"Грандтабак" вытянет "Родопи"

0:00
0

Российская ассоциация табачных дистрибуторов “Грандтабак” подошла к своему трехлетнему юбилею в сложных условиях обострения акцизной войны между участниками рынка на фоне развернувшейся глобальной антиникотиновой кампании. Что не помешало достойно отпраздновать знаменательное событие, проведя в конце мая Общее собрание ассоциации в гостинице “Рэдиссон САС Славянская”, которое и освещал “Русский табак”.

На собрании, как водится, выступил Президент “Грандтабака” С.Р. Шелехов с докладом “Отчет о проделанной работе и предложения по основным направлениям деятельности Ассоциации на 2003-2004 гг.”. При обсуждении доклада выступившие признали работу Ассоциации “удовлетворительной” и определили стратегические направления деятельности “Грандтабака” на ближайшую перспективу.

Отечественных табачных “грандов” поздравил с трехлетней годовщиной Ассоциации сам Председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам Г.В. Кулик. А непосредственно в работе высокого собрания приняли участие представители профильных думских комитетов Тихонков С.М и Белов С.К., которые в своих выступлениях как раз и подчеркнули большую роль “Грандтабака” в установлении цивилизованных отношений на очень сложном табачном рынке страны. Депутаты также дали высокую оценку подготовленной аппаратом “Грандтабака” по заданию Госдумы общероссийской “Этической хартии предпринимателей табачного рынка России”.

Вообще, по всему видно, что “Грандтабак” пользуется повышенным авторитетом в Думе. Вот и депутат А. Мельников в своем последнем интервью “РТ” посоветовал табачным предпринимателям вместо того, чтобы вступать в разные никчемные “табакпромы”, учиться у “Грандтабака”. Потому как “они хоть и дистрибьюторы, а сто очков вперёд дадут “Табакпрому” – журнал прекрасный издают (“Русский табак”) с информацией о табачной промышленности (его в Госдуме с интересом читают)”.

Ну а на юбилейном собрании в связи с тем, что истек срок полномочий действующего Президента Ассоциации, состоялись выборы нового. Была выдвинута единственная кандидатура все того же г-на Шелехова, которому единогласно снова доверили руководить Ассоциацией на очередной срок. Состоялось также утверждение решения Совета Ассоциации о принятии в Действительные Члены “Грандтабака” семи новых компаний из Москвы, Иркутска и Калининграда.

Примечательно, что среди этой семерки оказался также и “Булгартабак Холдинг” (г. София).

Наконец-то “Грандтабак” взялся за “РОДОПИ” и станет теперь регулировать вопросы производства и торговли болгарскими сигаретами в нашей стране. Как утверждают “Ведомости”, ассоциация табачных компаний “Гранд-Табак” разработала план восстановления позиций болгарских сигарет на российском рынке , утерянных из-за конфликта между болгарской табачной монополией Bulgartabac Holding и ее российской “дочкой”, фабрикой “СК-Булгартабак”. В ассоциации оптимистично полагают, что болгарские сигареты (на которые сегодня приходится около 1% российского рынка) вполне способны увеличить свою долю на этом самом рынке вдвое.

Сигареты BT, “Интер”, “Родопи” и “Стюардесса” выпускались с 2000 г. подольской фабрикой “СК-Булгартабак”, совместным предприятием российской компании “Союзконтракт-Табак” (23% акций) и Bulgartabac Holding. СП находится под управлением “Союзконтракт-Табака”.

До 2002 г. фабрика “СК-Булгартабак” была основным производителем и дистрибьютором сигарет болгарских марок в нашей стране. Весной прошлого года руководство Bulgartabac Holding заявило, что совместное предприятие производит контрафактную продукцию. Участники рынка объясняли демарш болгар тем, что в этот момент решался вопрос о приватизации Bulgartabac Holding и консорциум компаний с участием “Союзконтракт-Табака” был одним из претендентов на покупку 80% его акций (приватизация так и не состоялась). Пока дело рассматривалось в судах, производство сигарет под болгарскими марками на фабрике “СК-Булгартабак” было приостановлено. Позднее “Союзконтракт-Табаку” удалось доказать в суде законность лицензии на выпуск болгарских сигарет, а недавно было объявлено о возобновлении их производства в Подольске.

Сегодня президент “Гранд-Табака” Сергей Шелехов утверждает, что уж ему-то точно известно, сколько болгарских сигарет можно произвести, чтобы не обвалить рынок, и кому их отдать на продажу. По его словам, из пяти действующих в нашей стране производственных СП с участием Bulgartabac производство должно продолжаться на первом этапе только на двух – “СК-Булгартабак” и фабрике в Сочи. Остальные фабрики ассоциация рекомендует болгарам закрыть. И скорее всего, в конце концов “СК-Булгартабак” станет официальным монополистом по производству болгарских сигарет. Продавать болгарские сигареты будет предложено специально назначенным дистрибьюторам – членам “Гранд-Табака”.

