Перед уходом на каникулы Госдума после ожесточенной борьбы все же приняла новые ставки табачных акцизов. Оставив без изменений смешанную ставку акцизов до конца текущего года с последующим повышением ее на 20 процентов с начала следующего (согласно предложениям Минфина). И это несмотря на то, что преддверии заседания думского Комитета по бюджету и налогам сторонники специфической ставки заручились поддержкой Счетной палаты. Как отмечает “Русский табак”, отслеживая драматические события, в ход снова пошла тяжелая артиллерия.
Всего к рассмотрению бюджетным комитетом были предложены четыре варианта ставок на 2004 год. Из них только один проект сохраняет комбинированный акциз, это предложение правительства, а три остальных – за возврат к специфической системе. Поправки к правительственному проекту были собраны Комитетом заранее. И наиболее радикальное повышение предложил, как и ожидалось, депутат А. Мельников – 130 руб. за 1000 шт. сигарет с фильтром и 42 руб. для сигарет без фильтра и папирос. Два других проекта несколько мягче.
Помимо думцев к специфической системе посоветовал вернуться и председатель Счетной палаты Сергей Степашин. В своем письме от 4 июня г-н Степашин отметил, что результаты анализа исполнения федерального бюджета за январь-апрель текущего года свидетельствуют о недостаточной эффективности введенной в 2003 году смешанной системы взимания акциза, при этом значительно усложняются расчеты и администрирование. По экспертному заключению Счетной палаты, адвалорная составляющая акциза позволила минимизировать налоговую нагрузку “за счет снижения отпускных цен при реализации оптовыми организациями, зачастую являющимися аффилированными лицами с организациями-производителями”. Что и подтверждается рядом данных, полученных при анализе отдельных налоговых деклараций, в частности, от компаний “БАТ-Ява” и “Лиггетт-Дукат”. (Можно отметить, что директор по корпоративным отношениям “БАТ Россия” Владимир Аксенов достаточно оперативно отреагировал на это заключение Счетной палаты, заявив, что произошло недоразумение, поскольку в отчетах экспертов содержится явная опечатка.)
В любом случае на решение Госдумы “опечатки” Счетной палаты не повлияли и 21 июня были приняты предложенные правительством ставки акцизов на следующий год: для сигарет с фильтром – 60 руб. за 1000 шт. плюс 5 процентов отпускной цены, без фильтра – 23 руб. плюс 5 процентов. Утвержденные затем 25 июня и Советом Федерации.
При этом, как отмечает “Время МН”, повышение акцизов в том числе и на табачные изделия станет достойной компенсацией для регионов после отмены налога с продаж и снижения НДС.
Ну а в “Столичной вечерней газете” прикидывают, во что же обойдется потребителю индексация табачных акцизов на 20 процентов. Правительство позаботилось о подорожании сигарет. Согласно предварительным данным, в рознице они подорожают процентов на 15. Ведь это только по официальной версии индексация акцизов – один из способов компенсировать потери бюджета, вызванные снижением ставки налога на добавленную стоимость с 20 до 18 процентов и отменой акциза на природный газ. Однако, по мнению бизнесменов, дело вовсе не в экономических расчетах. Рынки алкоголя и табака активно развиваются, компании рекламируют свою продукцию, а значит, у них есть деньги, которые можно забрать в бюджет. Но в любом случае большую часть этих денег придется заплатить потребителю, поскольку производители после вступления в силу новых акцизных ставок (1 января 2004 года) тут же поднимут цену на свою продукцию. А пока они подсчитывают, на сколько именно придется увеличить розничную цену товара.
Между тем, вопреки нехорошим прогнозам экспертов Счетной палаты, новые табачные акцизы, оказывается, уже дали заметную прибыль казне. Что и подтвердил на своем последнем брифинге широко известный в табачно-алкогольных кругах замминистра РФ по налогам и сборам Борис Король. К большому удовлетворению представителей компаний ВАТ и LD.
“Русский табак” отмечает, что МНС довольно собираемостью табачных акцизов по комбинированной системе. Как заявил на пресс-конференции г-н Король, сумма акцизных поступлений с табачной продукции на 1 июня 2003 года составила 6 млрд. 271 млн. рублей. Коэффициент собираемости – 101 процент. (При том, что за аналогичный период прошлого года в бюджет поступило 3 млрд. 867 млн. рублей, а коэффициент собираемости был 88 процентов.)
