Итак, битва за табачный акциз в рамках стартующей налоговой реформы, окрещенной журналистами “бомбой замедленного действия”, похоже, началась. “Коммерсант” еще раз напоминает расстановку сил. Как мы помним, введение комбинированной системы взимания акцизов буквально раскололо табачный рынок. Лагерь ее сторонников возглавляет компания BAT, а лагерь противников – Philip Morris. В преддверии обсуждения пакета налоговых законов обе компании подали в правительство свои предложения по акцизам. Естественно, диаметрально противоположные.
“РТ” пытается взглянуть на проблему с разных точек зрения. По мнению производителей сигарет класса “премиум”, переход к специфической системе позволит повысить собираемость налогов. Но при введении такой системы и увеличении акциза, как полагают эксперты, в живых останутся только 4 крупнейших производителя табачной продукции. Остальные 70 тихо угаснут. Соответственно, есть опасения, что оставшиеся “на плаву” поднимут планку стоимости сигарет до европейского уровня – 5 долларов за пачку. Следует ли ждать в этом случае всеобщего недовольства? Неизбежно. Потому новый кабинет министров, как и старый, отказывается подписать приговор дешевым сигаретам.
Да и вообще, зачем правительству ломать копья вокруг табачных акцизов? На фоне поступлений от нефти или газа доходы от них выглядят более чем скромно: табачники формируют менее одного процента бюджета. Тем не менее, этот вопрос важен с политической точки зрения. Ведь табачная промышленность – один из лидеров по инвестициям среди отраслей, выпускающих товары народного потребления. Российские и иностранные компании уже вложили в нее более двух миллиардов долларов.
Высокая привлекательность российской табачной индустрии в глазах инвесторов объясняется не только чисто рыночными аспектами, но и абсолютной прозрачностью отрасли. Но сейчас все усилия по нормализации табачного рынка, предпринятые правительством в середине 90-х годов, кажется, сводят на нет. Взять хотя бы отчет Счетной палаты по результатам проверки уплаты налогов в бюджет семью крупнейшими табачными фабриками, способный шокировать даже непрофессионала. Увы, сработал принцип “лучшее – враг хорошего”: построена система, позволяющая табачным компаниям минимизировать свои налоги.
Эта игра с отпускными ценами (трансфертным ценообразованием) – далеко не новость для правительства и минфина. Именно поэтому на сегодняшний день все подакцизные товары облагаются специфическими ставками. И только сигареты – смешанной ставкой. Возникает вопрос – зачем? – Ответить на него крайне сложно. В своем заключении Счетная палата для выхода из создавшейся ситуации предложила вернуться к хорошо проверенному варианту специфических ставок. (При серьезном повышении этих ставок). Но минфин продолжает настаивать на сохранении смешанной ставки, приводя в качестве аргументации следующие доводы.
Первый довод – смешанная ставка выгодна российским производителям сигарет и заставляет платить зарубежных производителей, продающих сигареты втридорога, значительно больше.
Но на рынке больше нет противостояния между импортерами и нашими фабриками. Все сигареты, продающиеся у нас в стране, произведены российскими фабриками. Потому говорить, что есть “отечественные” производители и “не отечественные” вообще нельзя. Все фабрики сегодня производят свою продукцию и платят налоги на территории России. Так что, о какой угрозе российским фабрикам со стороны “транснационалов” можно говорить? Просто неспособные конкурировать ищут для себя налоговых субсидий, пытаясь дискриминировать конкурентов.
Второй довод – социальная справедливость. Богатый курильщик должен платить больше налогов, чем бедный. В сигаретах стоимостью 5 руб. с пачки акцизов должно быть меньше, чем в сигаретах за 50 руб. А подобное “равноправие” может обеспечить только смешанная ставка.
Но разве табачный акциз может выступать в роли подоходного налога? Любой человек (вне зависимости от того, сколько он тратит на сигареты) налог со своего дохода уже уплатил. Кроме того, все табачные компании помимо акцизов платят еще и НДС (который берется в процентах от стоимости продукции).
Третий довод – смешанная система акцизного взимания на табачные изделия используется в странах Евросоюза.
Ну а в США или Японии, где с налоговым законодательством как минимум не хуже, чем в ЕС, ставки акциза на табак все-таки специфические. Да и в Европе адвалорная составляющая берется от средней цены в рознице. Копирование этой системы в российских условиях сейчас невозможно: у нас около 420 тысяч розничных точек, а 20 процентов всех сигарет вообще продаются на уличных рынках. Проконтролировать такое количество продавцов крайне сложно, обременительно для бюджета и чревато ростом коррупции. В этой ситуации только специфическая система акцизов на табачные изделия позволяет обеспечить прозрачность и стопроцентную собираемость налога.
Впрочем, с выводами “РГ” не согласна “Новая газета”, полагающая, что в случае принятия специфической системы часть доходов табачников уйдет из-под контроля государства. Что наглядно продемонстрировала Украина, где после введения специфической системы доля нелегальной продукции тут же возросла до 30 процентов от всего объема рынка. Единственный, кто выиграет от такой налоговой “перестройки”, – несколько международных табачных гигантов и в первую очередь Philip Morris, стремящийся к монополизации российского рынка.
Тем не менее, действующая система за год существования дала в бюджет 19,8 млрд. рублей, что практически соответствует не скорректированному бюджетному заданию.
“Труд” опасается, что эксперименты с акцизами могут ликвидировать дешевые сигареты как класс, а государство, приняв специфическую систему, будет вынуждено спонсировать производство дорогих сигарет.
К аналогичным выводам пришла и “Комсомольская правда”. Производить дешевые сигареты, которые сегодня курят 40 миллионов россиян станет просто невыгодно. При этом подорожание не отвратит курильщиков от дурной привычки – они просто перейдут на еще более дешевый и более вредный табак.
Ну а пока шла эта дискуссия в прессе, правительство одобрило и внесло в Госдуму пакет налоговых законопроектов, в числе которых индексирование акциза на сигареты на 7-10 руб. Как сообщает “Русский табак”, решили сохранить комбинированную схему и просто проиндексировать специфическую часть акциза.
Итак, акциз на сигареты с фильтром в 2005 г. будет 70 руб. + 5 процентов, а на сигареты без фильтра – 30 руб. + 5 процентов. При этом отмечается, что в отношении акцизов на табак будет несколько большая индексация, опережающая инфляцию.
Таким образом, цена пачки сигарет вырастет в среднем на 7 копеек. Сумасшедшие деньги!