По мнению г-на Шелехова, который, к тому же, недавно присутствовал на “Национальной болгарской выставке” в ЦМТ на Красной Пресне, вполне реально довести долю болгарских сигарет на российском рынке до 2%. А почему бы и нет? Тем более что на этой самой выставке, как утверждает “РТ”, был замечен также и полпред президента г-н Полтавченко, уделивший особое внимание стенду “Булгартабака” …. Полпреда, в частности, удивил тот факт, что Холдинг не привез на выставку свои известные “советские” марки – “Шипку” и “Родопи”. На стенде болгарского Холдинга экспонировались главным образом интересные новинки, которые даже не поступили в продажу в самой Болгарии, как, например, сигареты класса “премиум” Prestige Superslims.

Как бы то ни было, российские совладельцы подольской фабрики пока скупо комментируют планы “Гранд-табака”, а вот болгарская сторона в лице главы российского представительства Bulgartabac Вячеслава Подопригоры выразила явную готовность к сотрудничеству с ассоциацией.

Кроме того, в беседе с “РТ” генеральный представитель АО “Булгартабак Холдинг” в России также сообщил, что между “Союзконтракт Табак” и “Маркет Форт” подписано двухстороннее соглашение о совместной дистрибуции болгарских сигарет. И тем самым положен конец ценовой войне и конкуренции операторов, работающих с марками “Булгартабака”.

А в результате вступления в ассоциацию авторитет “Грандтабака”, несомненно, позволит болгарскому Холдингу еще больше консолидировать всех заинтересованных операторов рынка, включая “Булгартабак-Сочи” и “Маркет Форт”.

В своем интервью “РТ” г-н Подопригора напоминает о тернистом пути продукции по под товарными знаками БТХ к российскому потребителю, дефолте 1998 года и роковых ошибках, которые до сегодняшнего дня так и не позволили переломить кризисную ситуацию. Между тем, после 98 года процесс на российском табачном рынке пошел необратимый. Мультинациональные компании увеличивали свои мощности, их рекламный бюджет и вообще бюджет на развитие были просто не сопоставимы с бюджетами “Булгартабака” в России. Производство стремительно увеличивалось, конкуренция в среднем и нижнеценовом сегменте становилась все более жесткой. А на фоне всего этого российские предприятия Холдинга так и продолжали гнать одинаковую линейку брендов. При этом не развели товарные знаки по предприятиям, не выделили флагмана. Увеличение количества СП было необоснованно. И они, выпускающие одноассортиментную продукцию, превратились в конкурентов со всеми вытекающими последствиями. Кроме того, российские СП, которые как юридическое лицо не являлись собственниками актива, не были, по сути, так заинтересованы в усилении позиций болгарских марок, как сам “Булгартабак Холдинг”. Предприятия повели себя таким образом, как обычно поступают в условиях жесткого экономического прессинга – выжить любой ценой. Произошел естественный отбор. Остались более сильные, те, у которых был соответствующий опыт и выбрана верная стратегия построения собственной сети дистрибуции.

Так или иначе, в настоящее время на рынке присутствует продукция предприятий Сочи и Подольска. Развитие на рынке будет зависеть от взаимоотношений между этими хозяйствующими субъектами и от того, насколько им удастся найти взаимопонимание, как между собой, так и с БТХ.

Другая напасть которая сегодня мешает “Булгартабаку” активно участвовать в российском бизнесе, – непрекращающаяся процедура приватизации. Неопределенность со статусом делает невозможным строить долгосрочные прогнозы и планы. И, что самое важное, выстраивать отношения с дистрибуторами.

Поэтому становится ясно, что вступление “Булгартабак Холдинга” в Ассоциацию “Грандтабак” именно сейчас – это не случайность. Нельзя сказать, что “Булгартабак” сегодня интересен российским дистрибуторам, так что заключенное соглашение надо понимать как встречное сближение. Ассоциация “Грандтабак” внушает доверие, коль скоро объединяет до 80% табачных дистрибуторов России и призвана выступать в роли арбитра. Который так необходим сейчас болгарскому Холдингу, хотя бы для того, что бы развести ассортимент “Булгартабак-Сочи” и “СК-Булгартабак”.

Ведь вообще-то у линейки, созданной еще в советские времена, есть будущее. Где-то придется поработать над качеством, над дизайном этикета. Но потенциал есть уже сегодня, болгарские марки узнаваемы. Они вызывают определенные ассоциации, на разной волне – на славянофильской, на патриотической, на постсоветской, на ностальгической и так далее. И сегодня, надо признать, что это, пожалуй, единственный локомотив, который может тянуть остальные марки. Ведь у “Булгартабака” в России не было бюджета на раскрутку новинок. Но, например, сигареты “BT” известны еще с незапамятных времен, значит, будут покупаться и новые версии марки, такие как “BT 2000”, “BT No1”. Или, например, такая “географическая” пара – “Родопи” и “GD”. В общем два-три бренда – этого достаточно для того, чтобы создать не то чтобы новую линейку для России, а такой вот ассоциативный ряд, который был бы привязан к “Булгартабаку”. Здесь можно поработать. Пути для маркетинга есть, ниша своя есть. Самое главное сейчас выйти на соответствующий уровень, а для этого нужно разорвать, наконец, этот круг внутренней конкуренции российских предприятий “Булгартабака”. Ведь импорта болгарских сигарет в Россию сегодня нет совсем. И именно от них сейчас зависит будущее марок “Булгартабака” на российском рынке.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