"Прима-балерина" с вариациями

0:00
0

В последнее время Москву как-то особенно полюбил Davidoff, утверждает “Ъ (Weekend)”. И очень заботится о ее репутации. Как самого дорогого города Европы. Вот и был недавно открыт в нашей столице третий табачный бутик Davidoff. Это уникальный случай, так как владельцы брэнда считают, что даже в самых крупных европейских городах должно быть не более двух фирменных магазинов. А у нас уже три, причем третий Davidoff открылся всего через год после второго. Новый бутик расположен на первом этаже “Смоленского Пассажа”.

Если бы большие деньги имели запах, наверняка это был бы запах дорогой сигары….. Курение которой можно считать ритуалом, глубокомысленно замечает “МК” в пиар-статье, направленной на раскрутку элитной марки сигар COHIBA.

Правда, журнал “Столица” как раз напоминает, что по мере удаления от центра Москвы и табачных бутиков с хьюмидорами наблюдается рост авторитета у курильщиков совсем иных брэндов. И со ссылкой на “Бизнес-аналитику” утверждает, что марка “Прима” (в самых разных вариациях) по-прежнему остается лидером популярности среди российских граждан. Что, в принципе, не противоречит и последним рейтингам “Русского табака”.

Что же касается рейтинга компаний на российском рынке, то за абсолютным лидером PM сегодня с отрывом следует JTI, далее плотно идут Gallaher (LD) и BAT, затем, опять же, с отрывом – “сермяжные” “Донтабак” и “Балканская звезда”, а замыкает список британско-германско-российский Imperial (“Reemstma-Волга”). Причем из этой великолепной семерки не только последние три отечественных производителя фактически выросли на “Приме”, которая после 1998 года вытянула их наверх. Улучшенная “Прима” помогла тогда выжить на российском рынке и компании JTI, фактически подарив предприимчивым американцам потребителя, переключившегося из-за кризиса на дешевые марки.

За что в очередной раз и выражает благодарность судьбе руководитель российского подразделения JTI г-н Марк Шэвйвер в интервью журналу “Профиль”. Он с гордостью вспоминает, как сразу после 1998 года за счет правильно выбранной стратегии компании удалось не только сохранить, а даже увеличить объем продаж.

Транснациональный концерн JTI в любой стране ориентируется прежде всего на развитие местного производства. Так было и в России. Из полумиллирда долларов общего объема капиталовложений в российский табачный бизнес 400 миллионов было инвестировано в фабрику “Петро”. Одновременно удалось приобрести и контрольный пакет акций Елецкой табачной фабрики. Вложив в ее реконструкцию $10 млн., американцы создали единственное в России и СНГ предприятие по выпуску восстановленного табака “Дж.Т.И. Елец”. Благодаря модернизации производства продукция елецкой фабрики стала полностью соответствовать международным стандартам и с успехом пошла на экспорт. А на фабрике “Петро” был сформирован полный производственный цикл – от первичной обработки табачного сырья до упаковки блоков сигарет в коробки. Также единственный в России. Возникшая в 98-м году кризисная ситуация стала для JTI проверкой на прочность. Но уже хорошо известные к тому времени бренды, такие как “Петр I”, Magna, Monte-Carlo, North Star, традиционный российский “Беломор” и не менее традиционная овальная “Наша Прима” тогда как раз способствовали успеху компании. Поэтому компания не только выстояла, но и приобрела бесценный опыт работы в экстремальной ситуации, упрочив свои позиции на российском рынке.

Однако не стоит почивать на лаврах. Эффект золотоносной “Примы” не может длиться вечно. Повышение уровня жизни населения России способствовало изменению спроса. Все более популярными и востребованными становятся сигареты среднеценового и выше сегментов. Примерами таковых являются “Петр I”, Winston, “Русский Стиль”. Продолжается дальнейшее сокращение потребления овальных сигарет (без фильтра) и папирос. Потребители этой продукции постепенно, но неуклонно переходят к сигаретам так называемого базового сегмента. JTI в данном секторе представлена сигаретами More, “Наша Прима”.

Мировая тенденция все возрастающего интереса курильщиков к легким и сверхлегким сигаретам актуальна и для российского рынка. Поэтому, чутко прислушиваясь к запросам потребителей, практически все бренды – “Петр I”, Winston, Camel, “Русский Стиль”, Mild Seven – представлены ныне целыми семействами: от традиционной полновкусовой версии (Full Flavour) до легкой и сверхлегкой. В этой связи, конечно, особо следует отметить недавнее событие – вывод на российский рынок обновленной семьи “Петр I”. Вот таким образом и учитываются индивидуальные вкусы различных категорий российских курильщиков.

Что же выгоднее в сегодняшней России: покупать существующие производства и обновлять их или строить новые?

В отличие от своих коллег-конкурентов из РМ , руководитель российского филиала JTI, считает, что в настоящее время строительство новых крупных табачных фабрик практически исключено по причине избытка существующих производственных мощностей. Только эти имеющиеся мощности следует модернизировать, что и делается, например, все на том же производственном комплексе “Петро” в Санкт-Петербурге.

