ТАБАЧНЫЕ ДИНАСТИИ

0:00
0

Руководить табачным бизнесом становится все тяжелее. Особенно на транснациональном уровне. С одной стороны, наседают “обманутые” курильщики, с другой – журналисты, любящие завершать интервью с табачными топ-менеджерами словами о “торговцах смертью”. Если к тому прибавить падение продаж Marlboro на 1 процент и рост продаж сигарет Kent аж на 14 процентов, можно себе представить как огорчено руководство Philip Morris.

Да, конкуренты утверждают, что эпоха ковбоев проходит, но президент PM International по Восточной Европе, Ближнему Востоку и Африке Саймон Лангельер по-прежнему верит, что “время ковбоя” еще вернется. На вопрос корреспондента “Компании”, изменились ли приоритеты бизнеса и принципы распределения ресурсов между PM Int. и PM USA, г-н Лангельер ответил, что PM Int. – важная часть бизнеса Altria Group. И при этом он четко пояснил, что PM USA и PM Int. – абсолютно разные компании, каждая из которых распоряжается своими ресурсами самостоятельно.

На российском рынке сигареты Kent составляют все более заметную конкуренцию продукции Philip Morris, отмечает “Секрет фирмы”. Вот сигареты Parliament – своего рода феномен российского рынка (почти 15 процентов в структуре продаж РМ в России). В свое время производителю удалось очень точно уловить требования рынка, в результате чего этот брэнд в России стал лидером премиум-сегмента. Однако за последние пару лет рыночная доля этой марки практически не увеличилась. В то же время как только за 2003 год продажи сигарет Kent выросли на 22 процента, в результате чего эта марка начинает понемногу отвоевывать у Parliament долю рынка. В масштабах страны Kent – самая быстрорастущая международная марка: первый квартал 2004 года показал рост на 85 процентов в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. А в столице и большинстве крупных городов России Kent уже завоевал лидерство в премиум-сегменте.

Между тем, российский рынок важен для компании Philip Morris во всех его сегментах. Особенно сейчас, когда он остается единственным крупным рынком, где дела идут по-настоящему успешно. Но, как утверждает “Русский табак”, в последнее время именно с организацией продаж РМ испытывает наибольшие трудности. Его система дистрибуции примерно на год отстает в развитии от главного конкурента – компании ВАТ. Ведь дистрибуторы ВАТ сразу после получения эксклюзивных территорий начали развивать собственную доставку до розницы со своих складов, интегрируя бизнес местных операторов в свою структуру. Парк машин и штат представителей у СНС и “Тюсома” стремительно росли, как росли и продажи сигарет.

В то же время дистрибуторы Philip Morris не спешили инвестировать в развитие собственной прямой доставки, делая ставку на местных дистрибуторов. Но убедить “Оптиму”, “Меркурий” и “Теноре” заняться вплотную дистрибуцией своими силами, выстраивать довозку до прилавка не удавалось четыре года. И только в прошлом году, когда отставание стало очевидным, начались массовые закупки “Газелей”, стремительный рост персонала – словом, настоящая работа в регионах.

Естественно вся эта ситуация привела к переменам в составе ответственной за вопрос команды. Мелих Озкан, занимавший в московском офисе компании РМ должность директора по продажам последние пять лет, теперь сдает дела – с 1 июня его заменил датчанин Бо Экберг. Возможно, кадровые перестановки в руководстве российского отделения PM позволят сгладить перевод дистрибуции под собственный контроль. Хотя, скорее всего, новый директор по продажам продолжит развитие дистрибуции по старой схеме. С другой стороны, нельзя исключать и сценарий перевода дистрибуции под полный контроль самой компании, например, через выкуп бизнеса у нынешних операторов.

Сам глава российского отделения Philip Morris собирается менять место работы. Как утверждает “Компания”, 53-летний Марк Дюрст уверенно чувствует себя на длинной дистанции. В табачной корпорации он уже 35 лет, за его плечами путь от ассистента отдела закупок до руководителя представительства. Типичный путь для менеджеров ТНК. Характеризуя этих “зубров”, можно отметить их незаменимость и эффективность в кризисных ситуациях. За долгие годы работы они становятся носителями корпоративных ценностей, философии и культуры. Со временем такие менеджеры приживаются как некий “орган” в теле организации и несут в себе опыт нескольких поколений. Ну а сам г-н Дюрст подчеркивает, что в Philip Morris не отдают предпочтение молодым сотрудникам или старожилам, но в то же время берегут “стариков” и поощряют их работать дальше.

ВАТ, в отличие от своего главного конкурента – компании Philip Morris, развивавшейся без эксцессов, в свое время образовалась путем слияния двух врагов, напоминает “Компания”. В то время как PM инвестировала в развитие брэндов и скупку нетабачных компаний (Kraft Foods, SUB Miller), BAT в течение 100 лет поглощала других производителей сигарет, среди которых оказались и ее собственные учредители. В итоге она осталась единственной крупной табачной компанией, не отягощенной (или не подкрепленной) непрофильными активами, но так и не стала крупнейшей. Впрочем, кажется, сегодня у британской компании появился шанс догнать своего американского визави (сейчас у PM около 17 процентов мирового рынка, у ВАТ-14,6 процента).

Правда, в России ВАТ не занималась “поглощением”, предпочитая учреждать новые совместные предприятия. Впрочем, такой стратегии придерживаются большинство иностранных инвесторов. Хотя среди них есть разные игроки. В частности, “Ъ” отмечает в последнее время особый интерес к отечественному табачному рынку со стороны представителей франко-испанской табачной корпорации Altadis. Которые и посетили недавно троих российских табачных производителей, имея в виду их возможную покупку: Балтийскую ТФ (Калининград), ростовский “Донтабак” и “Балканскую звезду” (Ярославль). Вероятнее всего, последняя в конечном итоге и будет приобретена Altadis. По мнению экспертов рынка, именно “Балканская звезда” представляет для европейцев наибольший интерес.

На сегодняшний день Altadis является единственной компанией из “большой шестерки” мирового табачного бизнеса, не имеющей собственных производственных мощностей в России, поэтому выход компании на российский рынок, считающийся приоритетным для табачного бизнеса, выглядит логично. Весь вопрос в том, сколько французы готовы заплатить за ярославское предприятие. Имущество которого, между прочим, было недавно застраховано “Росгосстрахом ” на 700 млн. руб., как утверждает “РТ”.

Говорят, что представители Altadis сначала наиболее внимательно изучали АО “Донской табак”, доля которого на российском рынке к концу прошлого года по информации “Ъ” равнялась 8,2 процента. Но из финансовых отчетов также следует, что предприятие увеличило чистый убыток в 2003 году по сравнению с 2002 годом почти в четыре раза – с 18 млн. руб. до 71,6 млн. руб. Ну а состоявшийся недавно совет директоров АО рекомендовал акционерам принять решение не выплачивать дивиденды по итогам 2003 года. Что ж, диверсификация табачного бизнеса может оказаться рискованной затеей. Так комментирует “Компания” неудачи “Донского табака”. Процесс диверсификации – это стремление обеспечить максимальную устойчивость бизнеса в условиях перепроизводства. Сторонние активы “Балканской звезды” выглядят скромно по сравнению с перечнем видов бизнеса, но в данном случае именно она оказалась более устойчивой (и инвестиционно привлекательной). Так что даже бывший глава “Донского табака”, а ныне депутат Госдумы Иван Саввиди теперь заявляет, что, скорее всего, Altadis остановит свой выбор на “Балканской звезде”.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