В нынешнем году международная антитабачная общественность, несомненно, отмечает Всемирный день борьбы с курением (31 мая) в обстановке особого подъема, поскольку как раз накануне ВОЗ приняла в Женеве международную антитабачную конвенцию. Как отмечает “Известия”, это первое в истории человечества антитабачное соглашение получило название “Рамочная конвенция по контролю за распространением табака” (РККК) и охватывает проблемы предупреждения и лечения пристрастия к табаку, а также налогообложения и рекламы сигарет, торговли табачными изделиями. Присоединившиеся к соглашению 192 государства, включая Россию, теперь должны будут ратифицировать конвенцию и вносить соответствующие изменения в законодательство. Конечно, министр здравоохранения РФ Юрий Шевченко, возглавлявший российскую делегацию в Женеве, в интервью РИА “Новости” не преминул дать высокую оценку принятой конвенции и отметить ее большое значение.
Конвенция по борьбе с курением разрабатывалась четыре года и должна была серьезно усложнить жизнь табачным компаниям, напоминает “Ъ”. Но в конце концов нашла у этих самых компаний горячую поддержку, отмечают “Ведомости”. (Почти как у российского Минздрава!). А все потому, что крупнейшие транснациональные производители табака вовремя подключились к борьбе с медиками. И в результате, в отличие от жесткого исходного варианта, окончательная редакция документа оказалась довольно безобидной для табачной индустрии. Вот, например, требование о ставке акциза в 2/3 цены заменено фразой о том, что налоговая политика должна способствовать “сокращению курения табака”.
Другие перечисленные в конвенции ограничения – например, запрет на курение на рабочих местах и в общественном транспорте – действуют в России с января 2002 г. При этом некоторые требования конвенции даже мягче российских. Например, у нас вовсе запрещена как поштучная продажа сигарет, так и автоматы для этой продажи (вероятно, за их отсутствием).
Единственная серьезная претензия производителей табака к документу касается полного запрета на рекламу их продукции. Впрочем, этот запрет прописан в конвенции очень осторожно. Во-первых, ввести его нужно будет в течение пяти лет после ратификации конвенции и вступления ее в силу. Во-вторых, запрет вводится лишь в том случае, если он не противоречит конституции страны. В связи с чем представитель правительства в КС Михаил Барщевский (между прочим, заядлый курильщик) не преминул напомнить, что российская Конституция гарантирует свободу экономической деятельности, которая, между прочим, без рекламы невозможна. Ну и, опять же, гарантия свободы слова и распространения информации…
Еще одно неприятное для компаний нововведение касается предупреждений о вреде курения. По российскому закону они должны занимать не менее 4 процентов площади пачки сигарет, а конвенция требует “ни в коем случае не менее 30 процентов “.
В общем, российские табачные лоббисты надеются, что после ратификации конвенции депутаты Госдумы не станут ужесточать ее абстрактные положения внутренними законами. “Мы активно работаем с Думой и правительством и надеемся на их здравый смысл”, – говорит г-н Аксенов из компании ВАТ. А все тот же юрист г-н Барщевский даже нынешние ограничения считает бессмысленными: “Чиновники, которые раньше курили в кабинетах, вынуждены теперь всякий раз бегать в курилку. В итоге на выкуривание пачки в день уходит больше трех часов рабочего времени”. Абсурд, да и только!
Что же в конце концов означает принятие этой конвенции для России? (Официально наша страна подпишет ее в июне.) Рост акцизов на табачные изделия в нашей стране и так происходит регулярно, но тем не менее доля налогов в стоимости пачки у нас по прежнему незначительна и составляет в среднем 25 процентов. (В некоторых странах Европы этот показатель достигает 90 процентов). Если Россия резко повысит акцизы на табак, это в первую очередь ударит по российским предприятиям, работающим в нижнем сегменте рынка, где спрос наиболее эластичен.
То же самое касается запрета на рекламу. Западные брэнды уже и так хорошо раскручены и известны потребителю, а российские марки, за исключением разве что “Примы”, нуждаются в мощной рекламной поддержке. Нельзя забывать и собственно рекламный рынок. В прошлом году объем табачной рекламы, по данным компании RPRG, составил $80 млн., а в текущем, как ожидается, эта цифра перевалит за $100 млн.
