КУРЯЩАЯ РОССИЯ ПОД ТОТАЛЬНЫМ ГОСКОНТРОЛЕМ

0:00
0

Как утверждает журнал “Профиль”, в среднем за год на одного россиянина приходится 2,7 тыс. выкуренных сигарет, В то же время “Ъ-Власть” приводит более подробную и впечатляющую табачную статистику. Всего в 2003 году в России было произведено 382,7 млрд сигарет (в среднем на каждого гражданина пришлось по 2641 штуке). Конечно, табачные компании производят с запасом – в том же году 93,8 млн российских курильщиков (64,7% населения) потребили 300 млрд сигарет, то есть 78% произведенной продукции. Импортировано в Россию было еще около 12 млрд сигарет. Каковы общие расходы наших соотечественников на табачные изделия? Они составляют около $6 млрд в год. Ежегодно каждый российский курильщик потребляет в среднем 3198 сигарет, то есть по 9 сигарет в день. В пересчете на душу населения россияне выкуривают 2069 сигарет в год, что в два раза превышает среднемировой уровень. При этом в одной сигарете содержится порядка 10 мг никотина, через дым организм человека усваивает около 1 мг вещества. Таким образом, среднестатистический российский курильщик ежегодно потребляет 3 г никотина, что эквивалентно 20 каплям, каждая из которых способна убить лошадь. Для летального исхода человеку достаточно единовременно принять 50 мг никотина. Так что ежегодно российские курильщики потребляют в среднем по 60 смертельных никотиновых доз. Такая вот жутковатая картина на сегодняшний день, а что же нас ожидает в будущем? По оценкам экспертов, с каждым годом количество выкуренных сигарет увеличивается на 5 млрд штук. Следовательно, россияне будут выкуривать нынешнее количество производимых и импортируемых сигарет уже через 19 лет. Так выглядит курящая Россия в цифрах.

Ну и что остается делать российским депутатам в такой удручающей ситуации? Конечно же, всеми силами пытаться отучать население от дурных привычек. “Русский курьер” пишет, что депутаты Госдумы намерены ограничить рекламу сигарет в течение двух лет, а также, наконец, запретить на улице раздачу сигарет в рекламных целях. Правда, в Комитете по экономической политике Госдумы, где готовится проект поправок, еще не решили, к какому именно году будет ограничена реклама табака. Пока речь идет о 2007 годе, но, может быть, это произойдет и позже. Надо отметить, что производители сигарет не очень расстроились по поводу думских решений. Ведь любители покурить, несмотря на моду, в радости себе не откажут. Единственная пострадавшая сторона – это рекламщики. Так, в 2003 году объем рынка рекламы табачных изделий в России, по экспертным оценкам, превысил 100 млн долларов. Из этих денег львиная доля пошла на наружную рекламу. Теперь PR-деятелеям придется подтянуть пояса.

Слухи о том, что Дума намерена запретить рекламу сигарет, подтверждает “RBC daily”. Недавно члены комитета по экономической политике Госдумы заслушали отчет о ходе работы над “татарстанским” законопроектом, призванным ограничить рекламу табака. Сам документ, предусматривающий поэтапное ограничение рекламы табака в течение 4 лет, был представлен в Думу Госсоветом Татарии еще в 2001 г., а в 2002 г. депутаты даже проголосовали за него в первом чтении, однако после этого законопроект был благополучно положен “на полку”. Где и пролежал без движения в течение двух лет. И вот, наконец, в июле было решено подготовить его ко второму чтению, которое может состояться еще до конца года. По предварительной информации, поправки, предлагаемые зампредом комитета по экономической политике Владимиром Мединским, в случае их принятия, заметно ужесточат законопроект. И, при неблагоприятном для табачников развитии событий, реклама сигарет в России будет полностью запрещена уже в 2007 г. А что думают по этому поводу табачники? Что давать оценку новым законодательным инициативам думцев пока преждевременно. Рабочая группа по выработке поправок к закону “О рекламе” ( в том числе касающихся и табачной рекламы) начала работать в июле. В настоящее время идет обычный законотворческий процесс, и ничего еще не решено. Конкретные предложения по поправкам, касающимся рекламы табака, будут выработаны в конце октября, именно тогда их и можно будет как-то оценивать”, – сказал Владимир Аксенов, директор по корпоративным отношениям BAT Россия. Интересно, что участники алкогольного рынка, знакомые с ситуацией, в целом приветствуют “антитабачную” инициативу депутатов. А то ведь пока в России существуют двойные стандарты. И если главным аргументом для запрета рекламы крепкого алкоголя является его вред для здоровья, то в отношении табака, который сегодня рекламируется достаточно широко, такого аргумента до сих пор не выдвигалось, хотя табачный дым, безусловно, еще вреднее и для курильщика, и для окружающих. То, что предлагается комитетом по экономической политике против рекламы табака, вполне логично с точки зрения производителей алкоголя. Не очень понятно только предложение довести площадь сообщения о вреде сигарет с 5% до 10% от площади рекламного сообщения, ведь это абсолютно не принципиально…

