Для курящего населения новый год начался скверно. Итальянцам под угрозой внушительных штрафов запретили курить во всех общественных местах, включая кафе и питейные заведения. Понятно, Италия бурлит. На очереди Куба, где, как замечает агентство РИА Новости, курят каждые четверо из десяти, а дымящаяся сигара во рту считается неотъемлемой национальной характеристикой кубинца и одной из составляющих повседневного быта.
Запретительная тенденция продолжает набирать обороты в мире, но есть и первые результаты: пока британские, бельгийские и португальские законодатели обсуждают принятие аналогичных мер для своих стран, норвежские борцы с табаком уже отпраздновали первую пиррову победу. “Запрет на курение в общественных местах, введенный в июне прошлого года, отнюдь не привел к снижению числа курильщиков, утверждает украинский сайт “Эксперт-центр” со ссылкой на данные, собранные организацией Statistics Norway. Согласно этому источнику, в 2004 году общее число курильщиков в Норвегии снизилось всего на 0,3 процента, тогда как доля курящих молодых людей в возрасте от 16 до 24 лет возросла с 22,8 до 23,7 процента.
В России, хоть закон, ограничивающий курение в общественных местах, так и не заработал, у табачников проблем хватает. На днях возбуждено уголовное дело в отношении одного из крупнейших продавцов табачных изделий в России – ЗАО “Дж.Т.И. по маркетингу и продажам”, принадлежащего компании Japan Tobacco International (марки Camel, Salem, Winston). Причиной для столь радикального шага правоохранительных органов послужили результаты проверки уплаты компанией налогов в 2000 году. По информации “Коммерсанта”, налоговые органы требуют от JTI доплатить более $70 млн.
Излагая суть дела, корреспондент Дмитрий Добров пишет, что налоговые органы заинтересовали взаимоотношения между фабрикой “Петро” и ЗАО “Дж. Т. И. по маркетингу и продажам” – компанией, через которую выпущенные сигареты попадают к дистрибуторам. Якобы при расчетах с фабрикой ЗАО использовало различные схемы занижения размеров НДС за счет трансфертного ценообразования.
Официально в JTI эту информацию не комментируют. А неофициально источник Ъ в компании отметил, что для внедрения вызывающей теперь подозрения у контролирующих органов схемы оптимизации налогообложения в Москву приезжала специальная делегация консультантов из женевской штаб-квартиры и “ошибки быть не могло”. К тому же данная схема действует до сих пор. То есть JTI может получить аналогичные претензии в случае проведения проверок за 2001-2004 годы.
“Коммерсант” отмечает беспрецедентную жесткость реакции контролирующих органов, приводя высказывание главы ассоциации производителей табачных изделий “Табакпром” Василия Теревцова: “Я не припомню, чтобы в отрасли было что-то подобное как по размеру выставленных сумм, так и по принятым мерам”. С ним согласен глава ассоциации дистрибуторов “Грандтабак” Сергей Шелехов: “Уж слишком категорично и не во всех случаях обоснованно выдвигаются претензии”.
Следует заметить, что JTI, третья по размерам табачная компания в мире, занимающая четвертое место в списке лидеров табачного рынка в России. Оборот компании в 2004 году составил около 800 млн. евро.
Аналогичные с JTI проблемы сейчас испытывает другой крупный производитель табачных изделий – Gallaher. В конце прошлого года налоговые органы провели выемку документов на принадлежащей компании фабрике “Лиггетт-Дукат”. По информации Ъ, их интересовала не сама фабрика, а одна из ее дочерних структур – “Максима-Трейдинг”, занимавшаяся сбытом сигарет и сейчас не работающая.
На фоне событий, чреватых не очень приятными последствиями для отдельных участников табачного рынка, а может быть и для отрасли в целом, утешительно выглядит информация “Ежедневной деловой газеты” о предполагаемой отмене лицензирования производства табачных изделий. Соответствующие поправки к закону скорей всего будут приняты депутатами Госдумы во время рассмотрения ключевых законопроектов экономического блока, намеченного на весеннюю сессию.
На российском табачном рынке объявился новый игрок, сообщают “Ведомости”, причем не просто абы с чем, а с экологически чистыми сигаретами Velvet. ЗАО “Natural Tobacco” основано в 2004 году американской табачной компанией Natural Tobacco LLC, говорится в материале Екатерины Долгошеевой, а учредителями является американская инвестиционная компания Metz Limited и несколько частных инвесторов. Основная торговая марка – Velvet.
Главное отличие этих сигарет от уже существующих, пояснил корреспонденту газеты гендиректор Natural Tobacco Александр Пантеровский, – отсутствие каких-либо субпродуктов и химических добавок. “Обычно помимо табака производители сигарет используют взорванную табачную жилку, глицерин, пропиленгликоль, производные аммиака, а также различные вкусовые добавки, что может усугублять вредные последствия курения”, – уверяет г-н Пантеровский.
