Хотя Госкомстат и констатирует сокращение производства, импорта и реализации табачных изделий по итогам августа почти во всех субъектах РФ, кроме Московской области и Краснодарского края, “Русский табак” все же нашел, чем порадовать и на этот раз. Ведь в девятый ежегодный рейтинг 200 крупнейших российских компаний, составляемый агентством “Эксперт РА”, вошли теперь девять представителей табачной отрасли, в то время как в прошлом году их было всего семь.
Первой в отрасли в этом году стала “Филип Моррис Ижора”. С валовым доходом в $584.5 млн., предприятие заняло 35 позицию в рейтинге и сместило лидера двух последних лет фабрику “Петро”. При этом сама по себе “Петро” с выручкой в $513.3 млн. также прибавила два пункта, поднявшись с 43 до 41 позиции. Помимо питерских табачников в первую сотню рейтинга вошли фабрика “Лиггетт-Дукат”, (59 место), “Донской табак”, которая второй год подряд (единственная из табачных фигурантов “Эксперт-200”) заканчивает с убытками и, тем не менее, поднялась до 88 позиции, а также “ФМ – Кубань”, занявшая 91 строчку рейтинга. Заметно сдала свои позиции в рейтинге крупнейших “БАТ – Ява”, которая единственная из табачников снизила объемы реализации (на 5 процентов) и опустилась на 19 пунктов – до 118 места. А вот следующая за ней ярославская “Балканская звезда” напротив сделала значительный рывок вверх, поднявшись с 144 до 134 позиции. Замыкают табачную группу дебютанты рейтинга – “Ротманс-Нево” (“БАТ-СПб”), которая сразу же оказалась на 177 месте, и “Праймери Дон”, занявшая 200-ю позицию и лидирующая среди представителей отрасли по темпам роста доходов, которые увеличились в 2002 году в 2,2 раза.
Для полноты картины приводится и индекс цен на табачные изделия, который, согласно данным Госкомстата России, составил в сентябре 100,5 процента. При этом по сравнению с началом года цены на табачные изделия выросли в среднем на 7,2 процента, а в сравнении с сентябрем 2002 года индекс цен составил 8,7 процента.
Ну а какая марка сегодня самая продаваемая в России?
Как утверждает “Коммерсантъ-Деньги”, по данным агентства “Бизнес-Аналитика”, это сигареты L&M. А управляющая этой самой торговой маркой г-жа Чурбанова поведала о том, как удалось вывести ее в лидеры. Так вот, сегодня L&M позиционируются как качественные сигареты для совершеннолетних курильщиков в возрасте 18-24 лет, мужчин и женщин среднего уровня доходов, уверенных в себе, восприимчивых к новым идеям и тенденциям, надежных, с яркой индивидуальностью. “Быть на связи” – вот что является главным жизненным мотивом потребителя L&M в России. Сейчас, по данным маркетингового агентства AC Nielsen, спонтанная узнаваемость марки L&M равна 44 процентам среди всех возрастных групп старше 18 лет. И это самый высокий показатель узнаваемости в категории сигарет.
Что же касается узнаваемости, то сегодня, как замечает “Компания”, вообще-то мало кто знает, как же выглядит этот самый средний класс. Этакий человек-невидимка. Но при этом многие знают, как на нем заработать. Вот и компания BАТ пошла недавно на обновление имиджа марки “Ява золотая” именно для того, чтобы соответствовать требованиям постоянно растущего и курящего среднего класса. Российский потребительский сектор явно стоит на пороге бума, и это стало главной предпосылкой к перезапуску существенно модернизированной “Явы золотой” в июле 2003-го”.
