ТАБАЧНАЯ ЭКСПАНСИЯ ДВИЖИТСЯ С ЗАПАДА НА ВОСТОК

0:00
0

В то время как транснационалы успешно делили российский табачный рынок, наши болгарские друзья предпринимали попытки разделить свою табачную монополию, составляющую 90 процентов рынка тамошнего. Уже третий раз болгарское правительство пробует приватизировать госхолдинг “Булгартабак”(BHG) с годовым оборотом $400 млн., объединяющий 12 фабрик, которые расположены в Болгарии, Румынии, на Украине и даже в России. Вот как описывает эту третью попытку приватизации “Русский табак”:

1 июля правительство Болгарии объявило о возобновлении процесса продажи табачного монополиста ОАО “Булгартабак Холдинг”, а к 6 августа определилось с выбором компаний, допущенных к участию в тендере. На этот раз потенциальным инвесторам предлагается купить холдинг по частям. В первый лот вошли фабрики “Благоевград БТ” и “Стара Загора БТ” вместе с брэндами Victory, Prestige, Melnik, Nevada, Country, Verea и Shipka. Второй лот составили фабрики “София БТ” и “Пловдив БТ” с марками Sredets, Tresor, New Line, MM, Femina и Arda.

К инвесторам предъявлены весьма жесткие требования. Теперь среди потенциальных покупателей не хотят больше видеть банковские консорциумы. Предпочтение отдано производителям сигарет. Покупатели должны иметь пятилетний опыт производства сигарет и обладать доходом от их продажи за прошлый год не менее 500 млн. евро.

А ведь ранее на BHG претендовали сразу две структуры с российскими корнями: консорциум Metatabak (организован при участии компании “Союзконтракт-табак”) и “Росбулгартабак” (за ним стоит банк “Одинцово”), напоминает в связи с этим “Ъ”. Обе компании участвовали в первом тендере, более того, Metatabak был даже близок к победе в гонке за BHG. Сегодня же рассчитывать нашим соотечественникам практически не на что, потому как формально оборота в 500 млн. евро нет ни у одной российской табачной компании. Как с самого начала предполагали аналитики, болгары хотят продать холдинг кому-то из международных табачных гигантов, и такие условия сделаны под конкретных покупателей.

Когда руководство холдинга “Булгартабак” огласило список потенциальных покупателей, прозвучали знакомые имена: – Philip Morris, BAT и Imperial Tobacco Group. Как пишет “РТ”, теперь им предстоит бороться друг с другом за право владения двумя пакетами акций BHG. Правительство заявило, что намерено выручить от аукциона сумму в 302 млн. долларов. Предполагается, что победители тендера будут объявлены в ноябре. Фабрики, входящие в эти два пакета, разделят между собой права на марки “Булгартабака”, и только им будут выданы лицензии на их производство. Пять других фабрик, входящих в холдинг, будут лишены лицензий и таким образом, вместо существующей монополии образуется дуополия.

Высказываются также опасения, что вступление Болгарии в ЕС грозит ее табаку потерей самобытности. Ведь “Булгартабак” является не только крупным производителем сигарет, он еще и выращивает знаменитые восточные табаки, которые идут на производство известнейших американских и британских брендов. “Восточный”, “Вирджиния” и “Бэрлей” – вот основные столпы болгарского табачного могущества. Даже обыкновенные курильщики знают, что “нерв у болгарского табака высокого качества, теплый и нежный, с освежающим вкусом…”. Правда, у болгарских табаководов есть свой резерв – это фабрики в России (Подольск, Калининград, Белгород и Сочи) и на Украине (Полтава), которые не оставят потребителей СНГ без привычной “Шипки”, “Ту-134”, “Стюардессы” или “Родопи”.

Еще в июле “РТ” высказывал предположение, что к потенциальным покупателям “Булгартабака” может присоединиться и франко-испанский табачный концерн Altadis (известный по маркам Gitanes и Gauloises). Но, судя по всему, сегодня французам не до болгарского табака, их инвестиционные планы простираются дальше на Восток. И если “ТУ-134” в Россию больше не полетит, то Gitanes и Gauloises, наоборот, кажется, скоро станут ярославскими.

