Сигареты, подобные нашей “Приме”, давно не производят ни в одной стране мира, констатирует “Столичная вечерняя газета”. У нас же еще два года назад они составляли более 50 процентов от общего производства табачной продукции. “Приму”, “Астру”, “Памир”, “Беломорканал”, “Луч” и другие папиросы и сигареты в России не делал, в общем-то, только ленивый (в данном случае, компания Phillip Morris). Но за два года ситуация коренным образом изменилась, и потребление папирос снизилось более чем в два раза. И продолжает быстро сокращаться, так что фирмы, выпускающие папиросы, просто не успевают снижать, вслед за падением спроса, объемы производства. На складах основных производителей “примообразного” курева скопился десятимесячный запас продукции. Дилеры не берут этого даже по демпинговым ценам. Главный аналитик ассоциации ‘Грандтабак’ Виктор Стефашин говорит, что эти сигареты все сложнее продавать даже в глубинке. Остается контрабандой переправлять в Среднюю Азию, но и там они уже идут с трудом.
Сами же производители табака считают полное прекращение производства овальных сигарет в России нереальным. Хотя, например, в компании “БАТ-Россия” постоянно сокращают их производство и уверены, что вернуть российских курильщиков к сигаретам без фильтра может разве только очередной кризис. Вот тогда потребители недорогой табачной продукции и будут вынуждены опять начать смолить папиросы. Впрочем, сейчас ничто не в состоянии остановить процесс замещения. Народ массово переходит на недорогие сигареты с фильтром. Например, пачка ‘БЗ’ с фильтром всего на три руб. дороже ‘Примы’. Пока же сигареты без фильтра составляют 30 процентов всей продукции “Балканской звезды”. Впрочем, производители обещают, что полностью прекращать производство “Беломора” и других папирос они не намерены
Вот и не вызывает удивления сообщение “Русского табака” о том, что коллективный держатель брэнда “Прима” – отраслевой союз “Табакпром” – зафиксировал общее снижение производства в отрасли. По данным этой российской ассоциации табачных производителей, за 8 прошедших месяцев года входящими в нее предприятиями было выпущено 195,1 млрд. штук курительных изделий. При том, что по итогам аналогичного периода прошлого года объемы производства фабрик-членов ассоциации составили 206,8 млрд. штук сигарет и папирос. Таким образом, в сравнении с 2002 годом выпуск продукции за январь-август был снижен на 11,7 млрд. штук или на 5,66 процента.
Вообще-то право на “Приму” недавно подешевело вдвое, как утверждает “Ъ”. Потому как в сентябре общее собрание членов “Табакпрома” приняло решение снизить вступительный взнос до $250.000. Что, впрочем, было воспринято многими ее членами без особого энтузиазма. Вот, например, гендиректор петербургской фабрики “Нево Табак” Денис Минкин не видит разницы между вступительным взносом в $250 000 и $500 000. “Для небольшого предприятия эта сумма все равно неподъемна”, – считает он. Мелких производителей неожиданно поддержал и табачный гигант Philip Morris, предложивший снизить вступительный членский взнос вообще до $5 000. “Что ж, предприятия, которые не являются членами ассоциации, продолжат оставаться изолированными и их голос так и не будет услышан”, – заявил руководитель службы по связям со СМИ Philip Morris Дмитрий Хрол после того, как это радикальное предложение было отклонено.
При этом его главный оппонент – вице-президент компании BAT Владимир Аксенов – предложил воспринимать снижение вступительной суммы пока только вдвое как жест, подтверждающий намерение и в дальнейшем снижать взнос. Кроме того, он считает, что членство в ассоциации вовсе не должно автоматически давать права на “Приму. Вступительный взнос в “Табакпром” пусть будет небольшим, а лицензионные сборы за “Приму” станут предметом отдельных коммерческих переговоров. В результате по предложению ВАТ на собрании был серьезно пересмотрен устав ассоциации. В нем вопрос членства в “Табакпроме” и вопрос о правах на “Приму” теперь разделены.