Впрочем, сегодня “Ява золотая” уже не стоит по своей доле рынка за L&M, как год назад. По версии компании “Бизнес Аналитика”, теперь “Балканская звезда”, занимает второе место после L&M с долей рынка в 5,8 процента, оттеснив от лидера также и LD с “Петром I”. При этом “Балканская звезда” стала единственным отечественным производителем сигарет, который смог вывести свой брэнд на лидирующие позиции, в тройку самых продаваемых сигарет в России. Александр Пашистов, гендиректор дистрибуторской компании “Табачные традиции” раскрывает секреты популярности марки “Балканская звезда”. Получается, что главный фактор, который позволил ей занять свое достойное место на российском табачном небосклоне – это цена. Ценовая ниша, в которой находится “БЗ” (6-8руб.), сейчас активно развивается за счет сокращения дешевого сегмента. Поклонники “Примы” и “Беломора” (дружно стремясь влиться в ряды все того среднего класса) переходят на более дорогие сигареты. При этом качество “БЗ” для своей ценовой ниши достаточно высокое. Цена сыграла на руку “Балканской звезде” и еще в одном аспекте – рекламном. Ведь российские компании могут наиболее успешно конкурировать с западными в продвижении именно недорогих сигарет с фильтром, поскольку потребитель этой категории издавна более привержен отечественному производителю и менее избалован промоушн-акциями. Еще один источник, из которого “БЗ” черпает силы – ориентированность на регионы, где марка исторически популярна и велико число потенциальных курильщиков”. А ключевыми регионами для этого сугубо отечественного брэнда являются Урал, Центр и Сибирь.
Ну а “РТ” в свою очередь порадовался успехам “Донтабака” и его марки сигарет с биофильтром “21 ВЕК”, которая была запущена на рынок еще в 1998 году, а совсем недавно награждена медалью лауреата выставки “Ростов Гостеприимный – 2003”.
Вообще-то, “Донской табак”, о котором сообщалось, что в 2003-07 годах он инвестирует в развитие предприятий, входящих в одноименный многопрофильный холдинг, около $500 млн., как видно, успешно идет своим, не совсем табачным, путем. Как утверждает “Ъ”, вначале “Донтабак” продал колбасный завод “Тавр – свой основной актив в мясопереработке – покупателю в лице ООО “Праймери Дон”, а также принадлежавшие ему 13,79 процента доли в ООО “Мясокомбинат “Ростовский”. А затем, если верить сообщению “Ведомостей”, компания решила сменить мясо на птицу и инвестирует теперь $19 млн. в реконструкцию птицефабрики. К чему бы это?
В то время как донские табачники намерены взять под свой контроль птицу, российское правительство в очередной раз решило усилить свою регулирующую роль на табачном рынке. Как пишут “Известия”, для табачников стало неожиданной новостью постановление премьер-министра Михаила Касьянова, согласно которому правительственная комиссия по регулированию алкогольного рынка будет теперь регулировать и рынок табака. Реакция пока неопределенная. И если в ассоциации “Табакпром” ответили, что, “возможно, решение правительства позитивно скажется на развитии отрасли”, то по словам руководителя ассоциации “Грандтабак” Сергея Шелехова, пользу отрасли такое решение вряд ли принесет. Потому как любая комиссия – это, опять же, лишние препоны для бизнеса. Да и совершенно непонятен механизм контроля, который собирается осуществлять комиссия. Чтобы регулировать отрасль, необходимо консультироваться с ее представителями, а это как раз и не предполагается. Некоторые табачники вообще сомневаются, что комиссия сможет эффективно регулировать табачный рынок. А ведь ее решения будут обязательными.
Вот ведомство Германа Грефа, как напоминают “Ведомости”, совсем наоборот, давно пытается освободить табачный бизнес от необходимости получать ненужные, с точки зрения реформаторов, лицензии. А направленный Минэкономразвития в августе в правительство законопроект как раз и сокращает перечень лицензируемых видов деятельности. Ну а против этой здоровой инициативы выступают, как водится, отраслевые ведомства и крупный бизнес, опасающийся усиления конкуренции.
Что ж! В таких условиях спасение утопающих – дело рук самих утопающих табачников, которым ничего не остается, как проявить инициативу по регулированию своей деятельности. И как сообщил “РТ”, ассоциация “Табакпром”, между прочим, уже выступила инициатором разработки специального технического регламента “Табачные изделия”. А разработкой технического регламента, как Федерального закона, займется Экспертный совет при Администрации Президента РФ. В его состав помимо членов “Табакпрома” вошли представители Госстандарта, Минздрава и Минсельхоза РФ, а также сотрудники ВНИИ табака. Разработчики считают возможным подготовить проект закона для внесения в Думу до декабря 2005 года. По словам представителя ассоциации “Табакпром” Сергея Филиппова, “закон как раз и призван стимулировать предпринимательскую инициативу путем активного вовлечения бизнеса в процесс разработки научно-обоснованных норм и требований, и ликвидировать препятствия в виде необоснованных административных барьеров, например, такого, как введение госрегистрации новых пищевых продуктов”.
Олег Никотенко