Почти пять лет табачный акциз оставался самым собираемым налогом в стране. Но в этом году казна впервые его недобирает, и Минфину ничего не остается, как сокращать план по сбору налога. Почему? “Время новостей” дает комментарий члена бюджетного Комитета Думы (от фракции “Яблоко”) Алексея МЕЛЬНИКОВА.
По мнению депутата, существуют две основные причины акцизного недобора. Первая – переоценка правительством уровня производства табачных изделий, из-за чего были завышены прогнозные показатели доходов бюджета. Вторая – отказ от специфической системы взимания акцизов с сигарет, при которой с каждой тысячи табачных изделий взималась фиксированная сумма, зависящая только от их вида. Простая и легкая в администрировании система была практически идеальной с точки зрения собираемости бюджетных доходов.
Но с 2003 года действует система комбинированная: фиксированная ставка плюс 5 процентов от оптовой цены. Привязанная к отпускной цене адвалорная часть налога как раз и дает производителю законную возможность занизить отпускную цену и тем самым уменьшить отчисления в бюджет. Схема ухода от налога простая: по заниженной цене продукция продается специально созданному табачной компанией торговому дому (типа “Рога и копыта”), а прибыль затем “отбивается” ценовой надбавкой при реализации “торговым домом” следующему звену торговой цепочки.
Факты – упрямая вещь! Оказывается, по просьбе бюджетного комитета Думы Счетная палата еще летом провела оперативную проверку и представила список конкретных компаний с примерами занижения ими оптовых цен на свою продукцию, Разразился скандал. Правда, с тех пор, в преддверии новой проверки Счетной палатой, (которая до сих пор не закончилась), хитрецы убавили прыть. Что в какой-то степени сгладило бюджетные потери от комбинированной ставки. Итоги еще не подведены, но по предварительным прикидкам потери от введения комбинированной ставки акциза на табачные изделия составят не менее 1 млрд. рублей.
Кто же виноват? Ведь предупреждали некоторые члены бюджетного комитета о риске потери доходов. Но правительство “не вняло” и вот опасения оправдались. В свою очередь, и на правительство, и на депутатов давили лоббисты отдельных заинтересованных производителей. Они мотивировали необходимость введения новой системы тем, что такая же система действует в Европе. Сознательная ложь. Там принципиально другой подход: процент берется с розничной цены, а не с отпускной, как у нас. На каждой пачке сигарет, в каком бы месте она не продавалась, значится цена (ну совсем как в советской торговле). Вот при таком подходе уйти от налога просто нельзя. Но ввести такую систему табачной торговли в нынешней России сейчас тоже невозможно. Ну, как реально контролировать розничные цены при наших расстояниях и тысячах табачных ларьков? Кстати, Европа фактически уже на пороге введения специфической системы взимания табачного акциза, причем по единой – вне зависимости от вида изделия – ставке.
Что же теперь делать? Вернуться к специфической системе взимания акцизов. Она прозрачна и не провоцирует уход от налогов. Проще контроль, легче планирование доходов бюджета. Индексация акцизов на табак у нас в последние годы проводится сверх темпов инфляции. Что правильно. Необходимо только прописать темпы этой индексации сразу на несколько лет вперед. Чтобы производители могли планировать свои затраты и сокращать издержки.
Все ли они при этом выдержат конкуренцию? А с какой стати поддерживать отдельных производителей дешевой табачной продукции за счет бюджета? Бюджет – не касса взаимопомощи. Все решать рынку, когда компании платят в бюджет, а не наоборот.
Так вернемся ли мы к прежней акцизной системе и когда это произойдет?
Скорее всего, на весенней сессии Госдумы 2004 года. К весне как раз будут подведены итоги проверки Счетной палаты и можно будет спокойно оценить результаты исполнения бюджета в 2003 году. Так что вся надежда на будущих депутатов. Что, определяя акцизную политику, будущая Дума не позволит отдельным производителям развиваться за счет бюджета.
А пока правительству остается предпринимать экстренные меры по регулированию табачного рынка. Естественно не в сторону либерализации. Потому “Русский табак” не случайно проявляет бдительный интерес к этим планам правительства.
