АКЦИЗНО-ТАБАЧНАЯ РЕВИЗИЯ

0:00
0

Пока крупные табачные компании продолжают перестраивать свои дистрибьюторские сети, в Счетной палате РФ решили, что эти самые компании в последнее время стали уж слишком здорово экономить на налогах. В Счетной палате, пишет “Ъ”, придерживаются мнения, что существующая система налогообложения табачной промышленности должна быть изменена.

Ревизия табачных фабрик представителями СП началась в сентябре и к настоящему моменту проверено семь крупнейших предприятий. Все они были уличены в том, что продают сигареты своим аффилированным структурам по заниженным ценам.

Оглашая результаты проверки на коллегии СП 20 февраля, главный инспектор Николай Поляков заявил, что средняя отпускная цена 1000 сигарет с фильтром по России должна бы составить 312,5 руб. В действительности она оказалась значительно ниже – всего 241,7 руб. за 1000 штук.

Кто же конкретно занимался занижением отпускных цен? Прежде всего, “Лиггетт-Дукат” (Gallaher), “BAT-Ява”, “Донской табак”, ООО “ЛД Трейдинг” и другие фабрики, которые реализовывали свою продукцию через аффилированные торговые дома. Правда, представители BAT на это обвинение тут же заявили, что г-н инспектор “жонглирует фактами”: при падении отпускных цен “BAT-Ява” на 10 процентов, отпускные цены на БАТ СПб и Саратовской фабрике выросли на 15 процентов и 20 процентов соответственно. Однако в Счетной палате придерживаются другого мнения, полагая, что трансфертное ценообразование вообще поставило под вопрос выполнение табачной отраслью бюджетного задания. И эти выводы вполне могут стать основой для очередного изменения системы налогообложения.

Возможные варианты уже обсуждались все на той же коллегии СП. Причем, самый простой из них – возврат к специфической ставке акциза. Такое развитие событий было бы очень на руку Philip Morris и JTI. По словам Алика Туйгунова, директора по корпоративным отношениям “ФМ Сэйлз энд Маркетинг”, “только специфическая система может обеспечить прозрачность и стопроцентную собираемость налога”.

Ему вторит аудитор СП Владимир Пансков, заявивший в интервью “Известиям”, что ставка акциза, действующая сегодня, менее эффективна для бюджета, чем специфическая ставка, которая действовала до 2003 года. А из-за того, что табачные компании занижали цены, госбюджет в прошлом году недополучил около двух миллиардов рублей. И это притом, что осенью план по сборам табачного акциза был снижен с 20 до 18 млрд. рублей!

Получается, что работа через торговые дома дает возможность не терять прибыль. Вы, как производитель, можете снизить отпускные цены, но получить доход от своих же доверенных оптовиков, пояснил г-н Пансков. (Даром что ли число оптовиков постепенно сократили до минимума!). А в то же время налоговая база по акцизу сразу уменьшается – ведь акциз-то платит производитель. Это вам не Евросоюз, где при смешанном акцизе адвалорная составляющая жестко привязана к розничной цене, которая, в свою очередь, строго фиксируется государством.

Второй причиной недобора табачного акциза, считает аудитор, стали изменения в ассортименте сигарет. Отсюда вывод о неэффективности адвалорного и смешанного акциза.

Результаты проверки Счетной палатой полноты и своевременности сбора табачных акцизов в 2002 и 2003 годах, сообщает “Русский табак”, планируется рассмотреть на заседании Временной Комиссии СФ по налоговой политике, где с докладом выступит все тот же аудитор г-н Пансков.

В ожидании судьбоносного заседания в парламенте табачным магнатам из “адвалорного лагеря” пришлось производить перегруппировку сил. Потому они быстренько созвали пресс-конференцию в “Национале” под названием “Ситуация в российской табачной отрасли: проблемы и перспективы”. Среди участников мы видим бывшего главу компании “Донской Табак”, а теперь депутата Госдумы Ивана Саввиди, Леонида Синельникова и Владимира Аксенова (“БАТ), а также представителей компаний “Лиггетт-Дукат”, “Нево-Табак”, “Погарская фабрика” и др.

“Бюджетное задание (18 млрд. руб.) отрасль выполнила!” – такой оптимистический вывод был сделан на основании данных Министерства по налогам и сборам, которые были озвучены на этой встрече. В отличие от аудиторов из СП, налоговики из МНС подсчитали, что в календарном году табачными производителями РФ все-таки было уплачено 18,2 млрд. руб. акциза. Кроме того, отчисление акцизного налога в январе и феврале наступившего года также осуществлялось по ставкам 2003 года и сумма этих поступлений составила 3,855 млрд. рублей. Таким образом, общие доходы федеральной казны от табачных акцизов составили уже 19,8 млрд. рублей! Да и прогнозы по выполнению задания Минфина на 2004 год – 24 млрд. руб. – также самые радужные.

Что ж до неутешительных выводов Счетной палаты, то, как утверждает глава фабрики “БАТ-Ява” г-н Синельников, они совершенно неверны. Поэтому существующую систему налогообложения надо оставить (“Время новостей”). В том же духе высказывался и главный табачный лоббист в Думе г-н Саввиди: “Если мы вернемся к “специфике”, выживут только транснациональные компании”.

Между тем практика показала, что с изменением системы “табачные” доходы бюджета не увеличились. Счетная палата требует пересмотреть обе ставки акциза в сторону увеличения. В то время, как г-н Саввиди считает, что до 15 процентов надо увеличивать только адвалорную составляющую налога. Правда, сумма должна рассчитываться не по отпускным ценам, а по розничным. По его мнению, фиксированную ставку налога увеличивать нельзя, иначе в России останутся лишь 4-5 крупнейших компаний, производящих дорогие сигареты.

Депутат сообщил, что соответствующий проект закона, оказывается, уже готовится. Он еще раз напомнил о кризисе перепроизводства в отечественной табачной промышленности, который составляет около 30 процентов.

Кроме того, характерной чертой российского рынка является огромный ценовой разрыв между отдельными видами табачной продукции: стоимость пачки сигарет колеблется от 2 до 40-50 рублей. Это налагает на государство дополнительные обязательства: не только взимать налоги с производителей, но и регулировать правовое поле. Основным регулятором табачного рынка является акцизный налог, и здесь, отметил г-н Саввиди, лежит одна из коренных проблем табачной отрасли. Ставка акцизного налога является в России комбинированной. Но эта схема не решает всех противоречий, возникающих между производителями. В связи с повышением покупательного уровня населения спросом начинает пользоваться высокостоимостный сегмент табачной продукции. При этом доля акцизного налога для производителей дорогих сигарет составляет лишь около 4-5 процентов, а цена дешевых сигарет включает в себя до 40 процентов акциза.

В общем, производители дешевых сигарет в своем репертуаре: они опять просят увеличить акциз… на продукцию конкурентов, заключает “Ъ”.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