Накануне женского дня газета “Труд” озаботилась состоянием репродуктивного здоровья нации, которое неуклонно ухудшается из-за распространения вредных привычек среди прекрасной половины населения страны. По статистике 23 процента российских женщин курят во время беременности, что приводит к стопроцентной заболеваемости новорожденных.
Вообще же курение женщин до 30 лет едва ли не сильнее всего влияет на рождение впоследствии нездоровых детей. А у нас курящих девушек – почти 54 процента. Исследования, проведенные в Москве и Санкт-Петербурге, показали: к 18 годам курящих оказывается уже 75 процентов. Средний возраст начала курения – 10-11 лет.
Курить в столь нежном возрасте часто начинают не из-за пристрастия к табаку, а “ради понта” – чтобы продемонстрировать свою взрослость и “крутизну”. В связи с этим исследователи из Великобритании пришли к выводу, что, к примеру, “ритуал” использования мобильных телефонов вполне может заменить для многих девушек процесс курения, который, в сущности, очень часто просто помогает заполнить пустоту в разговоре.
А вот профессора калифорнийского университета предлагают более радикальный метод сокращения числа “дымящих” школьниц и студенток – неуклонное повышение цен на табачные изделия. По их мнению, пачка сигарет должна стоить не менее 11 долларов. Между тем положительный опыт в Калифорнии уже имеется: число юных курильщиков (и курильщиц) снизилось там почти вдвое после повышения цены даже до 3 долларов за пачку.
Распространить же многообещающий калифорнийский опыт на Россию нам очевидно помогут эксперты МВФ. Как пишут “Ведомости”, в своем докладе о налоговой реформе они предлагают правительству первым делом серьезно повысить акциз. По данным Фонда, доля налогов в розничной цене сигарет на российском рынке составляет сейчас лишь 28 процентов, тогда как в Польше этот показатель равен 74 процентов, в Португалии – 79 процентов, а в Германии – 73 процента. Кроме того, предлагается заменить комбинированную ставку акциза на табак проверенной и хорошо собираемой специфической (т.е. брать акцизы по-старому). Миссия МВФ порекомендовала Минфину в течение пяти лет повысить уровень налогообложения сигарет до 74 процентов от отпускной цены, отменить пятипроцентную адвалорную составляющую уже с 2004 года, а специфический акциз корректировать с учетом инфляции каждые полгода.
В связи с этим “Компания” напоминает: случайно или нет, но финансовый институт принял сторону компании Philip Morris (и примкнувшей к ней JTI). Предлагается адвалорную составляющую отменить, а специфическую увеличить. При таком раскладе производители дешевых табачных изделий (российские фабрики и частично ВАТ) и производители дорогих сигарет (PМ и частично JTI) будут платить в казну одинаковую сумму с каждой пачки. В результате в процентном отношении налог на дешевые сигареты будет выше, чем на дорогие.
МВФ предупреждает, ну а чиновники Минфина, правда, пока не воспринимают рекомендации МВФ как прямое руководство к действию. Предлагается оставить акциз комбинированным и проиндексировать специфическую ставку на 25 процентов с 1 января 2004 г. В то же время руководство департамента налоговой политики Минэкономразвития выступает за специфическую ставку и приводит те же аргументы, что и эксперты МВФ.
Да и депутаты Госдумы, выступающие за специфический налог, воодушевились мощной поддержкой и готовятся к очередному этапу акцизной борьбы. Если правительство не прислушается к рекомендациям МВФ, депутаты внесут поправки ко второму чтению правительственного законопроекта об очередной индексации акцизов, который будет обсуждаться в весеннюю сессию, заявил по этому поводу Алексей Мельников – из “ЯБЛОКа”.
Бюджет – не место для игр конкурентов. Такой вывод делает “Время МН” из интервью этого известного в табачных кругах члена бюджетного комитета Думы. По мнению депутата Мельникова и расчетам экспертов, в результате введения комбинированных акцизов на табак казна потеряет порядка миллиарда рублей. Денежки вполне могут “испариться” за счет серой схемы ухода от налогов, спровоцированной нововведением. С целью уменьшения налогообложения производитель вполне может занизить отпускную цену, продав по ней продукцию специально созданному “торговому дому”. А реальную стоимость “отобьет” ценовыми надбавками на каждом из следующих звеньев торговой цепочки.
За акцизной реформой стояли интересы отдельных производителей, чьи представители откровенно давили на правительство и парламент. Сначала лоббисты обосновывали свою позицию тем, что такая система действует в Европе. Но там принципиально другой подход: процент берется с розничной цены, а не с отпускной, как у нас. Нововведение также мотивировали поддержкой отечественного производителя, чьи предприятия в основном расположены в регионах и заняты выпуском дешевого курева… Но, во-первых, с точки зрения налогообложения у нас нет “своих и чужих”. Все табачные предприятия, кому бы они ни принадлежали, работают на нашей территории и платят все установленные налоги. Во-вторых, регионы теперь не получают табачные акцизы напрямую. Ну и, наконец, с какой стати поддерживать отдельных производителей за счет бюджета?
У нас прекрасно работала специфическая система. Такая же, как в США, Канаде, Японии. Кстати, в этих странах один из инструментов в ограничении курения – рост специфической ставки акциза. Когда же мы вернемся к специфической ставке (в чем депутат не сомневается), для такого товара, как табак, индексацию акцизов можно и нужно проводить сверх уровня инфляции. Помимо роста бюджетных доходов, это должно привести к падению роста потенциальных курильщиков. Исследования, проводившиеся в цивилизованных странах, показывают прямую зависимость снижения роста курильщиков от повышения ставки таких акцизов. Не должна пачка сигарет стоить наравне с пачкой жевательной резинки.
А не подтолкнет ли сверхлимитная индексация к свертыванию табачного производства? Это же не только одна из самых динамичных, но и одна из самых конкурентных отраслей нашей экономики. У нее достаточно резервов. Пока что не предлагается отказываться от двухуровневой ставки в зависимости от категории курительных изделий. Производители папирос и сигарет без фильтра будут по-прежнему платить меньше производителей сигарет с фильтром. Правда, и тем, и другим в целом придется больше отчислять в бюджет. Но, во-первых, специфическая система не провоцирует уход от налогов, она прозрачнее и лучше контролируется. Во-вторых, в случае принятия концепции опережающего инфляцию роста табачных акцизов необходимо прописать темпы их индексации на перспективу – скажем, сразу на 5-6 лет вперед. Чтобы отрасль могла планировать свои затраты, сокращать издержки. Наверное, не все выдержат конкуренцию. Но разве это не принцип рыночной экономики? В которой, между прочим, компании платят в бюджет, а не бюджет субсидирует компании.
Папиросы и сигареты без фильтра у нас курят все меньше, но все же пока достаточно. Поэтому двухуровневая система пока должна сохраняться. Хотя г-н Мельников выступает за единую ставку на все виды табачной продукции, которая стимулирует производство более качественных изделий. Депутат уверен, что потери от акцизной реформы правительство вполне осознает и с благословения Думы исправит допущенные ошибки уже в нынешнем году.
Тем временем, накануне Великого поста министр здравоохранения Юрий Шевченко получил благословение патриарха Всея Руси Алексия II на дальнейшую борьбу с вреднейшими привычками и греховными слабостями, что, несомненно, будет способствовать дальнейшему укреплению здоровья нации и ее генофонда.