Итак, рамочная конвенция о контроле за табаком станет частью международного права 28 февраля 2005 года, о чем нам напоминает “Русский табак”. И если в связи с предстоящим событием все прогрессивное человечество готовится к очередному скачку цен, то в России, как ни странно, табачные изделия в относительном плане продолжают дешеветь.
Забавно, что пока Дума пугала курильщиков своими “жесткими” поправками к антитабачному закону, проект бюджета на будущий год предусмотрел для них весьма приятный сюрприз: в будущем году оптовые цены на сигареты снизятся на 20 процентов.
По прогнозу Минфина, который был записан в бюджет будущего года, отпускная цена за тысячу сигарет составит 270 руб. против 340 руб. в году текущем. Соответственно, снизятся примерно на 1,8 млрд. руб. и расчетные доходы от табачных акцизов. А составлен был этот прогноз на основе фактических данных за 2003 год и проиндексирован в меру роста инфляции, ожидаемой в 2004 г. (10,5-11 процентов) и прогнозируемой в 2005 г. (8,5 процентов). Вот только почему после индексации искомая величина оказалась меньше, а не больше, чиновники Минфина объяснить затрудняются.
Правда, по информации “RBC Daily”, странная динамика цен на сигареты все-таки насторожила некоторых законодателей. Ведь сборы акциза падают год от года, и, занижая план, Минфин лишь пытается избежать критики, считают депутаты. “А объективных предпосылок к такому снижению нет”, – убежден зампред бюджетного комитета Сергей Штогрин, напомнивший, что из-за инфляции цены должны были, скорее всего, вырасти.
В общем, на днях ряд депутатов Госдумы выступил против пункта бюджета на 2005 год, который касается сбора акцизов с производителей сигарет. В обращении депутатов к коллегам говорится, что заложенные цены на оптовые партии сигарет занижены на 20 процентов, в результате чего бюджет недополучит около 2 млрд. рублей. Сейчас, когда состоялось третье чтение бюджета, изменить его уже невозможно, но Счетная палата занимается проверкой расчетов Минфина, в результате которых цена на сигареты оказалась заниженной.
Сами депутаты причину занижения видят в несовершенстве системы акцизов, в которые заложена процентная составляющая, вынуждающая производителей занижать отпускные цены. Что же касается производителей табака, то между ними нет единства по этому вопросу – часть из них солидарна с депутатами и считает, что нужно менять систему акцизов, другие заявляют, что в прошлые годы стоимость оптовых партий сигарет, заложенная в бюджет, была необоснованно завышена, поэтому ежегодно государство и недосчитывалось значительных сумм. Например, директор по корпоративным отношениям BAT Владимир Аксенов считает, что прогнозы средних цен, заложенные в бюджетных заданиях по сбору табачных акцизов на 2003-2004 г., составлялись без учета реального положения дел в отрасли. Он утверждает, что в предыдущие годы бюджетный прогноз средней цены на сигареты “сильно завышался”, а в бюджете-2005 “впервые соответствует действительности”. “Если бы реальная отпускная цена была такой, как записано в бюджете-2004, пачка таких сигарет, как “Альянс”, стоила бы не 7 руб., а 13-15 руб.”, – заявил г-н Аксенов.
Тем временем сама компания “БАТ-Россия” планомерно расширяет географию продаж. В третьем квартале текущего года количество городов, где работает система прямой доставки сигарет в розницу, увеличилось на 30 процентов и достигло 130. Как пишет журнал “Компания”, еще в начале осени компания BAT объявила, что теперь сама будет поставлять в торговые точки более 40 процентов продукции.
Ее примеру следуют другие производители. Если все они будут продолжать в том же духе, то, по оценкам специалистов, уже через год не менее 50 процентов сигарет, выпускаемых в России международными компаниями, будет поступать в розницу по схеме прямых поставок. Конечно, переход на эту систему позволит производителям сократить издержки (в частности, за счет маржи дистрибутора), но в то же время потребует огромных инвестиций.
Если все основные транснациональные компании давно присутствуют на российском табачном рынке, то франко-испанская табачная группа Altadis обзавелась российским производством намного позже своих конкурентов, отмечают “Ведомости”. Французы купили ярославскую фабрику “Балканская звезда” этим летом, объясняя свой интерес тем, что табачная отрасль в России активно развивается, а не стагнирует, как многие другие рынки, да и российские акцизы на табачную продукцию являются весьма щадящими. Кроме того, на решении Altadis сказалась и общая динамика роста основных макроэкономических показателей в нашей стране.
Так что еще в августе представители Altadis подписали с “Балканской звездой” соглашение о продаже 80,75 процентов акций российской фабрики. Сумма сделки была озвучена уже тогда – 147 млн. евро. И вот в ноябре Altadis объявил о завершении сделки по покупке табачной фабрики “Балканская звезда” именно за эту заявленную ранее сумму.
При этом сопрезидент Altadis Жан Комолли считает, что группа вовсе не переплатила, потратив на входной билет в Россию 147 млн. евро: доля ярославской фабрики на отечественном рынке, по его убеждению, будет только расти. “Мы руководствовались следующими принципами: Россия – четвертый в мире сигаретный рынок с общим объемом потребления 300 млрд. штук сигарет в год, здесь довольно благоприятная макроэкономическая среда. Кроме того, все большее количество российских потребителей переходят на сигареты среднего и высокоценового сегментов, что не может не привлекать любую табачную компанию. Практически все мировые табачные гиганты уже много лет присутствуют на российском табачном рынке, сделав его предельно конкурентным. Поэтому мы решили не создавать свое собственное производство с нуля, а приобрести готовый успешный бизнес.
Что касается “Балканской звезды”, сомнений у нас не было: основной брэнд компании, “Балканская звезда”, занимает второе место в сегменте сигарет с фильтром (после L&M). Фабрика является пятым игроком на российском табачном рынке после таких гигантов, как PM, BAT, JTI и Gallaher, и занимает 7 процентов его оборота. Так что сейчас очень благоприятное время для выхода на российский рынок. Он полностью сформирован. У каждого игрока устойчивые позиции и понятные стратегии. Мы знаем, с кем нам придется конкурировать”. А еще г-н Комолли обещал порадовать российских курильщиков и создать для них “что-нибудь новенькое”.
Российские табачные эксперты солидарны с французским топ-менеджером в своих позитивных оценках. “Секрет фирмы” приводит мнение директора ИАС ассоциации “Грандтабак” Виктора Стефашина, что Балканская звезда” – исключительно выгодное приобретение для Altadis. Ведь, можно сказать, одним махом компания получает хорошую долю российского рынка, выгодно расположенную площадку, которая фактически не нуждается в модернизации, и очень неплохую дистрибуцию. В выигрыше, по мнению эксперта, оказалось и российское предприятие: внятных перспектив инвестировать в развитие бизнеса суммы, сравнимые с вложениями транснациональных гигантов, у “Балканской звезды” не было.
С приходом Altadis иностранный капитал, по оценкам специалистов, может увеличить свою долю на российском “табачном пространстве” с 70 до 80 процентов. Радует только, что остается еще в России “Донской табак” – последний и единственный табачный производитель со стопроцентным российским капиталом.