Специальная правительственная комиссия, которая до последнего момента контролировала алкогольный рынок, а табак взяла под свое “крыло” по распоряжению премьер-министра в октябре этого года, решила, что исполнительной власти необходимо разработать концепцию регулирования табачного рынка. К заседанию комиссии налоговым министерством были подготовлены материалы, в которых говорилось, что ее задачей должна стать выработка механизма, препятствующего незаконному обороту табачной продукции. (При этом емкость теневого оборота готовых изделий и табачного сырья сегодня оценивается в 8-10 процентов от общего объема рынка, или $1,7-2,5 млрд.).
Кроме того, комиссия должна выявить эффективность введения такой ограничительной меры, как лицензирование. А разработкой концепции займется Минэкономразвития совместно с заинтересованными ведомствами, на что им даден месячный срок. Об этом по итогам заседания комиссии сообщил журналистам возглавляющий ее министр сельского хозяйства Алексей Гордеев.
Вопрос о лицензии на оптовую торговлю табачными изделиями, судя по всему, станет отправным. Вводить или не вводить? За возврат лицензии выступает прежде всего МНС, если вспомнить сделанное летом заявление замминистра Бориса Короля, что табачная торговля носит сегодня “дикий характер”.
В этом стремлении налоговиков поддерживает и МВД. Конечно, правоохранительным органам значительно облегчило бы работу введение лицензий и на розничную торговлю, а также на импорт и реализацию табачного сырья. Но официально об этом в МВД не говорят – такие заявления, вообще-то, противоречат политической программе президента РФ.
Между тем, комиссия Алексея Гордеева рассмотрела предложение МНС о восстановлении лицензирования для оптовиков, отмененного в 2002 году. Вице-премьер, к тому же, завил, что введение лицензирования только оптового звена табачного рынка не даст необходимого эффекта по борьбе с теневым оборотом. Торговля табачными изделиями должна осуществляться в специально отведенных для этого местах, получивших соответствующую лицензию, при этом физические и юридические лица не должны свободно продавать табачные изделия в ларьках, переходах метро и т.п. И вообще, ужесточение контроля за табачным рынком позволит раза в четыре увеличить собираемость акцизов.
В то время как правительство строит планы по ужесточению правил торговли оптом и в розницу, разгорается очередной скандал. Как стало известно “Ъ”, самый крупный продавец табачных изделий – компания Philip Morris – с 1 декабря почти в три раза сокращает число оптовиков в Московском регионе. Сейчас доля компании РМ на российском рынке составляет 25,8 процента в объемном выражении. И вся эта продукция продается через трех дистрибуторов – “Аноксис”, “Меркурий” и “Теноре”, которые поставляют ее региональным дилерам. Центральный регион России (в том числе и Москва с областью) входит в зону ответственности компании “Меркурий”. “Меркурий”, в свою очередь, поставляет сигареты 11 компаниям – членам так называемого Московского клуба, которые и развозят их по розничным точкам. Продажи PM в Московском регионе оцениваются в $360 млн. в год.
И вот недавно в офисе компании “Меркурий” было объявлено, что вместо 11 компаний продавать сигареты PM в Москве будут всего четыре. Впрочем, говорят, что фактически сокращение числа мелких компаний-дилеров началось еще раньше. Изменения в Московском клубе, скорее всего, происходили по инициативе самого Philip Morris и были вызваны соображениями стратегического характера. Ведь уже с будущего года могут произойти серьезные изменения в структуре сбыта основного конкурента PM – компании JTI. Сейчас японская компания продает свою продукцию через 70 прямых дистрибуторов. Однако предполагается, что в перспективе это число будет сокращаться до 5-15 компаний, каждая из которых получит определенный рынок сбыта. В связи с этим не исключено, что Philip Morris просто решил подстраховаться и обезопасить себя от внезапного ухода части продавцов в лагерь конкурентов. Пусть даже ценой временного падения продаж в Московском регионе.
Но ведь компании-оптовики инвестировали в дистрибуцию продукции PM значительные суммы, а теперь все это не нужно.
Сейчас часть оптовиков намерены потребовать от РМ компенсации своих инвестиций. Тем более, что конкуренты PM в схожих ситуациях компенсацию все же выплачивали.
Олег Никотенко