В Москве, в Центре международной торговли на Красной Пресне, 2 сентября состоялся Международный форум “ГРАНДТАБАК ЭКСПО 2004”, на котором более 30 компаний представляли все направления табачной индустрии – от выращивания табачных листьев до создания новых марок сигарет и упаковочного материала.
На конференция “Актуальные проблемы развития табачного бизнеса в России”, состоявшейся в рамках работы форума, все интересующиеся могли заслушать доклад директора ИАС “Грандтабак” Виктора Стефашина “Российский рынок табачного сырья: ретроспектива и прогноз”. В нем среди прочего говорилось, что сегодня иностранными инвесторами размещено в российские предприятия более двух миллиардов долларов, и прогнозы таковы, что эта тенденция будет развиваться дальше. Однако из 57 российских табачных фабрик действительно крупными можно считать не больше десяти, при этом большинство из них не имеют возможности обновить изношенное оборудование. Положение осложняется еще и тем, что, из-за высоких налогов на табачное сырье, как предсказывают эксперты, вскоре подорожают самые популярные марки сигарет класса “Пегас” и “Ява”.
Все-таки хорошо, что посетители, принимающие близко к сердцу проблемы отечественных производителей, могли отвлечься от грустных мыслей в сигарном салоне Форума и продегустировать сигары и сигариллы всемирно известных фирм мира.
Иное дело патриотически настроенная “Сельская жизнь”. В материале о Форуме газета горько сетует, что большинство экспонатов представлено зарубежными фирмами. К какому стенду ни подойди – это непременно дистрибьюторская компания, продвигающая на наш рынок продукцию того или иного западного или азиатского производителя. А ведь разве не у нас были изобретены первые в мире папиросы, которые высоко ценились как экспортный товар? Разве не Россия в 1914 году вырабатывали 56 процентов табачных изделий европейского рынка папирос? Разве не СССР занимал третье место в мире по производству табачных изделий? И вот сегодня большинство наших предприятий представляют на выставке чужую марку, ибо 95 процентов российского рынка курительных изделий приходится на предприятия с присутствием иностранного капитала.
Переходя к последним, в первую очередь стоит упомянуть Philip Morris. Как недавно стало известно “Компании” и “Ъ”, осенью этого крупнейшего оператора российского табачного рынка, ждут серьезные кадровые перемены. Глава российского отделения 53-летний Марк Дюрст оставляет свой пост.
Г-н Дюрст проработал в Philip Morris 35 лет, возглавляя офисы компании в Северной и Юго-Восточной Африке, Турции, Литве, Казахстане и Центральной Азии. При этом везде срок его пребывания на руководящих постах, согласно правилу, действующему в Philip Morris, не превышал трех лет. В Россию же этого опытного менеджера перевели в 1998 году – в самый ответственный момент. Именно под его руководством компания запустила фабрику в Ленинградской области и переоснастила предприятие в Краснодаре. В конце концов, г-н Дюрст настолько укоренился в российской почве, что несколько раз отклонял предложения руководства о переводе в другой регион. Его манера вести дела явно спровоцировала кадровые перестановок у конкурентов в августе прошлого года. JTI, ВАТ и Liggett-Ducat, словно сговорившись, уволили руководителей своих российских подразделений, так как доля этих компаний по сравнению с прогрессом Philip Morris почти не росла. Или падала. И вот теперь уходит сам Дюрст… На российском табачном рынке заканчивается эпоха “трех Марков”. Кто станет новым руководителем российского офиса, и какие изменения будут внесены в работу компании, пока неизвестно.
Зато есть информация об основном конкуренте Philip Morris на российском рынке. Если РМ меняет руководящие кадры, компания ВАТ меняет владельцев. Как сообщает “Ъ” со ссылкой на официальные документы табачной фабрики “БАТ-Ява”, теперь новым владельцем ее 93,12 процентов обыкновенных акций стала компания BAT Russia Ltd, которой ранее принадлежало 0,1 процентов акций предприятия. Прежним владельцем ОАО “БАТ-Ява” была компания BAT Ltd. Теперь ей принадлежит 0,1 процентов акций табачной фабрики. Что же за этим кроется? Координатор по связям со СМИ и корпоративной информации “БАТ Россия” Анна Праздникова заявила, что за сменой владельца предприятия “ничего не кроется”, а смена акционеров объясняется изменениями в структуре управления BAT.
В компании JTI также грядут перемены. Как сообщают “Ведомости”, один из крупнейших в России производителей сигарет завершает реорганизацию своей сбытовой системы. По примеру конкурентов, теперь вместо нескольких десятков дистрибьюторов в европейской части России у компании останется лишь пять оптовых покупателей.
Раньше JTI реализовывала свою продукцию более чем через 70 дистрибьюторов, но в этом году провела кардинальную реформу своей сбытовой системы. Еще в январе был подписан договор с дистрибьюторской компаний “Форт” о поставках сигарет в Северо-Западный регион. Через два месяца компания заключила аналогичные соглашения в Центральном регионе с двумя дилерами – компаниями “Бизнес Табак” и “Юнект”. Теперь очередь дошла и до юга России. По словам директора российского офиса JTI по корпоративным вопросам г-на Боцан-Харченко, здесь в качестве возможных партнеров рассматриваются компании “Берлей” и “Эверест” – крупнейшие дистрибьюторы в регионе. Скорее всего, с ними будут заключены эксклюзивные контракты сроком на три года. Все же остальные оптовики теперь смогут покупать продукцию JTI только по субдилерским ценам.
По мнению гендиректора “Форта” г-на Быкова, реорганизация сбыта положительно сказывается на продажах JTI. При емкости рынка Северо-Западного региона в 240 000-250 000 коробов в месяц стали продавать около 93 000 коробов ежемесячно, тогда как раньше продажи JTI в регионе не достигали 90 000 коробов. Президент ассоциации табачных дистрибьюторов “Грандтабак” Сергей Шелехов так же отмечает, что доля рынка JTI в регионах, где компания уже работает с эксклюзивными дилерами, заметно выросла. А гендиректор “Бизнес Аналитики” Андрей Стерлин, дает еще более точные сведения: в первом полугодии доля JTI в натуральном выражении на Северо-Западе подросла на 3 процента, достигнув 26,3 процента в общей структуре регионального рынка, а в Центральном регионе – на 30 процентов и достигла 12,7 процента. Так что успех налицо, а прогрессивные формы дистрибуции живут и побеждают!