Несмотря на все разговоры о вреде курения, в некоторых случаях табак бывает полезен. Правда, не для здоровья, а для имиджа. Если верить журналу “Финанс”, дорогая сигара после обеда или ужина, несомненно, добавит мужчине респектабельности. Ведь позволить себе такую “вредную привычку” может далеко не каждый. Во-первых, это вам не сигаретку выкурить “на бегу”: процесс займет от тридцати минут до двух часов. Во-вторых, хорошая сигара ручной скрутки стоит в московских бутиках не дешевле $10-15 за штуку, гильотинка для обрезания сигар – от $10. Имеются даже специальные спички – от $1 за коробку, не говоря уже о тубах (для переноски) – от $20, а также хьюмидорах (для хранения) – от $100, да еще с увлажнителями – от $20. Если добавить к этому набору специальную пепельницу, то получится, что минимальная цена удовольствия – около $200. А если обзаводиться не самыми дешевыми аксессуарами? Тогда расходы могут вырасти до $1 тыс. и более…
Вероятно, в этом смогли убедиться и 300 участников праздника ценителей сигар AFICIONADa, который, по сообщению “Интерфакса”, в августе прошел в Санкт-Петербурге. В рамках мероприятия была создана специальная сигарная зона, где были представлены элитные сорта сигар республики Доминик, а каждый гость мог получить подробные консультации опытных сомелье.
Настоящие сигары – товар, можно сказать, эксклюзивный, получаемый по импорту из далеких стран. Как сообщила информационно-аналитическая служба ассоциации “Грандтабак”, российский импорт сигар и сигарилл во 2-м квартале 2004 г. составил 4,053 млн. шт. общей стоимостью 0,742 млн. долл. Между прочим, немало желающих принять участие в этом виде внешнеэкономической деятельности. Во 2-м квартале 2004 г. таких компаний-импортеров насчитали всего 27, однако 12 из них обеспечивали закупки товара для магазинов “дьюти фри”. На сегодня этот вид бизнеса составляет 25% от общего объема импортных поставок, к тому же он постоянно увеличивается. Из импортеров сигар и сигарилл для свободной продажи на российском рынке можно выделить следующие три крупнейшие компании: “Амир” (стоимостный объем 235,7 тыс. долл.), “Смарт логистик сервис” (95,0 тыс. долл.), а также “Меланж-2000” (56,7 тыс. долл.).
Все бы хорошо, но в связи с большими зарубежными закупками сигар и сигарилл в прошлом году (30,591 млн. шт. при емкости рынка в 25 млн. шт.) произошло некоторое затоваривание рынка и, как следствие, снижение объема импорта этой продукции в первом полугодии 2004 г.
Впрочем, импортеры предлагают российским джентльменам не только сигары. Всего российский импорт во 2-м квартале 2004 г. составил 1 227,946 млн. шт. курительных изделий, причем кроме упомянутых 4 млн. сигар это были в основном сигареты – 1 223,893 млн. шт. на сумму 13,263 млн. долл. Общая стоимость зарубежных закупок (включая сигары) составила 14, 005 млн. долл. Российским импортом сигарет занималось 30 компаний, 20 из которых обеспечивали закупки товара для магазинов “duty free”.
Из импортеров сигарет для свободной продажи на российском рынке явно выделяются следующие три крупнейшие компании:
– ЗАО “Международные услуги по маркетингу табака” (ВАТ), которое ввезло из Нидерландов в Россию 176,420 млн. шт. сигарет “Вог”, “555”, “Данхил” и “Ротманс” на общую сумму 3,292 млн. долл.;
– ООО “Петро” (JTI), которое завезло из Японии “Милд Севен”, а из Бельгии сигареты “Море” общим объемом 97,520 млн. шт. на сумму 1,317 млн. долл.;
– ООО “Реемтсма” (Imperial Tobacco) ввезла в Россию через Латвию 93,260 млн. шт. сигарет “Давидофф” на сумму 1,305 млн. долл.