Кроме того, в связи с введением с начала текущего года новой смешанной системы взимания табачных акцизов никаких сложностей с подсчетом и администрированием поступлений МНС не отметило. И в целом потерь в финансовом плане за отмеченный период налоговое ведомство не зафиксировало. Наоборот, цифры свидетельствуют, что поступления растут. Более того, тесное сотрудничество МНС с представителями компаний-производителей в части налогообложения позволит в этом году свести до минимума недоимки по выплатам акцизного налога. Если в феврале текущего года они составляли 359 млн. руб., то затем снизились и в мае составили всего 63 млн. руб.
Подводя итог под “акцизным вопросом”, Борис Король констатировал, что в целом табачная отрасль является одной из немногих в экономике России, которые демонстрируют тенденцию к развитию, увеличению объемов производства и динамичному росту налоговых поступлений. Ситуация на табачном рынке достаточно стабильная, но требуются меры по упорядочению некоторых вопросов.
И сферой, где необходимо “навести порядок” г-н Король назвал прежде всего торговлю, которая, по его утверждению носит сегодня “дикий характер”. Поэтому МНС теперь выступает за восстановление лицензирования оптовой торговли табачными изделиями, и во втором полугодии текущего года намерено подготовить соответствующие предложения, а затем внести их в правительство РФ.
Кроме того, МНС совместно с Минздравом намерены разработать меры по законодательному ограничению выпуска табачных изделий “с низкими параметрами безопасности”, то есть с высоким содержанием никотина и вредных смол.
Можно также отметить, что, говоря о “законодательных” планах МНС, Борис Король сообщил журналистам, что его ведомство рассматривает возможность изменения системы взимания адвалорной компоненты табачного акциза таким образом, чтобы она рассчитывалась не от отпускной, а от максимальной розничной цены сигарет. Но это в планах на ближайшие два-три года.
А вот итоги 2002 года. По данным МНС, озвученным Борисом Королем, объем произведенной на территории Российской Федерации табачной продукции за 2002 год составил порядка 394 млрд. шт. курительных изделий. При среднегодовом потреблении около 300 млрд. шт. Объем официального экспорта готовых табачных изделий составил 3,7 млрд. шт., или 0,93 процента от всей произведенной продукции.
По состоянию на 1 июня текущего года в России зарегистрировано 96 предприятий, имеющих лицензию на производство табачной продукции, из них 80 действующих, 8 предприятий находится в стадии банкротства и 8 остановили свое производство. При этом, как констатировал г-н Король, большая часть продукции – 63 процента по итогам прошлого года – выпускается 8 фабриками с иностранными инвестициями, уплачивающими 76 процентов всех налогов.
После вот таких оптимистических заявлений руководства МНС российские табачные акцизы и были 7 июня подписаны президентом Путиным.
Правда, предложения замминистра Короля вернуть лицензии табачным оптовикам совсем не вызвала оптимизма у королей табачных. Уж их-то жизнь от этого совсем не будет сладкой. “Известия” отмечает, что затея налоговой службы вызвала среди табачников некоторое недоумение. Ведь лицензирование оптовиков уже было и никаких результатов, кроме коррупции, не принесло.
“Ведомости” также пишут, что участники табачного рынка крайне отрицательно отреагировали на заявление г-на Короля. Президент ассоциации табачных дистрибьюторов “Грандтабак” Сергей Шелехов уверен, что лицензирование в прежнем виде вводить не нужно. “Критериев выдачи лицензии было фактически только два: наличие склада и отсутствие задолженности перед бюджетом. У вновь возникших компаний задолженностей, конечно, не было, поэтому им легко давали лицензию, а они потом исчезали, так и не заплатив налоги”, – говорит он. По мнению Шелехова, имело бы смысл ввести не лицензирование, а нечто вроде аккредитации надежных и проверенных компаний при МНС, которая осуществлялась бы в сотрудничестве с профессиональными ассоциациями.
Вице-президент ВАТ Владимир Аксекнов также не сомневается в бесперспективности инициативы МНС. “Любой чиновник желает как можно больше полномочий. Любая лишняя бумажка – это путь к коррупции”, – говорит он. По данным Аксенова, после введения лицензирования в 2000 г. 100 процентов дистрибьюторов получили лицензии – даже самые мелкие. “Все попытки МНС вновь ввести лицензирование обречены на провал”, – считает Аксенов.
В общем, оптовики предостерегают МНС от столь непоследовательного и регрессивного шага, как возобновление процедуры лицензирования. И опять же, разве излишние административные барьеры способствуют развитию бизнеса?