Новые налоговые претензии к дочке японского табачного гиганта

0:00
0

Интрига с возможным уходом В. Теревцова с должности гендиректора ассоциации “Табакпром”, о чем недавно сообщило агентство “Рустабак”, получила неожиданное продолжение. В журнале Tobacco Ревю г-н Теревцов потребовал извинений от медиа-группы “Русский табак” за распространение недостоверной информации. “Принимая во внимание тот факт, что указанная статья была опубликована накануне Общего годового собрания Ассоциации, Исполнительный аппарат “Табакпрома” склонен воспринимать подобную публикацию как провокационную и не соответствующую действительной работе Ассоциации, – заявляет автор письма. – Необоснованно негативная оценка деятельности ассоциации “Табакпром” ставит под сомнение работу Совета Ассоциации и Общего собрания “Табакпрома”, в состав которого входят предприятия, вырабатывающие около 80 процентов табачной продукции России. Прошу Вас опубликовать опровержение Вашего материала и принести публичные извинения в адрес ассоциации “Табакпром”.

Не менее драматична ситуация с предъявлением новых налоговых претензий к компании JTI. Как пишут “Ведомости”, налоговые претензии ко второму оператору табачного рынка – Japan Tobacco International – увеличены до $95 млн. На днях ФНС предъявила претензии к принадлежащей JTI фабрике “JTI Петро” на сумму $15 млн., которые компания якобы недоплатила в 2001 г. Газета напоминает, после того, как Московская налоговая служба выдвинула к ЗАО “Дж. Т. И. по маркетингу и продажам” налоговые претензии в размере 2,4 млрд. руб., на деятельность компании обратила внимание ФНС, по мнению которой, компания сэкономила $15 млн. на выплатах НДС, используя схемы трансфертного ценообразования.

Гендиректор ЗАО “Дж. Т. И. по маркетингу и продажам” Рик Кофилд свою позицию изложил в интервью корреспонденту “Коммерсанта” Дмитрию Доброву, которое было опубликовано под заголовком “Спрашивается, где логика?” Как утверждает Рик Кофилд, требования, которые управление ФНС по Санкт-Петербургу предъявляет к ООО “Петро”, “не могут не вызывать чувства неуверенности и неопределенности”: “В такой ситуации совсем не просто управлять бизнесом, да и в определенной мере ставится под сомнение сама возможность дальнейшего развития нашей компании, осуществления дополнительных инвестиций. В ситуации много неясного. Например, разве не вызывает вопросов то, что наша фабрика “Петро” практически одновременно с требованием доплатить $15 млн. включена управлением ФНС по Санкт-Петербургу в список предприятий для получения диплома “Лучший налогоплательщик”? Спрашивается, где логика? Можно только пытаться угадать, что нам ожидать от результатов повторных проверок деятельности компании в 2002 году”. Г-н Кофилд также дал понять, что сложившаяся ситуация вызывает озабоченность у соответствующих правительственных структур Японии, которые внимательно следят за ее развитием.

Директор по корпоративным вопросам JTI Вадим Боцан-Харченко, комментируя ситуацию на страницах газеты “Бизнес”, признался, что у него сложилось ощущение, что кто-то целенаправленно пытается испортить бизнес JTI в России. Президент ассоциации “Грандтабак” Сергей Шелехов, в свою очередь, отмечает, что если не поменять систему пересчета, налоговые претензии по той же схеме можно будет предъявить всем транснациональным компаниям, так как “их методы работы очень схожи”. Сергей Шелехов не сомневается, что атаки на табачные компании могут серьезно ухудшить инвестиционный климат в России и одновременно сказаться на потребителе.

“Профиль”, анализируя конфликтую ситуацию, счел нужным перепечатать статью корреспондента BusinessWeek Джейсона Буша “Налоговики у дверей и опять, и снова”. “Вопреки светлым надеждам многих инвесторов, налоговое расследование в отношении ЮКОСа оказалось не одноразовой акцией, – пишет автор. – В последние месяцы налоговые органы РФ предъявляют налоговые претензии на миллионы долларов одной компании за другой”. Подчеркивается, что в последнее время появляется информация о все новых проверках, от которых не ограждены даже прямые “дочки” иностранных компаний, как, например JTI.

Джейсон Буш считает, что дело ЮКОСа стало для налоговиков своего рода отмашкой, что теперь они могут интерпретировать налоговое законодательство как им угодно. В частности, появились новые юридические идеи, что налогоплательщик может быть наказан за “недобросовестность”. Глава налоговой практики Ernst & Young International в Москве Петр Медведев заявил BusinessWeek, что такая расплывчатость формулировки открывает перед налоговиками огромные возможности для произвольного принятия решений.

