистентка заверила меня, что у нас был долгий и обстоятельный разговор. В раздумьях я вышел на улицу, купил пачку сигарет и закурил”.