Российские табачники в поисках тихой заводи

0:00
0

Новые отставки и назначения в местном руководстве транснациональных компаний продолжают оставаться в центре внимания прессы. Например “Профиль” уточняет, г-н МакЛохлин назначен управляющим директором дочерних компаний Philip Morris не только в России, но и в Белоруссии и Молдавии. Наследство, доставшееся ему оценивается двояко. С одной стороны, Philip Morris – явный лидер рынка: по оценкам “Бизнес Аналитики”, компания контролирует 26,5 процента рынка сигарет России с отрывом около 10 процентов от ближайшего конкурента BAT. С другой стороны, PM уступила в стратегически важной дуэли по акцизному вопросу все той же компании ВАТ.

Где, кстати сказать, тоже происходят кадровые перестановки. По информации “Ведомостей”, Дэвид Сир, долгое время занимавший должность директора по маркетингу российского представительства BAT, стал директором по марке Lucky Strike в лондонском офисе компании. На его место из Африки перекинут Кингсли Уитон, который, начиная 1996 года, был менеджером по арабским и азиатским рынкам Rothmans Int., затем менеджером группы марок Rothmans в Западной Африке, а с 2001 г. – директором по маркетингу BAT Nigeria.

Все это время Дэвид Сир трудился в российском представительстве ВАТ. Именно при нем было принято решение о прямой доставке продукции и организованы собственные склады в 100 крупнейших городах России. Именно благодаря прямой доставке ВАТ занимает сегодня второе место на рынке.

Какова же общая ситуация на данный момент? По сведениям “Бизнес Аналитики”, во II квартале 2004 года 36,1 процента продаж на российском табачном рынке в денежном выражении приходилось на PM, за ней идут BAT(18,4 процента), JTI(17,7 процента) и Gallaher(12,1 процента). В общей же сложности международные компании контролируют более 80 процентов российского рынка сигарет.

От чего же зависит успех крупнейших табачных производителей? Сергей Шелехов, президент ассоциации “Гранд-табак”, считает, что дело здесь не столько в стабильности цен на продукцию, сколько в том, как полно она представлена в рознице. А обеспечить стопроцентное присутствие в рознице может только система прямой доставки, то есть развоз сигарет в торговые точки прямо со складов производителя силами табачной компании или ее эксклюзивного дистрибьютора.

Сейчас участники рынка единодушны в том, что отрасль переживает второй этап реорганизации системы сбыта. Причем, больше других в этом деле преуспела компания ВАТ, которая сегодня самостоятельно развозит в торговые точки более 40 процентов продукции. Впрочем, конкуренты, хотя и отстают, движутся в том же направлении.

Внедрением “прямых продаж” активно занимается Gallaher. Ее дистрибьютор “Мегаполис” продает способом прямой доставки около 30 процентов российской продукции Gallaher. Немного отстает компания Philip Morris. Дистрибьюторы утверждают, что сейчас российское подразделение PM самостоятельно доставляет в розничную торговлю всего около 10 процентов продукции. Но это пока. Ведь известно, что Philip Morris начала прямую доставку только в начале этого года. Так что новому руководителю российского офиса предстоит наверстывать упущенное.

По мнению г-на Шелехова, уже через год по каналам прямой доставки будет попадать в розницу половина сигарет, выпускаемых в России.

Короче говоря, международные табачные компании, контролирующие российский рынок сигарет, полны решимости изменить присущие ему правила игры, лишив работы посредников – сигаретных дистрибьюторов.

Что касается непосредственно сигаретных производителей более мелкого масштаба, то своей работы они постепенно, но неумолимо лишаются. Средние и не крупные табачные производители задаются сегодня мучительным вопросом: по какому пути идти дальше? В этом отношении достаточно симптоматично интервью гендиректора ЗАО “Нево табак”, данное им “Русскому табаку”.

Прошло больше года с момента, как г-н Минкин возглавил “Нево Табак”.

– Каково впечатление от руководства табачным предприятием?

– В общем-то, нормальное. Абсолютно работоспособное предприятие с точки зрения технологий и коллектива. Потому все спокойно, устойчиво, несмотря на массу сложностей и проблем. При этом в объемах продукции мы “упали” примерно до 80 процентов от уровня прошлого года. Упали и по объективным, и по субъективным причинам. Объективно падение обусловлено ситуацией, которая сложилась на рынке России – продолжающийся передел рынка в пользу ТНК. Субъективно падение связано с ошибками, которые были допущены два-три года назад, опять же, в системе продаж. Впрочем, за этот год-полтора нам удалось найти много резервов в экономии, в снижении себестоимости. Не в ущерб качеству продукции, а просто за счет более эффективного ведения повседневных дел.

– И какие же перспективы у фабрики на российском рынке?

– Если честно, мое мнение – фабрика умрет. Вопрос в том, что считать этой “смертью”. Ведь под “смертью” можно понимать занятие определенной небольшой ниши. Если мы в прошлом году продали 12 млрд. сигарет, то я думаю, что в будущем наша ниша будет составлять 7-8 млрд., из которых нас будет выбить тяжело, да транснационалам это и не нужно. Обычно монопольные компании дожимают до уровня 85-90 процентов, а попытка занять оставшиеся 10 процентов обойдется дороже потенциальных выгод. То есть я думаю, что мы в этих десяти процентах и останемся”.

– Какие из марок “Нево Табак” наиболее успешны?

– “Арктика” и “Прима” по-прежнему лидируют. Соотношение в производстве овальных и фильтровых сигарет радикально за год не изменилось. Принципиально новую марку при сегодняшнем разнообразии и конкуренции вывести на рынок просто невозможно. Соответственно, выпускать ее – авантюра.

По поводу продажи “Балканской звезды”:

– Посмотрим, что там будут выпускать. Есть надежда, что их понесет в сторону более дорогого сегмента, что для “Нево Табак” положительный момент. Когда происходит движение на рынке, это всегда интересно. Впрочем, когда-то был серьезный интерес к “Нево Табак” у компании Imperial Tobacco Int. Но, увы, сейчас нет ни одной заявки на покупку фабрики, которая была бы достаточно серьезной. Если же такие заявки будут, то хозяева фабрики, безусловно, будут их рассматривать. Если на рынке есть альтернатива иметь бизнес более успешный, безусловно, российский собственник не будет бороться за тот рынок, который ему не дает перспектив через десять-пятнадцать лет. Очевидно, он его продаст.

– А государственное регулирование?

– Вообще-то государство по отношению к табачным фабрикам действует абсолютно лояльно и нормально. При всем том, что идут большие битвы за акцизную политику, их, в общем-то, по мелочам не трогают. Все остальное – это проблемы либо собственников, либо их администрации. Как в производстве, так и в торговле, честно говоря, проблем принципиальных не существует.

И вообще, даже при прогнозе снижения продаж на 15-20 процентов по итогам года, чистая прибыль фабрики “Нево Табак” будет выше, чем в 2003 году. Вот к такому оптимистическому неожиданно пришел в конце концов ее генеральный директор.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