Из других поставщиков импортных сигарет для российского рынка следует отметить компании “Алоказай” (объем поставок 181,4 млн. шт. на общую сумму 1,357 млн. долл.), “Авалон” (64,380 млн. шт. на сумму 1,459 млн. долл.) а также компанию “Алестон”, которая ввезла из Франции 50,840 млн. шт. сигарет производства Altadis общей суммой 0,279 млн. долл. (Предполагают, что Altadis таким образом начала проверять лояльность российского рынка на забытую французскую табачную продукцию.)…
В общем, отечественному курильщику можно не беспокоиться. “Гавана” на десерт ему сегодня гарантирована. А те, кому “Гавана” не по карману, могут закурить например, сигару марки “Чероки”… Принадлежит этот бренд отечественному производителю – Погарской фабрике (ПССФ). На единственном российском сигарном производстве за первое полугодие 2004 года было изготовлено 450 тыс. сигар и сигарилл. Если учесть, что в прошлом году здесь было произведено всего 350 тыс. таких курительных изделий, то можно не без основания говорить о достаточно успешном выходе на рынок продукции погарского предприятия. За первые шесть месяцев текущего года ПССФ выпустила 15 775 шт. сигар (“Чероки Корона”, “Чероки Робуста”) и 434 935 шт. сигарилл (“Премьер 110”, “Чероки 110 классик”, “Чероки вишня” и даже “Чероки ваниль”).
Нет финансов на “Чероки” – переходи на “Беломор”…
Ну а кто еще, кроме наших отечественных производителей, выпускает нынче такие эксклюзивные курительные изделия, как папиросы? В России за первые шесть месяцев 2004 г. их было изготовлено 3,324 млрд. штук, из которых 3,052 млрд. шт. произведено фабриками “Табакпрома”. Доля “табакпромовских” предприятий в общероссийском объеме производства такой продукции составляет 92%. Однако несомненным лидером производства папирос остается “Петро” – около 80% общероссийского выпуска. Доля папирос в общей структуре производства курительных изделий фабрик “Табакпрома” составляет 2,2%. В прошлом году этот показатель был таким же.
А любимым детищем “Табакпрома”, остаются, не смотря ни на что, все те же сигареты без фильтра. За первые шесть месяцев 2004 г. в России их было изготовлено 29,003 млрд. штук. Табачными фабриками, входящими в ассоциацию “Табакпрома”, произведено 23,484 млрд. шт. сигарет без фильтра или 16,5% от общего объема изготовленных здесь курительных изделий. (Правда, в прошлом году этот показатель был больше – 22%). Ну а лидером рынка сигарет без фильтра была тогда еще чисто российская “Балканская звезда”, которая произвела их 4,157 млрд. шт. или 18% общего выпуска. На долю же табачных предприятий с иностранным капиталом приходится только 25% “табакпромовского” выпуска сигарет без фильтра (23,484 млрд. шт.), которые к тому же пользуются всероссийским спросом (значительно лучшее качество), несмотря на более высокую стоимость по сравнению с продукцией местных фабрик. При этом у многих табачных фабрик с российским капиталом (“Альвис”, “Астра”, “Бийская ТФ”, “Елецкий табак”, “Канская ТФ”, “Омская ТФ”, “Погарская ТФ”, “Прокопьевская ТФ”, “Самарская ТФ”, “Усмань-табак”, “Челябинская ТФ”, а также “Нево Табак”) по-прежнему доминируют в структуре производства сигареты без фильтра. Что, увы, обрекает такие предприятия на сдачу своих позиций на рынке с последующим банкротством и уходом из этого бизнеса.
Показатели импорта в Россию оборудования для табачных предприятий говорят о том, что широко декларируемые рядом компаний планы модернизации технологических процессов пока не совпадают с реальными действиями. А между тем российский импорт табачного оборудования за 1-е полугодие сократился до 10,051 млн. долл, что примерно в 2 раза меньше прошлогоднего аналогичного показателя. Основу зарубежных поставок составили запасные части для поддержания технического парка машин в исправном состоянии. Наибольшие закупки по ТН ВЭД “табачное оборудование” были сделаны следующими компаниями: “Лиггетт-Дукат” – на 3,960 млн. долл., “ФМ Ижора” – на 1,961 млн. долл., “Петро” – на 1,404 млн. долл., а также “БАТ-Ява” (0,853 млн. долл.), “БАТ-СПБ”(0,527 млн. долл.) и “БАТ-СТФ”( 0,473 млн. долл.)… Все те знакомые транснациональные лица.