Повсеместная борьба с курением вынуждает табачные компании искать нестандартные способы продвижения продукции. Сетевой журнал о теории и практике организации мероприятий “Eventmarket”, в частности, пишет о закрытых вечеринках, которые позволяют табачникам собрать представителей целевых групп и при этом не нарушить рекламное законодательство. Приглашенные отбираются по клиентским базам компаний – это только лица старше 18 лет и, при этом, как правило, курильщики со стажем. Как отмечает “Eventmarket” к практике проведения закрытых вечеринок особенно часто обращается ВАТ.
По мнению экспертов, это способ продвижения товара является очень действенным и позволяет достичь сразу несколько целей: “event” как инструмент элитарной рекламы способствует удержанию клиентов “на крючке”, создавая при этом у них иллюзию собственной значимости. Подчеркивается, что проведение закрытых мероприятий с приглашением знаменитых диджеев и звезд шоу-бизнеса, позволяет компании не только и не столько заявить о себе, сколько распространить надлежащую информацию из уст в уста среди конкретной, зачастую, довольно узкой, целевой аудитории. “Такая тактика, безусловно, работает, поскольку “закрытость” всегда подразумевает определенный статус участников”, – резюмирует “Eventmarket”.
Пока компании соревнуются друг с другом в изощренности обработки клиентов, эксперты пытаются разоблачить нечестные приемы и проинформировать потребителей о способах манипуляции. Utro.ru сообщает о результатах исследования Гарвардского университета. Специалисты изучили более семи миллионов внутренних документов крупнейших табачных корпораций за период с 1969 по 2000 год. Как выяснилось, табачники проводили целенаправленную политику по приобщению женщин к курению. Именно так появились тонкие сигареты “слимз”, которые так привлекательно смотрятся в наманикюренной женской ручке, и многочисленные “лайтс”, создающие иллюзию безвредности. Ученым Гарвардского университета также стало известно, что табакопромышленники, пытаясь сыграть на истерии, связанной с массовым стремлением к похуданию, намеревались создать табак с добавлением веществ, притупляющих аппетит.
При этом эксперты отмечают, что от пристрастия к курению женщины страдают гораздо сильнее, чем мужчины. Кроме того, потребление сигарет наносит вред не только здоровью детей курильщиц, но и их внукам.
Однако как преодолеть никотиновую зависимость, ученые так и не решили. Не решена до конца и проблема борьбы с курильщиками. С 6 июня в России вступил в силу закон об ограничении курения табака. Но то, что этот закон окажется действенным, у специалистов вызывает большие сомнения. Обозреватель “Московского комсомольца” Марина Озерова считает, что это происходит из-за того, что законы подменяются популистскими декларациями. По мнению Озеровой, неработающие законы просто-напросто плохо проработаны: “Такие вещи быстро не делаются”.
“Бизнес”, в свою очередь, отмечает, что нечеткие формулировки закона “Об ограничении курения табака” создают почву для коррупции и недобросовестной конкуренции. Директор по корпоративным отношениям “БАТ Россия” Владимир Аксенов заявил, что ему непонятно, как считать 100 метров от образовательных учреждений для продажи сигарет – от забора или от самого здания. Президент Национальной торговой ассоциации Вадим Зуйков хотел бы уточнить, какие именно учреждения будут считаться образовательными, так как под эту категорию могут попадать как университеты, так и автошколы, и даже курсы кройки и шитья. А один из ритейлеров в разговоре с корреспондентом “Бизнеса” не исключил, что поправки создадут условия и для развития недобросовестной конкуренции: “Конкурент может открыть около моего магазина какие-нибудь курсы иностранных языков, мне запретят торговать сигаретами, и покупатели уйдут к нему”.
От введения нового закона особенно пострадают табачные дистрибуторы, которым придется пересматривать все зоны покрытия и перекраивать маршруты. “Это ограничение на руку производителям и распространителям контрафакта, – считает топ-менеджер одной из дистрибуторских компаний. – Официальные оптовые фирмы не смогут поставлять сигареты в точки в стометровой зоне. Этим займутся “серые” игроки”.