А вот “Медицинскую газету” волнует вопрос: изменят ли форму и содержание предупреждения Минздрава о вреде курения, размещенные на пачках сигарет, в связи с недавним переименованием указанного ведомства? Если министерство оставит за собой воспитательную функцию и впредь, надпись должна будет выглядеть так: “Минздравсоцразвития предупреждает…” А поскольку она занимает на пачке весьма скромное место, придется, вероятно, ограничиться аббревиатурой МЗиСР. Некрасиво как-то. Сомнительно, что заядлые курильщики будут внимать предупреждению советчика, столь неблагозвучно называющегося и трудно поддающегося расшифровке. Может быть, стоит воспользоваться ситуацией с преобразованием министерства и отказаться ставить свой “бренд” на продукции. А если уж необходима “наглядная агитация”, то, как это делается в некоторых странах, всерьез ведущих борьбу с курением, поместить на пачке что-нибудь устрашающее – изображение акулы с огромными зубами или ядовитой змеи…

“Пачка никотина убивает …кошелек!” Как предполагает “МК”, возможно, такой вариант станет в скором времени самым актуальным. Потому как цены на сигареты в России с 2006 года могут вырасти сразу на 40%. Ведь нынче не только Госдума, но и Министерство финансов решило бороться с курением. Вернее, с курильщиками. С 2006 года семьи российских курильщиков рискуют ограничить рацион. Из-за того, что наши налоговики недобрали табачных акцизов, курирующий их Минфин решил полностью изменить правила игры. И взимать налог не с отпускной цены сигарет, а с розничной. С точки зрения наполнения казны, эксперимент этот более чем сомнительный. Зато рост цен гарантирован. Чиновники снова и снова наступают на любимые грабли. Пару лет назад они были недовольны собираемостью акцизов на бензин и попытались переложить налоговую нагрузку с производителей бензина на розничных торговцев. А акцизы почему-то вообще перестали собираться. И пришлось все возвращать на круги своя. Похоже, то же самое будет и сейчас. Ведь что такое розничная цена? Даже в Москве в пределах одного микрорайона стоимость пачки может отличаться чуть ли не на 30%. Например, в эконом-супермаркете одна цена, а в киоске – совсем другая… В любом случае, если инициатива Минфина будет реализована, наиболее ощутимые потери понесут простые граждане, подверженные этой пагубной привычке. Сегодня среднестатистический курильщик выкуривает пачку в день и вырывает из семейного бюджета 900 рублей в месяц. С подачи чиновников цены с 2006 года могут вырасти сразу на 40%, да еще накрутки посредников… И тогда 1300 рублей в месяц – далеко не предел. Недаром же реакция самих минфиновских чиновников, узнавших об очередной инициативе своих коллег, была однозначной: выходит, придется бросать курить… Что ж, нет худа без добра.

Тем более и православная церковь считает курение грехом, правда, не смертным. Как поведала нам “Вечерняя Москва”, к какому-то конкретному разряду грехов его подвести трудно. Но церковь воспитывает в своих чадах отвращение к курению потому, что оно вызывается страстным состоянием зависимости, так же как наркотик. Да и причины, побуждающие человека курить, также относятся к страстям…

Ну а страсти, как и удовольствия, вообще лучше держать под контролем. Вот премьер-министр Михаил Фрадков утвердил недавно положение о Федеральной налоговой службе. И, как сообщают “Новые известия”, согласно этому новому положению контроль и надзор за производством и оборотом табачной (и алкогольной) продукции отныне войдет в сферу деятельности ФНС РФ. Вот, правда, эффективность достижения цели данного решения – увеличение доходов бюджета – эксперты пока что ставят под сомнение…

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