19 мая компания “Филип Моррис” объявила о планах экспансии на азиатский рынок. Как сообщил телеканал “РБК”, именно для реализации этой цели табачный гигант купил крупнейшего в Индонезии производителя сигарет – компанию PT HM Sampoerna. “Таким образом, американцы надеются компенсировать снижение продаж на рынках развитых стран, где год от года производителям сигарет работать все сложнее”, – считает обозреватель “РБК” Денис Елаховский.
Президент Philip Morris Asia Limited Маттео Пеллегрини отмечает, что компания выходит на очень перспективный рынок, одновременно получая популярные у покупателей бренды и принимая на работу квалифицированных менеджеров. Президент PT HM Sampoerna Мартинг Кинг также очень доволен сделкой: “Лучше и быть не может. Берем “Филип Моррис”, которая уже 50 лет успешно работает во всем мире, добавляем к ней Sampoerna, ее производственные мощности и сильные бренды и в результате получаем по-настоящему сильную, перспективную компанию”.
Телеканал “РБК” подчеркивает, что в условиях стагнации на рынке развитых стран, которые с завидным упорством преследуют курильщиков и пропагандируют здоровый образ жизни, производителям сигарет просто жизненно необходимо искать новые рынки сбыта, а лучшего выхода из ситуации, чем экспансия в Азию, просто нет. Компания “Филип Моррис”, похоже, поняла это одной из первых.
Однако экспансия холдинга приводит к тому, что потребители новых рынков начинают утверждать, что им приходится курить совсем другие сигареты. Например, информационное агентство “Новый регион” сообщает о пресс-конференции в Челябинске, на которой был задан следующий вопрос: почему сигареты американского производства по вкусовым качествам отличаются от российских аналогов? Представитель “Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг” Константин Ногдасев заявил, что этот вопрос ему задают во всех регионах России, хотя “никакой разницы в качестве нет”. По словам Ногдасева, имеет место всего лишь “субъективность вкусового восприятия”, а вовсе не “различие компонентов табачной смеси”. “Судя по реакции, участники конференции ему не поверили”, – заключает корреспондент “Нового региона” Павел Антонов.
Между тем, позиции табачных лидеров изменились. Как сообщает “Русский табак”, в рейтинге “500 крупнейших компаний мира” на первом месте теперь холдинг Altria Group Inc., а British American Tobacco Plc. только на втором месте. Замыкает тройку лидеров Imperial Tobacco Group Plc. На четвертом месте Japan Tobacco Inc. Как отмечает “Русский табак”, по объему натурального производства JTI по-прежнему третья в мире компания, но по капитализации она уступает почти в два раза “Империалу” и более чем в три раза ВАТу.
В рейтинге “300 крупнейших европейских компаний” лидируют БАТ и “Империал Тобакко”. Значительно укрепились позиции “Альтадис”: эта компания поднялась вверх на 50 пунктов и занимает сегодня третье место. Затем в рейтинге следует Gallaher Group Plc. “Безусловно, в росте капитализации “Альтадис” сыграло не последнюю роль приобретение добротных активов в России, – заключает “Русский табак”. – В этом смысле “Галлахеру” похвастать нечем – третий год цифры производства (и продаж) держатся на одном уровне. Нет роста, хотя показатели прибыльности улучшаются, и есть заявки на интересные проекты (например, с “Шанхайской табачной компанией”), но “прорывные” победы (как покупка “Дуката” или выход в лидеры в Казахстане), кажется, отходят в прошлое. Инвесторы это чувствуют, и, судя по сухим цифрам рейтинга, привлекательнее для покупки сейчас выглядит “Альтадис”.
В PM считают, что лидерство компании на рынке обусловлено грамотной кадровой политикой. В компании, например, регулярно проводится оценка деятельности сотрудников. Как отмечает журнал “Секрет фирмы”, менеджменту Philip Morris удалось наладить механизм обратной связи с подчиненными с использованием формализованных систем. “Компания излагает свои ожидания в отношении каждого работника и предоставляет необходимые ресурсы, поддержку и мотивацию, чтобы сотрудник мог внести вклад в успех бизнеса, – сообщил директор отдела по работе с персоналом “Филип Моррис cэйлз энд маркетинг” Дэни Кройсберг. – Оценивая деятельность, мы, с одной стороны, смотрим на прошлое, оцениваем, каков результат выполнения тех или иных измеримых целей, согласованных с этим сотрудником, например, на год. С другой – изучаем, как он пришел к выполнению поставленных задач, соответствовало ли это нашим ценностям. Также мы оцениваем, какую должность сотрудник может занять в долгосрочной перспективе, и определяем необходимые шаги в области карьеры и развития”. Как отмечает “Секрет фирмы”, в компании считают, что взаимные обязательства – единственный способ как для персонала, так и для организации сохранить темп развития и добиться процветания.