Второй предмет, вызывающий в “Табакпроме” серьезные разногласия, – конечно, все те же пресловутые акцизы. Ну а поскольку сторонников смешанной ставки в “Табакпроме” значительно больше, общие решения ассоциации, касающиеся акцизного вопроса, практически всегда были в пользу BAT и российских фабрик (тех, что покрупнее). Вот и на этот раз были отклонены требование компании Philip Morris изменить устав таким образом, чтобы все решения по ключевой для отрасли теме налогообложения принимались единогласно. “Потому как у нас существует нормальный принцип демократии, а нам навязывают единомыслие” – парировал это предложение г-н Аксенов. В ответ Philip Morris выступил с беспрецедентно жестким заявлением, назвав ассоциацию “ареной конкурентной борьбы между ее членами”.
Впрочем, недовольство Philip Morris и примкнувших к ней мелких табачных фабрик может иметь далеко идущие последствия. Говорят, что сразу после общего собрания “Табакпрома” ряд операторов рынка возобновили консультации о возможности создании альтернативной табачной ассоциации.
Пока в “Табакпроме” шли бурные дискуссии вокруг “Примы” и акцизного единомыслия, депутаты Госдумы изощрялись в изобретении все новых методов борьбы с курением. В результате чего и был ужесточен действующий закон об ограничении курения – впрочем, по европейским меркам, весьма вегетарианский, отмечает “Трибуна”. Депутаты приняли в первом чтении ряд поправок, направленных на ужесточение правил распространения табачных изделий. Инициатором законопроекта выступила Мосгордума. Пугаться табачникам особенно не стоит. Госдума просто предложила отодвигать “линию продажи табачных изделий” за 101-й метр от учебных заведений. Торговля табачными изделиями на территориях и в помещениях образовательных организаций, а также в радиусе не менее 100 метров от них будет запрещена. Кроме того, естественно, будет запрещена торговля сигаретами в барах, киосках и кафе, которые находятся в зданиях образовательных учреждений.
Что ж, забота о здоровье подрастающего поколения – дело хорошее. А международные табачные производители, затравленные европейскими законодателями, должны быть благодарны нашим депутатам уже только за то, что они не запретили курить на улицах или у себя дома.
Но как ни странно, вместо благодарности представители табачных компаний весьма скептически оценивают новую инициативу депутатов, утверждает “Ъ”. По их мнению, эта инициатива не поможет решить проблему подросткового курения, а только создаст дополнительные административные барьеры для розничной торговли и развяжет руки чиновничьему произволу.
“Ведомости” особо отмечают удивительное единодушие, которое проявили всегдашние оппоненты и конкуренты в отрицательной оценке проекта. “Запрет не помогает решить главную проблему – предотвратить курение среди несовершеннолетних. Он создает дополнительные административные барьеры для розничной торговли и почву для бюрократических злоупотреблений”, – считает руководитель службы по связям со СМИ Philip Morris Дмитрий Хрол. “Закон запрещает продажу табачных изделий несовершеннолетним. Если бы власти исполняли его надлежащим образом, поправка была бы не нужна”, – считает управляющий по связям с общественностью JTI Андрей Ерин. “В законе “О рекламе” есть норма, что рекламу табачных изделий нельзя размещать около образовательных учреждений. Но она не работает: никто не знает, как и откуда считать эти самые 100 метров. То же будет и в этом случае”, – добавляет вице-президент компании BAT Владимир Аксенов.
При этом “Русский табак” еще раз напоминает, что Россия занимает первое место в мире по подростковому курению. И, между прочим, новый законопроект, получивший активную поддержку профильного Комитета по охране здоровья, в итоге был принят в первом чтении подавляющим большинством депутатских голосов – “за” 367, “против” 1. Поддержало его и правительство на своем заседании. В результате только в столице, на территории которой ежегодно реализуется свыше 20 млрд. штук сигарет и папирос, прекратить торговлю табачными изделиями будут вынуждены сотни торговых предприятий.
Юным же курильщикам теперь только и останется на переменах наперегонки бегать стометровки за сигаретами, как предлагает им “МК”. Поскольку, должно быть, именно в расчете на короткие перемены депутаты и решили увеличить расстояние от школ до табачных киосков.