Однако подобные рассуждения пришлись совсем не по вкусу другим участникам табачного рынка. “Мы отрицаем утверждения о том, что некоторые из используемых нами ингредиентов усиливают неблагоприятное воздействие курения на здоровье”, – говорит директор департамента по корпоративным вопросам компании Philip Morris Алик Туйгунов. Коллегу поддержал и директор по связям с общественностью BAT Владимир Аксенов: “Легкие соуса и ароматические добавки влияют на оттенки вкуса и аромата сигареты, но ни в коем случае не делают их более опасными. Кроме того, различные добавки позволяют снизить содержание никотина и смол”.
“Это чисто маркетинговый ход. Все сигареты одинаково вредны”, – считает президент ассоциации табачных дистрибьюторов “Грандтабак” Сергей Шелехов. С ним согласен топ-менеджер маркетинговой компании, не пожелавший называть своего имени в печати: “При удачном позиционировании и правильно расставленных акцентах на “натуральности” табачного сырья Natural Tobacco, скорее всего, удастся занять свою нишу, ведь все больше людей стараются вести более здоровый образ жизни, но не все из них пока готовы бросить курить”.
Канская табачная фабрика (КТФ), 51 процент акций которой находится в краевой собственности, на грани закрытия, сообщает ИА Regnum.Ru. По оценке начальника управления промышленности, энергетики, транспорта и коммуникации администрации Красноярского края Дениса Пашкова, КТФ не протянет больше двух лет, если в нее не вложить серьезные деньги. Оборудование предприятия физически и морально устарело. Объем производства и реализации продукции падает. В 2002 году КТФ произвела 4 млрд. сигарет, в 2004 году 2,82 млрд. штук, столько же планируется выпустить и в 2005 году. Однако доля дешевых сигарет постоянно сокращается. На российском рынке сигареты с фильтром занимают 80 процентов, без фильтра – 17 процентов. И хотя КТФ сегодня является единственным в России независимым производителем курительных изделий дешевого сегмента рынка, это не делает ее положение более устойчивым.
Администрация края предлагает приватизировать краевой пакет акций уже в этом году. На сегодняшний день существует два потенциальных покупателя – московская компания “Лигетт-Дукат” и французская группа Altadis. Однако депутаты решили отложить обсуждение этого вопроса на сессии парламента. Они предложили создать рабочую группу и провести выездное совещание в Канске с участием руководства фабрики и города.
Судя по всему, не случаен интерес именно Altadis SA (марки Gauloises, Fortuna) к КТФ. Придя на российский рынок позже других, группа Altadis стремится обрести надежный базис. Недавно было наконец-то объявлено о завершении сделки по покупке ярославской табачной фабрики “Балканская звезда” за 147 млн. евро. Заслуживает внимания тот факт, что руководители Altadis заявили о желании, чтобы ведущие топ-менеджеры ЗАО “Балканская звезда” остались на своих постах.
По информации “Russian food&drinks”, ЗАО “Балканская звезда”, один из крупнейших российских производителей табачной продукции. Доля российского рынка, контролируемая предприятием, составляет 7,1 процентов.
“Бизнес” отмечает заметное повышение спроса на сигареты “суперпремиального” сегмента. Участники рынка называют новую нишу перспективной. “Потребителя сегодня интересуют дорогие сигареты, чем-то отличающиеся от основной массы табачных брэндов – сегмент slim вырос за последний год с 3 млрд. штук до 9 млрд. Точно так же привлекают курильщиков эксклюзивные суперпремиальные сигареты”, – считает редактор отраслевого информагентства “Русский табак” Максим Королев. “Потребители постепенно передвигаются вверх по линейке табачной продукции, покупая все более дорогие сигареты”, – соглашается менеджер по связям с общественностью “Лигетт-Дукат” Елена Мамонтова. Ко всему прочему, оказывается, “суперпремиум” выгоден табачным производителям. “Доля налога с эксклюзивных сигарет составляет лишь 10 процентов от стоимости, поэтому даже небольшие объемы производства приносят хорошую прибыль”, – говорит еще один собеседник “Бизнеса”.
Естественно, в подобной ситуации следует ожидать соответствующей активности производителей. И вот вслед за Gallaher (Sobranie Cocktail) и JTI (Lucia) в сегмент “суперпремиум” выходит British American Tobacco с сигаретами Dunhill, который в рознице будет стоить 50-60 руб.
Dunhill входит в четверку мировых стратегических брэндов British American Tobacco. Под этой торговой маркой ВАТ Russia выпускает также сигары. Компания перепозиционирует Dunhill, сменив форму и дизайн пачки. Брэнд ориентирован на элитную аудиторию и будет продвигаться в HoReCa (отели, рестораны, казино), глянцевых и специализированных журналах. За счет ассоциации с сигарами ВАТ Russia рассчитывает сделать Dunhill лидером суперпремиального сегмента. По оценке гендиректора агентства “Рекламный картель” Бориса Еремина, продвижение Dunhill на рынок может обойтись ВАТ Russia в $10-15 млн.
По данным “Бизнес Аналитики”, с ноября 2003 по ноябрь 2004 года доля премиального сегмента в России выросла с 23,65 до 26 процентов, а суперпремиального – с 0,23 до 0,32 процента.