Поправки отразятся и на цивилизованной торговле. “Сетевой ритейл сейчас очень дорожит своим именем и никогда не продает сигареты несовершеннолетним. Однако если магазин расположен рядом с учебным заведением, он вовсе лишается права торговать сигаретами”, – сетует Вадим Зуйков. С ним согласен гендиректор сети “Копейка” Сергей Ломакин: “Чиновники ввели очередное ограничение, не удосужившись спросить ничьего мнения. Нам остается лишь подчиняться закону и выводить сигареты из ассортимента части магазинов”.
Однако PR-директор холдинга “Марта” Евгений Сухарников надеется, что ограничения все же не распространятся на супермаркеты: “Каждый магазин имеет достаточно обширные прилегающие территории и не находится в непосредственной близости к детским площадкам, школам и образовательным учреждениям. К тому же сигареты продаются в прикассовой зоне, добраться до которой можно, лишь пройдя торговый зал”.
В статье “Про курильщиков и политкорректность”, опубликованной в журнале “Табачный бизнес в России”, подчеркивается, что мировой опыт борьбы с курением свидетельствует о неэффективности запретительных процедур. “Еще из Библии известно, что запретный плод сладок. Поэтому пока что всемирная борьба с курением особого результата не дает. Кроме, конечно, пополнения бюджета за счет неуемного повышения цен. Но может именно этого власть предержащим и нужно?” – вопрошает автор статьи. Он отмечает, что курильщики оказались самой уязвимой категорией населения: “Политкорректными мы должны быть с гомосексуалистами и лесбиянками. Политкорректными мы должны быть с наркоманами, потому что они несчастные. Привыкли к наркотикам и не могут отвыкнуть. Политкорректными мы должны быть с ВИЧ-инфицированными, больными чесоткой и туберкулезом… потому что они больные. Политкорректными мы должны быть с инвалидами, алкоголиками, азиатами, проститутками, бомжами и зеками, потому что они, каждый по-своему, тоже несчастны. Им помогают, лечат, жалеют, в крайнем случае – оставляют в покое. Зато отыгрываются на курящих. С ними политкорректными быть необязательно. Курение – это просто вредная привычка”.
Табачным компаниям приходится если и не доказывать, что они белые и пушистые, то хотя бы демонстрировать свою социальную ответственность. В частности, саратовская фабрика “БАТ” провела круглый стол, посвященный охране труда. Центр общественных связей “Саратов” подчеркивает, что для компании вопрос охраны труда считается одним из наиболее важных. Именно поэтому фабрика “БАТ” решила поделиться опытом со своими коллегами из других компаний. В работе круглого стола приняли участие представители двадцати компаний Саратовской области.
Как сообщает информационный портал Краснодарского края Yuga.ru, компания JTI уже второй год подряд проводит конкурсную программу спонсорской поддержки для студентов Кубанского госуниверситета. Представитель JTI Андрей Ерин отметил, что бизнесмены каждый день сталкиваются со сложной задачей подбора профессиональных кадров, а студенты, наоборот, испытывают сложности с трудоустройством. Инициатива проведения компанией JTI конкурса среди студентов – это один из шагов решения сложившейся проблемы.
Компания “Филип Моррис” выступила генеральным спонсором межвузовского конкурса научных работ “Волгоград как глобальный брэнд”, организованный местной газетой “Деловое Поволжье”.
Пятилетний юбилей ЗАО “Филип Моррис Ижора” предоставляет компании еще один PR-повод, чтобы заявить о своих успехах. Директор ассоциации “Грандтабак” В. Стефашин в журнале “Табачный бизнес в России” подчеркивает, что “Филип Моррис Ижора” – самое молодое и неординарное табачное предприятие России: Около 90 процентов персонала имеют высшее образование, а средняя зарплата на предприятии составляет тысячу долларов, что при общей численности работающих приносит в бюджет около 130 тыс. долл. подоходного налога”.
В статье подчеркивается, что ЗАО “ФМ Ижора” является признанным лидером в создании высококачественных сигарет, в наименьшей степени вредящих здоровью курильщиков. “Высокий уровень социальной ответственности бизнеса компании перед обществом позволяет ижорцам по праву чувствовать себя активной частью социально-экономического развития России”, – завершает картину г-н Стефашин.