Итак, российские курильщики в очередной раз спасают западных производителей, а европейская табачная корпорация Altadis, нашла, наконец, ключ к российскому рынку. Ключом стало ЗАО “Балканская звезда” – до сих пор крупнейший независимый производитель и один из крупных дистрибьюторов табачной продукции в России. Недавно стало известно о том, что эпоха его независимости закончилась: представители компании “БЗ” подписали с Altadis соглашение о продаже ей 80,75 процента акций за 147 млн. евро.

Кроме контрольного пакета, компания Altadis намерена до конца года выкупить оставшиеся 19,25 процента акций, распыленных среди более чем 150 миноритарных акционеров – сотрудников ЗАО. В результате общая стоимость сделки должна возрасти до 182 млн. евро и может быть увеличена еще примерно на 20 млн. евро – в зависимости от операционной прибыли “БЗ” на момент завершения сделки. Сопредседатели правления Altadis Жан-Доминик Комолли и Пабло Исса уже заявили, что с покупкой фабрики Altadis займет важное место на российском рынке сигарет, четвертом по размеру в мире, и, несомненно, усилит свои позиции в Центральной и Восточной Европе.

В свою очередь, гендиректор “Балканской Звезды” Владимир Галагаев также назвал настоящим успехом тот факт, что ярославскую фабрику покупает вторая по величине европейская табачная компания. Это позволит российскому предприятию получить инвестиции и расширить производство. Ведь для успешной конкуренции с западными компаниями нужно расширять ассортимент продукции, а что предлагаются сегодня? Все та же сплошная дешевка – “БЗ” да “Прима”. А чтобы вывести на рынок новые марки высокого ценового уровня, нужны большие инвестиции. Он отметил, что Altadis планирует продолжить выпуск на “Балканской звезде” одноименных сигарет (сейчас на них приходится 67 процентов производства) и наладить производство своих брэндов – Gauloises Blondes и Fortuna. Концерн рассчитывает довести к 2008 году объем выпуска собственных брэндов в Ярославле до 4 млрд. сигарет (в 2003 году фабрика выпустила всего 31 млрд. сигарет).

Г-н Галагаев заявил также на пресс-конференции в Ярославле, что со своим будущим сам он пока не определился. Он не исключает возможности сокращения коллектива предприятия и увольнения менеджеров. Так что судьба трудового коллектива (1400 человек) пока не ясна.

В заключение г-н Галагаев вдруг неожиданно заявил, что, вообще-то, сделка может и не состояться… Причины уточнять не стал, сославшись на коммерческую тайну, однако пояснил, что в договоре имеются спорные пункты.

Есть и еще один момент. После объявления о покупке ярославской фабрики рейтинговое агентство S&P переместило долгосрочный рейтинг концерна Altadis в список компаний с негативными перспективами. Потому что, отмечают “Ведомости”, склонность Altadis к приобретениям за счет наращивания долга не совсем соответствует уровню надежности “А”. По состоянию на 31 марта консолидированный долг Altadis составил около 2,3 млрд. евро. По мнению аналитиков S&P, “Балканская звезда”, занимающая 7 процентов российского табачного рынка, будет требовать значительных инвестиций в маркетинг и продажи, чтобы конкурировать с контролирующими до 70 процентов российского рынка Altria Group, BAT и Gallaher.

“Известия” же, наоборот, с оптимизмом отмечают, что теперь каждая 20-я сигарета, проданная в России, будет выпущена под контролем французов на фабрике “Балкан стар”. В то время как во Франции, на долю которой приходится около шестой части оборота Altadis, после увеличения табачных налогов продажи упали на 22 процента, бизнес “Балканской Звезды” только в 1-м полугодии 2004 года вырос на 8,4 процента.

Таким образом, историю продажи самой успешной российской табачной фабрики без иностранного капитала можно считать завершенной, подводит итог “Ъ”. С продажей “Балканки” в России остается всего одна фабрика без иностранного капитала, на долю которой приходится более 5 процентов рынка, – ростовский “Донской табак”. Впрочем, по мнению экспертов, рано или поздно “Донтабаку” придется повторить судьбу “Балканки”. Возможностей для конкурентной борьбы с “большой четверкой” транснациональных корпораций у российских предприятий совсем уже не остается.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