Некурящий столичный мэр сегодня не одинок в своей борьбе с лавинообразным ростом количества щитов с изображениями самых разноообразных сигаретных пачек на подведомственной территории. Рекламная компания табачных изделий вызывает резкое неприятие и у многих простых российских граждан, авторитетно утверждает уже и “Литгазета”. Которая также подключилась к дискуссии, посвященной анализу причин, способствующих развитию “вредных привычек” (и разработке конкретных мероприятий по их предотвращению).
Минздрав предупреждает, а производитель завлекает… Что нынче сочетает в себе гордое наследие традиций и современную элегантность новой России? Ну конечно же, новый образ пачки сигарет. “России нужен новый вкус, достойный ее выбора. Наше отечество выбирает …… три новые табачные мешки” – вот образцы “изящной словесности”, обнаруженные в рекламном проспекте одной из известных фирм. Вся реклама у нас рассчитана на молодых. “Время открывает перед тобой светлые и захватывающие перспективы”, – обещает проспект, завлекая юных в стан курильщиков. Призыв Минздрава на фоне слогана “Это – выбор нового времени” выглядит как насмешка. И 12 – 14-летние его просто не замечают.
И это в то время, когда курение среди детей и подростков грозит стать настоящей эпидемией. Ведь по итогам исследования, проведенного в 88 субъектах Российской Федерации по инициативе Минобразования и Минздрава, средний возраст начала потребления табака в России составляет 11,5 лет, с тревогой напоминает “Московская правда”. При этом государство никак не препятствует антисоциальной рекламе, направленной на уничтожение здоровья подрастающего поколения. Что же получается? Наука с завидной частотой напоминает, что курение, алкоголь и наркотики являются звеньями одной цепи, государственная власть этого упорно не слышит, а на рекламу вреднейших привычек трудится целая армия специалистов, знающих тонкую психологию подростка. Отсюда и напрашивается прискорбный вывод, что бизнес уничтожения здоровья подрастающего поколения россиян является тщательно продуманной системой, имеющей щедрое финансирование и прикрытие.
Правда, на парламентских слушаниях в Госдуме по подготовке нового закона “О рекламе” вроде бы прозвучали рекомендации обязать производителей табака и табачных изделий финансировать социальную рекламу. Т.е. размещать рекламу о вреде табака пропорционально стоимости реализованной табачной продукции. Но, судя по всему, наша российская Дума будет долго и поэтапно готовиться ограничивать рекламу табачных изделий. Вплоть до полного ее запрета.
Вот в ЕС акцию по антирекламе табачных изделий чиновники Еврокомиссии разрабатывают, начиная еще с 2001 года. Последние рекомендации в этой области и прозвучали недавно на XII Международной конференции под звучным названием “Табак или здоровье”, которая состоялась в Хельсинки. На вопрос “как остановить или хотя бы замедлить распространение по миру привычки курить?” попытались ответить более 2 тысяч ученых и госчиновников из 115 стран мира. И, как отмечает “Трибуна”, в общем-то, мозговой штурм научной братии увенчался некоторым успехом. Так, одним из наиболее эффективных способов оказания помощи желающим бросить курить признан конкурс “Брось и победи”. К участию в нем допускаются курильщики со стажем не менее года. Победителей награждают ценными призами. Но наиболее ценный результат конкурса в другом – каждый пятый курильщик после участия в таком соревновании надолго завязывает со своей вредной привычкой. Сейчас география конкурса расширилась до 77 государств, включая Россию, а в прошлом году призы оспаривали 700 тысяч курильщиков.
Вот и российские исследователи также поделились с участниками конференции своим опытом борьбы с курением. Например, хороший эффект дает использование никотиновой жвачки или ингалятора.
Существует, правда, и более радикальный и эффективный способ борьбы с курением. Имя ему – налогообложение. “Рост цены на пачку сигарет на 10 процентов сокращает потребление табачной продукции на восемь процентов в странах с низким и средним уровнем доходов населения”, утверждает гендиректор ВОЗ доктор Ли Йонг-вук. Конечно, не все разделяют мнение о необходимости повышения табачного налога. Наиболее ярые противники этой меры – воротилы табачной индустрии. Их основной контраргумент заключается в том, что чем выше налог, тем больше на рынке появляется поддельной, несертифицированной продукции.