И еще г-н Шэвйвер, возглавляющий подразделение JTI в России с 2001 года, уверен, что руководство корпорации продолжает рассматривать российское подразделение в качестве основного инструмента для развития и роста всей группы компаний JTI. В глобальном масштабе. При этом стратегия компании в России остается неизменной. Фокус на флагманских брендах – Camel, Winston, Salem, – увеличение реализации сигарет средней и выше средней ценовых категорий, расширение сегмента легких сигарет и продолжение инвестиционной деятельности. Так что в смысле стратегии ее (т.е. JTI) пример – другим наука, таким, как “Булгартабак” и пр.

А в настоящее время петербургским “табачным капитанам” из “Петро” остается только вместе с “Русским табаком” радоваться успехам своих земляков из компании “Филип Моррис Ижора”. На годовом собрании акционеров которой было принято решение о выплате дивидендов по итогам 2002 г. в размере ни много ни мало – 6.9 мрд. рублей. Правда, размер чистой прибыли, полученной по итогам 2002 года, в компании не раскрывают.

Конечно, на “Приме” миллиардов не заработаешь, как РМ, но и в убытке не останешься. Вот и ведущий производитель любимого народного брэнда “Донтабак” вполне может гордиться своими сильными позициями на российском юге. И успешно борется там с РМ за лидерство. При этом на только что прошедшем годовом собрании акционеров “Донтабака” отрапортовали 17-процентном росте продаж. Да и размер прибыли компании – не тайна мадридского двора . Руководство “Донтабака” отчиталось перед акционерами, что прибыль табачного бизнеса компании увеличилась за прошлый год на 5 % и составила 318 млн. руб. И вся эта прибыль, между прочим, пойдет на дальнейшее развитие производства. Собрание постановило дивиденды не выплачивать.

А вот собрание акционеров петербургского ЗАО “Нево-табак” утвердило объем выплаты дивидендов по итогам прошедшего года в сумме 2% от чистой прибыли, что составит 3 млн руб. Несмотря на то, что прибыль в 2002 году снизилась на 25 процентов (до 121 млн. руб.). Да и объем продаж у этого основного производителя недорогих марок на Северо-западе снизился на 8 процентов (до 2, 14 млрд. руб.) Объем производства при этом, правда, остался на уровне 2001 года и составил 18, 4 млрд. руб. Стало быть, основной задачей вновь избранного руководства в настоящее время должна стать именно стабилизация и развитие системы продаж, о чем и заявил новый руководитель (и совладелец) предприятия г-н Минкин. При этом не стоит, конечно, забывать о развитии производства и улучшении качества продукции.

В Татарии и Башкирии также намерены наращивать производство табачных изделий для народа.

С 1 июня на ОАО “Илбар-Табак” (Казанская табачная фабрика) планируют в полтора раза увеличить объем выпускаемой продукции – папирос и сигарет. На предприятии уже началось освоение новых образцов продукции и в ближайшее время будет выпускаться сразу четыре новых марки: “Идель особые”, “Идель юбилейные”, а также “Казанская марка” и “Казанская марка люкс”. Недавно на табачной фабрике также произошла смена руководства. Кресло директора занял Геннадий Лашманов, ранее один из специалистов завода малолитражных автомобилей ОАО “КАМАЗ”.

В Башкортостане же, несмотря на кризисные прогнозы, недввно даже открылось совсем новое табачное производство. Выросло, говорят, из дистрибутерского бизнеса. Как сообщает “Tobacco-РЕВЮ”, новая табачная фабрика – “Истэк” в г. Октябрьский рассчитана на производственную мощность 2 млрд. сигарет в год. Фабрика будет ориентирована на выпуск овальных сигарет (60%) и сигарет с фильтром (40%). Парк оборудования в основном укомплектован восстановленными сигаретоделательными и упаковочными машинами. На фабрике будет также функционировать комбинированный цех подготовки табака и переработки жилки. Директором предприятия назначен Радик Насибулин.

Вот и на Канской табачной фабрике, которая за последние 4 года понесла миллиардные финансовые потери (от недобросовестных дилеров) и была постоянной “головной болью” местных властей, после внеочередного собрания акционеров, кажется, установились новые порядки. Обязанности вновь избранного руководства теперь четко распределены. Проведена полная инвентаризация предприятия и впервые введена вневедомственная охрана. Теперь попасть на предприятие постороннему человеку не так просто. Даже если это самый большой любитель неповторимой канской “Примы”. Несмотря ни на что, прибыль ОАО “Канская ТФ”, 51% акций которого принадлежит краю, составила, между прочим, 5 млн. руб. Из которых 1,4 млн. было решено направить на выплату дивидендов. Стало быть, половину этих дивидендов от “Примы” (700 тыс. руб.) как раз и получит краевой бюджет. Сумасшедшие деньги!

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