Несмотря на это позиции иностранных компаний на российском рынке стабильны. Возможно, даже слишком стабильны. Во всяком случае, эту версию выдвинул “Табачный магазин”, который пришел к парадоксальному выводу, что производителям сигарет надоело заниматься мерчандайзингом. “Надоела конкуренция” – так называется обзор, в котором анализируется проблема успокоенности лидеров рынка в отношении продвижения продукции. Автор публикации отмечает, что в последнее время складывается ощущение, что компании перестали аккуратно и тщательно размещать свою продукцию на витринах, да и просто следить за наличием ассортимента: “Такое ощущение, что после многих лет заботливой поддержки и налаживания отношений с розничными торговцами крупные международные компании в одночасье вдруг плюнули на это дело, и теперь им все равно, какие пачки и сколько “фейсингов” на витрине, какое присутствие брендов, есть ли в точке товарный запас”.

По мнению обозревателя, JTI со своей заботой о выкладке товара является сегодня скорее исключением, так как “БАТ Россия”, “Филип Моррис” и “Лиггетт – Дуката” забросили работу с розницей. “Табачный магазин” не советует компаниям ограничиваться контактами исключительно с крупными супермаркетами, так как в России по-прежнему львиная доля сигарет продается в киосках и магазинах “у дома”. “Или многочисленные обещания подарков и наград торговцам за лояльность по итогам года оказались пустой болтовней?” – вопрошает автор.

Как бы то ни было, но в рейтинге товаров февраля по-прежнему доминируют марки компаний “БАТ Россия” и “Филип Моррис”. Как следует из публикации в журнале “Новости торговли”, категория “люкс” вообще представлена только сигаретами этих компаний – Marlboro, Parliament, Kent, Virginia и Vogue. В номинации “Сигераты стандарт” также ведут БАТ и ФМ с марками L&M, Bond Street, Ява Золотая и Chesterfield. Единственным чужаком, затесавшимся в топ-пятерку стала компания JTI с сигаретами Winston.

Так как компании-лидеры уже поделили российский табачный рынок, они сегодня сосредотачиваются на выработке наиболее удобных правил игры. “Коммерсантъ” в статье Дмитрия Доброва “Война в письмах” пишет об эпистолярной перестрелке, при помощи которой крупнейшие табачные компании отстаивают наиболее выгодную систему налогообложения. Как стало известно “Коммерсанту”, ассоциация “Табакпром” направила в адрес президента Владимира Путина и премьер-министра Михаила Фрадкова письмо с просьбой сохранить действующую систему смешанного акциза на табачные изделия. Авторы письма заявляют, что, несмотря на спад производства табачных изделий в России, платежи акцизного налога в бюджет государства неуклонно увеличиваются.

Нужно отметить, что в письмо не было включено “особое мнение” по данному вопросу Philip Morris и Japan Tobacco International, что вызвало весьма резкую реакцию со стороны обеих компаний, которые выпускают до 30 процентов от суммарного объема производства табачных изделий. Как заявил представитель JTI Вадим Боцан-Харченко, “мы оставляем за собой право самостоятельно обратиться в правительство для изложения нашей позиции”.

Несмотря на то, что обе компании напрямую в правительство пока не обращались, они нашли способ выразить свою точку зрения на акцизный вопрос. В середине марта Совет по вопросам развития табачной промышленности, который был учрежден Philip Morris и JTI в прошлом году, отправил в правительство письмо с предложением вернуться к специфической системе акцизов на табак. Как сказано в письме, специфическая ставка легче администрируется.

Дмитрий Добров подчеркивает, что ясность в ситуации может появиться после 31 марта, когда пройдет заседание правительства, специально посвященное акцизной тематике.

В то время как транснациональные гиганты ведут акцизные войны, отечественным компаниям остается сожалеть об их стремительном вытеснении с рынка. Обозреватель журнала Tobacco Ревю Андрей Марков в статье “Ледниковой период” пишет следующее: “Отечественному производителю, лишенному каких-либо преференций или дотаций со стороны государства, жестко и “безблагодарно” снимающего приличный куш в виде налоговых отчислений, остается бороться с захлестнувшей рыночной стихией один на один. А денег на развитие нет, знания как всегда опоздали и, как следствие, – потеря времени и своего места на рынке. Российские фабрики, лишенные интереса к ним со стороны государства, ориентированные лишь на локальные рынки сбыта, не имеющие своих собственных сильных брэндов и денег на их продвижение, не способные развивать экспортные возможности и не кооперирующиеся с другими участниками табачного бизнеса, окончательно обречены на вымирание и уходят с рынка. Просто получается замкнутый круг какой-то: нет денег, потому что им не откуда взяться. И пока не будет обдуманной и взвешенной государственной политики, четкой позиции государства в отношении табачной отрасли, то ничего конструктивного ждать не приходится”.

Андрей Марков считает, что России есть чему поучиться у Китая, где местная табачная отрасль при одновременном сохранении госрегулирования и рыночных экономических механизмов не просто функционирует, а процветает и развивается назло мультинациональным “интервентам”.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