С другой стороны, огромная разница в уровне налогов в разных странах подстегивает так называемый синдром бутлеггерства.
Отмечалось также, что в борьбе за свое благополучие табачные магнаты обрабатывают общественное мнение при помощи “недобросовестной науки”. Вот, например, выяснилось, что американские исследователи, которые усиленно доказывали безвредность “пассивного курения”, так или иначе находились на содержании корпорации “Филип Моррис”.
В общем, некоторые подвижки в создании общих “правил игры” на мировом табачном рынке уже сделаны. Нынешняя конференция предоставляет отличный шанс ускорить ратификацию Рамочной конвенции по контролю над табаком, о принятии которой страны – члены ВОЗ договорились минувшей весной. Документ призван связать национальные власти обязательством принять ясные законы, контролирующие торговлю табачной продукцией и направленные на пропаганду отказа от курения, в первую очередь среди молодежи. На сегодняшний день конвенцию уже подписали 46 стран. Впереди планеты всей – Норвегия, которая успела и ратифицировать ее.
Пока же Еврокомиссия с завидным упорством рекламирует антитабачную конвенцию. Какие конкретные меры можно принять уже сегодня? Прежде всего следует отменить на пачках сигарет пометки “мягкие” и “легкие”, поскольку они вводят в заблуждение. На пачках сигарет должны содержаться не только текстовые предупреждения, которые табакозависимые люди почти не воспринимают, а более жесткая визуальная информация. Вот эту новую идею Еврокомиссия и намерена протолкнуть в ближайшее время, и именно к этому призывают новые правила, разработанные в рамках ЕС. На пачках сигарет будет написано: “Курение убивает”, а к этой фразе будут прилагаться рисунки с выжженными легкими. Захочется ли закурить, взглянув на такое?
В общем, эпидемию курения можно остановить, если только объединить всеобщие усилия.
Пока же, выяснив, что легкие сигареты еще более опасны, чем полновкусные, только европейские медики позаботились о населении стран Евросоюза и добились запрета на использование слов light и mild в названиях сигарет. Однако не запретили использовать их для сигарет, предназначенных на экспорт. В том числе и в Россию, где они становятся все более популярными. В то время как Минздрав России предпочитает эту проблему игнорировать, всю правду о “легких” сигаретах попыталась раскрыть “Столичная вечерняя газета”. Вот летом в Москве и крупных городах России появились постеры с надписью “Больше, чем ты думаешь” и панорамой большого города. Таким образом компания BAT сообщила, что семейство “Ява Золотая” пополнилось новинкой “ЯЗ 1 мг. Легкая” в сегменте “качество по доступной цене”. Что ж, город – символ современного курильщика, а ВАТ идет в ногу со временем и отреагировала на увеличение спроса.
Впрочем, курение легких сигарет сегодня настолько вошло в моду, что практически все известные табачные компании наладили их выпуск. В России на долю легких сигарет приходится 34% рынка, причем только за прошлый год продажи облегченных версий выросли на 12%. Их курят в основном женщины до 30 лет, жители больших городов, занимающиеся умственным трудом, с высшим образованием и удовлетворительным уровнем дохода. Ну а главной причиной перехода на легкие сигареты, сделанные, между прочим, в основном из отходов табачного листа и “вымороженного” табака, наши образованные сограждане называют заботу о своем здоровье.
Исследования же по этому поводу у нас не ведутся, и никто не выступал с предложением запретить надписи “легкие”. “Раз облегченные сорта сигарет содержат меньше определенных Минздравом главных вредных веществ – никотина и смол, соответственно, они наносят вреда меньше, чем полновкусные сигареты”, – сформулировал российскую точку зрения на эту проблему главный специалист Ростабакпрома Юрий Аврушкин. А ведь чем легче сигареты, сигареты, тем сильнее и чаще курильщик затягивается и тем больше их в день выкуривает. И никакого тебе кризиса табачного перепроизводства!