Похоже, Philip Morris занялся импортом с Украины, пошутил недавно “Ъ”. Ведь завозится совсем не экзотический украинский табак, а нечто совсем другое – топ-менеджер для российского подразделения. Потому что Марк Дюрст покидает Москву. Он уже разослал письмо сотрудникам офиса, в котором сообщил об уходе со своего поста 30 сентября. Займет же его место “импортированный” г-н Лео Маклохлин, последнее время руководивший бизнесом Philip Morris на Украине.
“Русский табак” поведал нам его биографию. Родился в 1958 году в Ирландии. Окончил Дублинский университет. В РМ с конца 1999 года, где прошел карьерный путь от менеджера в Лозанне до управления всем бизнесом компании на Украине. До РМ занимал видный пост в Rothmans International (отвечал за бизнес RI в России и СНГ). До работы на Украине руководил бизнесом РМ в прибалтийских государствах.
Уход г-на Дюрста не является сенсацией, так как обусловлен завершением контракта. Впрочем, не исключено, что прекращение роста продаж в текущем году, проблемы с дистрибуцией в некоторых регионах, а также провал лоббистских усилий в акцизном вопросе повлияли на высшее руководство компании при рассмотрении вопроса о продлении контракта.
Так или иначе, но Марк Дюрст покидает пост с заслуженной гордостью победителя. А накопившиеся проблемы решать придется его преемнику. Но ничего, утверждает “Ъ”, для нового главы компании в России местный рынок хорошо знаком. И очевидно, что первоочередной задачей для него станет реализация начатой Дюрстом программы прямой доставки сигарет в розницу.
Сейчас в большинстве регионов России продукция компании реализуется тремя эксклюзивными дистрибуторами (“Аноксис”, “Меркурий”, “Теноре”) через так называемые клубы оптовиков, доставляющих товар в розничные точки. Однако год назад компания приступила к реорганизации сбыта, и теперь в ряде регионов доставкой сигарет в розницу занимаются сами дистрибуторы. В перспективе эта практика должна быть распространена по всей России.
Конкуренты PM кадровые изменения в компании официально пока не комментируют. В неофициальных же отзывах большинство экспертов считает г-на Маклохлина еще жестче и круче, чем сам г-н Дюрст. Так что рассчитывать на улучшение отношений между крупнейшими табачными компаниями, все последние годы активно конфликтовавшими из-за акцизного вопроса, не приходится.
“РТ” вспоминает, как Марку в свое время приходилось решать российские проблемы и, прежде всего, задачу восстановления позиций компании на рынке. Что, как мы знаем, было с успехом выполнено. Что же г-н Дюрст намерен делать теперь? Для пенсионера он еще слишком молод. Не исключено, что по примеру некоторых других экс-менеджеров РМ, он займется консалтинговым бизнесом.
У “Донского табака” тоже новый управляющий, отмечают “Ведомости”. Иван Саввиди перестраивает и переименовывает свой холдинг. Недавно акционеры ОАО “Донской табак” на внеочередном собрании передали полномочия единоличного исполнительного органа управляющей компании “Группа “Агроком”. А ранее аналогичное решение приняло собрание участников “Праймери Дон” – аффилированной структуры “Донского табака”.
Холдинг “Донской табак” сегодня объединяет более 40 предприятий, которые занимаются птицеводством, производством мяса и мясной продукции, минеральной воды, торговлей. Судя по всему, “Донтабак” скоро станет “Агрокомом”. В свою очередь “Группу “Агроком” возглавляет Григорий Попандопуло, которого Иван Саввиди не так давно пригласил в качестве топ-менеджера для управления активами всего своего холдинга.
Журнал “Компания” рассказывает о другом крупном российском табачном менеджере, который, как и прежний глава российского отделения PM, намерен заняться совершенно, не табачным делом. Речь о бывшем владельце компании “Балканская звезда” Владимире Галагаеве, решившим попытать счастья на поприще гостиничного и строительного бизнеса. Сейчас он выкупает у некогда принадлежащего ему предприятия непрофильные активы: “Балкан Строй Сервис” (будет управлять сетью престижных гостиниц), “Яртехнострой” (производство плит перекрытия), Ярославский завод силикатного кирпича и фирму “Эко”, производящую ячеистый бетон. Г-н Галагаев не раскрывает, сколько он намерен потратить на выкуп непрофильных активов табачной фабрики, но известно, что за ярославскую гостиницу Ring Palace Hotel он заплатит $14 млн. Это будет четырехзвездочный отель на 120 номеров стоимостью от $130 до $500 в сутки. Сообщается также, что гостиничный бизнес г-н Галагаев намерен расширять, для чего планируется построить подобные отели в нескольких городах Золотого кольца России (Сергиев Посад, Александров, Гусь-Хрустальный, Ростов Великий). Правда, представители гостинично-туристического рынка, похоже, сомневаются в успехе проекта бывшего табачника.
Еще один суперпрофессионал – директор по корпоративным связям компании “БАТ Россия” Владимир Аксенов пока остается верным табачному бизнесу. Во всяком случае, до тех пор, пока не будет выполнена поставленная задача – стать компанией №1 на российском рынке. При этом г-н Аксенов свято верит, что качество продукции с переносом ее производства в Россию не меняется. Как сообщают “Новости торговли”, компания ВАТ приняла решение о переносе из Великобритании в Россию производство сигарет Rothmans. Вскоре эти сигареты будет выпускаться на принадлежащей компании фабрике в Саратове. Тогда и поговорим о качестве.
Одновременно с переносом производства ВАТ собирается перепозиционировать бренд и снизить цену примерно в полтора раза, чтоб избежать конкуренции с другими марками ВАТ и прежде всего с брендом Kent. Кроме того, у ВАТ пока еще нет сильной марки в среднем ценовом сегменте, который является самым быстрорастущим на российском рынке. Наиболее популярными брендами в этом классе считаются L&M, Chesterfield (PM) и Winston (JTI). Именно Winston, полагают в ВАТ, станет основным конкурентом Rothmans.
Впрочем, Chesterfield тоже. Об одном из самых старых брэндов на табачном рынке рассказала журналу “Ъ-Деньги” управляющая группы торговых марок российского подразделения компании PM Евгения Чурбанова.
Марка Chesterfield была выведена на американский рынок в 1912 году и была самой продаваемой вплоть до 40-х годов. Несмотря на отсутствие фильтра, который появился только в 1965-м. В России сигареты поступили в продажу в начале 90-х годов. Осенью 1994 года началось их производство в Санкт-Петербурге. Сейчас все версии Chesterfield, продаваемые в России, выпускает фабрика “ФМ Ижора”.
Сигареты Chesterfield особенно популярны среди потребителей в возрасте 20-30 лет, большинство из которых жители крупных городов с доходом среднего уровня и выше. По данным независимого агентства маркетинговых исследований “Бизнес-Аналитика”, в июне 2004 года доля рынка марки Chesterfield составила 2,1 процента, превышая показатели за аналогичный период прошлого года на 0,4 процента. Что вызывает законную гордость табачных профессионалов из компании Philip Morris.