Большое внимание в Philip Morris уделяется и оценке управляющих. Согласно программе, специально разработанной в РМ, отзывы об управляющих дают его непосредственный руководитель, семеро коллег и семеро непосредственных подчиненных. “Это веб-программа, предназначенная для оценки по системе “360 градусов”, – отмечает Дэни Кройсберг. – Все отзывы анонимны, и мы как компания с ними не знакомимся. Отчет идет напрямую внешнему консультанту, который делится с сотрудником результатами, обсуждает сильные и слабые стороны и помогает разработать план действий. Человек сам принимает решение, будет ли он знакомить с этим отчетом своего руководителя, коллег и подчиненных”.
Что касается российской компании “Донской Табак”, то для нее приоритетным проектом является перенос фабрики в загородную промзону. Как следует из пресс-релиза компании, общий объем инвестиций компании в строительство нового сигаретного производства и приобретение оборудования составил 365,3 млн. рублей. Объем продаж компании в I квартале 2005г. составил 3 млрд. сигарет. Основными марками являются “21 век”, который занимает 8,6 процента, “Донской табак”, занимающей более четверти доли рынка, “Наша марка” с долей в 21,7 процента, и “Прима дона” – 37,2 процента.
Кроме того, “Донской Табак” объявил о масштабных инвестициях в создание сети собственных представительств в северных регионах страны, чтобы вернуть себе былое могущество. Как пишет газета “Время новостей”, еще три года назад каждая десятая сигарета, проданная в России, была выпущена в Ростове-на-Дону, однако с тех пор транснациональные компании серьезно потеснили последнего в России крупного отечественного производителя сигарет. Теперь контролирующий собственник “Донского табака” Иван Саввиди заявляет о намерении за несколько лет удвоить объем продаж ростовских сигарет. Для этого компания не только откроет два десятка своих представительств в северных регионах страны, но и расширит ассортимент продукции за счет марок дорогих сигарет, в том числе западных. В частности, “Донской табак” уже договорился с британской Innovation Tobacco Company о производстве сигарет под брендом Continent.
Антиникотиновая кампания делает востребованными статьи, посвященные борьбе с вредной привычкой. Так, “Бизнес” сообщает о новой чудо-вакцине, изобретенной в Медицинском университетском центре в Лозанне. Как пишет газета, новый препарат нейтрализует воздействие никотина на организм курильщика прежде, чем его молекулы достигнут и определенным образом стимулируют некоторые участки головного мозга, отвечающие за возникновение зависимости. После проведения эксперимента тягу к курению смогли преодолеть 40 процентов добровольцев.
Однако телеканал “РБК” утверждает, что разработчики вакцины против курения недовольны результатами первых испытаний, а их абоненты сомневаются в эффективности данного препарата: “Во-первых, вакцина вызывает побочные действия, схожие с симптомами гриппа. А, во-вторых, некоторые медики указывают на то, что бросить курить с помощью вакцины может не более трети пациентов”.
По другому пути пошли в Краснодарском НИИ табака, махорки и табачных изделий. “Московская правда” в статье “Совсем медленная смерть” пишет об изобретении безвредных сигарет. Сотрудники института утверждают, что у новых сигарет нет пепла и дыма, а содержание никотина крайне мало. Сигарета состоит из таблетки, небольшого слоя табака, мундштука из фольги и фильтра. Предполагается, что новые сигареты будут пользоваться спросом у людей, следящих за своим здоровьем, но так и не решившихся расстаться с пагубной привычкой. Однако цена таких сигарет будет достаточно высока – в 2-3 раза больше, чем за традиционные.
Однако столичные табачные производители отнеслись к изобретению скептически. “Вообще-то безопасных сигарет не может быть по определению, – заявил директор отдела корпоративных отношений БАТ Владимир Аксенов. – Вдыхать продукты горения – это не самое здоровое занятие. Другое дело, что работа над созданием все менее и менее вредных сигарет ведется во всем мире. Предложений много – где-то отказываются от селитры в бумаге, где-то создают “сложносочиненные” мундштуки… Здесь вот, похоже, придумали какую-то бездымную оболочку. Но все равно, на мой взгляд, это чисто техническое заявление, которое пока не подтверждается медиками. И еще не факт, что такую сигарету захотят курить, ведь в конечном итоге потребитель все равно выбирает по принципу “вкусно – не вкусно”.
Говорят, что избавлению от вредных привычек также способствует сублимация, то есть замещение нежелательной деятельности чем-то другим. Курильщики, чтобы чем-то занять себя в период никотиновой ломки, могут, например, заняться фотографией, а потому принять участие в конкурсе “ПроЯви себя”, который организует торговая марка сигарет “Ява Золотая”. Правда, в конкурсе могут принять только тверские фотографы.
Как пишет журнал “Караван+Я”, еще в начале марта всем потребителям сигарет старше 18 лет было предложено принять участие в конкурсе, представив свои лучшие фотографии на конкурсную комиссию. Фотографии, прошедшие предварительный отбор, были выставлены в двух крупных торговых центрах Твери. Посетившие эти фотовыставки семь тысяч тверитян путем голосования отобрали лучшие работы. Автор статьи Борис Гуров, правда, не смог скрыть своего удивления в связи с тем, что на фотографиях, представленных “проявившимися” курильщиками, не было “братьев наших меньших”. “Наверное, они дома фотографов достали”, – заключает автор.