Так что практический эффект от рамочной конвенции, увы, не велик, констатируют “Ведомости”. Она вступит в силу лишь через несколько лет, а ее самым радикальным требованием является всего лишь рекомендация ввести со временем полный запрет на рекламу табака. Как можно судить по опыту изобретательных производителей водки, в России этот полный запрет не поможет избавиться от плакатов, рекламирующих что-нибудь “очень легкое”.
Смысл конвенции скорее в другом. Все страны мира единодушны во мнении, что курение убивает, и согласны бороться с этим злом. Еще хуже то, что курит молодое поколение.
По данным российского Минздрава, почти треть российских детей курят. А российское общество, в отличие от европейского или американского, вполне добродушно относится курению. Поэтому почти 40 млн. заядлых российских курильщиков вряд ли воспримут положительно крутые антитабачные меры правительства.
Одна надежда – на молодежь! Курение должно стать у них немодным и непрестижным – как и в большинстве западных обществ. Но государство и законы тут бессильны. Молодые люди просто должны понять, что между жизненным успехом и курением связь обратная. Пример жесткого лобового пути – офисная политика нескольких наших олигархических компаний, запретивших курение в своих офисах. Главное – не доводить эти меры до абсурда. Выбор должен оставаться свободным. Чем больше будет престижной работы, тем меньше будут курить.
А пока Россия каждый год бьет мировые табачные рекорды. И нынешний Всемирный день без табака отметила очередным рекордом, который и был зафиксирован в новом докладе американского исследовательского института Worldwatch (почему-то, на основании данных Минсельхоза США). Оказывается, в 2002 году потребление сигарет в России составляло 1931 штуку на одну среднестатистическую российскую душу населения, что вдвое превышает среднемировой уровень.
Ну разве не обидно, что подсчетом выкуриваемых россиянами сигарет занялся Минсельхоз США, сетует по этому поводу “Российская газета”. Как будто они, а не мы сами озабочены собственным здоровьем. О вреде курения нас осторожно предупреждает Минздрав на громадных рекламных панно и на красочных пачках этих самых сигарет. А надо бы кричать во весь голос. Ведь по производству сигарет – 375 миллиардов штук в год – Россия вышла на третье место в мире, пропустив вперед только китайцев и американцев. Но ни те, ни другие не стремятся всю эту продукцию употребить, а наоборот, до 25 процентов экспортируют. А мы не только выкуриваем собственные, но еще и закупаем импортные.
Впрочем, “Столичная газета” считает, что американцы голословно обвинили россиян, назвав нашу страну самой курящей в мире. Это обвинение легко опровергается. Потому как нельзя мерить Россию официальным аршином. На самом деле все последние годы объем выпущенных у нас сигарет примерно на 85 млрд. штук превышает реальную потребность рынка. Например, МНС, согласно данным Госкомстата, выдало акцизных марок на 398 млрд. сигарет и папирос, в то время, как мы помним суммарный годовой объем их производства составляет всего 375 млрд. Куда пошли 23 млрд. штук разницы, никто не знает. Виктор Стефашин из ассоциации “Грандтабак” полагает, что именно эту цифру можно считать минимальным объемом теневого производства. По его же данным, которые подтверждают и другие эксперты, перманентно “где-то висит еще около 80-90 млрд. сигарет, и только около 50 млрд. из них можно списать на складские запасы”.
Прежде считалось, что 20-30 млрд. сигарет развозится челноками по странам ближнего зарубежья. Но теперь Украина и Белоруссия нарастили объемы собственного производства, изменили налоговое законодательство, и российский экспорт в эти страны стал невыгоден. Зато в Великобритании, например, ничего не могут сделать с поставками в страну контрабандных табачных изделий. За два последних года при попытке незаконного провоза в страну английскими таможенниками и пограничниками было задержано 2,8 млрд. сигарет. Причем значительная часть контрабанды поступила из России. Не меньше, по оценкам российских экспертов и солидарных с ними европейских полицейских, идет “левой” продукции из России в Германию, Польшу и Скандинавские страны.
Всего, по экспертным оценкам, серый экспорт российских табачных изделий сейчас составляет не менее 30-50 млрд. штук в год. Все это и следовало бы учесть уважаемому американскому исследовательскому учреждению, прежде чем голословно обвинять Россию в пагубном пристрастии.