Без иностранных инвестиций

0:00
0

Можно только поздравить новое руководство фабрики “Нево-табак”, сумевшее за год с небольшим обнаружить скрытые резервы и оптимизировать производственный процесс. Потому, несмотря на мрачные прогнозы собственного директора (см. предыдущий выпуск обзора), предприятие наращивает прибыльность. Сейчас его продукция занимает около 4-х процентов российского рынка. Но если вложить, как планируется, до конца года $3 млн. в развитие дистрибьюторской сети и продвижение продукции, то у “Нево-Табак” появится шанс увеличить свою долю рынка до 8-10 процентов.

Но это средний уровень… Из “крупняков” единственным независимым от иностранного капитала оператором на табачном рынке “Эксперт” считает компанию “Донтабак”. Собственно, ОАО “Донской табак” – головное предприятие многопрофильного холдинга, объединяющего более 40 дочерних и зависимых компаний различных направлений бизнеса. Уставный капитал ОАО “Донской табак” составляет 70 млн. 405 тысяч рублей, а владельцем контрольного пакета (75,71 процента) акций с недавних пор является Киряки Саввиди, которая, впрочем, никакой должности в компании не занимает.

В настоящее время “Донской Табак” выпускает около 30 наименований продукции. В том числе и такие хорошо известные марки, как “21 ВЕК”, “Донской Табак”, “Наша Марка”, “Navigator”. Причем, недавно, в связи со столетним компании, на рынок были выведены и новые бренды: “Наша Марка” (юбилейная серия) и “Asmoloff” – сигареты, носящие имя основателя фабрики.

Объем производства “Донского Табака” за восемь месяцев текущего года составил 11 945 млн. штук сигарет, а объем продаж – 4181 млн. руб. Доля ДТ на российском табачном рынке сегодня составляет 5 процентов. Однако в этом году компания планирует выпустить 25 млрд. сигарет, повысив тем самым свою рыночную долю до 8,5 процента, в частности, за счет расширения экспорта. ДТ – признанный лидер российского экспорта табачных изделий. По итогам ВЭД за первое полугодие 2004 года компания продала в страны ближнего зарубежья 489,507 млн. штук сигарет на сумму $4,4 млн.

Кстати, “Донской Табак” стал первой российской табачной компанией, сертифицированной на соответствие международному стандарту ISO 9001:2000.

Если “Донтабак” имеет право на радужные перспективы благодаря форсированию своей экспортной политики, то Канская табачная фабрика, наоборот, может рассчитывать только на внутреннего и очень непритязательного потребителя. Фабрика до сих пор находится в собственности государства и производит недорогую продукцию, которая уже практически не выпускается нигде в России. Сигареты Канской ТФ это “как глоток воды для нашего небогатого населения… что тоже является элементом социальной политики”, – умиляется на этот счет красноярская пресса. Впрочем, все это нисколько не влияет на решение местной исполнительной власти о продаже контрольного пакета акций фабрики.

Но как бы дальше не разворачивались события, у Канской ТФ есть один неоспоримый плюс: она – ОДНА в своем регионе и потому имеет неплохой шанс на развитие.

В отличие, например, от ситуации в Омске, описанной “Русским табаком” (ссылающимся на сибирскую прессу). Там местный рынок пытаются поделить целых две табачные фабрики с одинаковыми названиями.

Любители “Примы” постоянно видят в омских киосках два варианта практически одинаковых сигаретных пачек. Недавно управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по Омской области возбудило административное дело против ООО “Табачная фабрика “Омь”, руководство которой подозревается в присвоении чужой торговой марки. Поводом для возбуждения дела послужило обращение руководителя ООО “Табачная фабрика Омь”.

Как можно видеть, названия двух разных фабрик, выпускающих “Приму”, отличаются лишь кавычками перед словом Омь. У фабрик совпадают даже юридические адреса, только вот сигареты одна фабрика производит в Омске, а другая – в Прокопьевске. Такая вот табачная закавыка! Что непонятно в этой истории, так это позиция омских налоговых органов. Когда госрегистрацией предприятий ведал другой орган, подобные казусы не возникали.

В то время как омские табачники ломают копья в арбитражном суде, их казанские коллеги, совсем наоборот, кажется, готовы совершить вполне богоугодное деяние. Как пишет “Газета”, Казанская ТФ скоро освободит помещение Богородицкого монастыря, где изначально хранилась Казанская икона Божией Матери – древняя святыня, недавно возвращенная на историческую родину.

Вместе с тем казанские табачники прикупили для своего производства табачные плантации и завод по переработке табака в Таджикистане. Газета “Республика Татарстан” сообщает, что первая партия табачного сырья уже прибыла в Казань. А пойдет оно на освоение двух новых марок овальных сигарет, которые появятся в продаже уже через две недели. Таджикский табак также планируется добавлять и в уже выпускающиеся марки сигарет.

В то же время достигнута договоренность с Турцией, где также планируется закупать табак. По-прежнему сырье будет поступать и из Ирака. Как считают производители, табак из разных стран необходим для того, чтобы расширить ассортимент продукции.

Но если одна из российских фабрик благополучно приросла плантациями даже в не слишком благополучном Таджикистане, то почему никто не принял предложение поучаствовать в тендере по продаже фабрик “Булгартабака”?.

Как сообщили “Ведомости”, инвестиционный банк Morgan Stanley, консультант холдинга “Булгартабак”, еще в начале сентября опубликовал в российских СМИ приглашение к участию в тендере по продаже 12 компаний холдинга, которые занимаются переработкой табака. И хотя сумму, которую болгары намерены выручить за эти фабрики, в “Булгартабаке” не раскрывают, президент ассоциации “Грандтабак” Сергей Шелехов считает, что все они не могут стоить дороже $35 млн. Это с учетом того, что основной актив – 60000 тон табака, скопившихся за несколько лет на складах холдинга – стоит около $30 млн. Однако болгарское сырье, по его мнению, на российском рынке сейчас непопулярно – экономически выгоднее покупать индийский или китайский табаки.

Так что не исключено, что болгарскому правительству не удастся найти покупателей в России. “Эти компании никому не интересны”, – говорит и гендиректор компании “Союзконтракт-Табак” Григорий Исраэлян, еще несколько лет назад планировавший принять участие в покупке “Булгартабака” и весьма компетентный в тонкостях болгарско-российской табачной приватизации.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